Раздел 5. Сущность социально-культурных технологий

Тема 5.1. Общая характеристика аудитории культурно-досуговых учреждений

1. Определение аудитории

2. Реальные и потенциальные аудитории

3. Особенности массовой аудитории

4. Особенности групповой аудитории

5. Социально демографические особенности аудитории

1.

Аудитория Клубов– все население зоны в том возрасте, который допускает участие в культурных занятиях.

2.

Реальная аудитория – та, часть населения страны, которая в заметной мере вовлечена в деятельность клубов и испытывает их влияние. Остальное население – потенциальная аудитория.

Потенциальная аудитория – люди, которые посещают КДУ от случая, к случаю – избиратели. Между ними нет постоянных контактов, они объединяются для достижения какой-либо цели, а достигнув её, она (аудитория) распадается. Потенциальная аудитория бывает на массовых мероприятиях, ориентированна на получение знаний или на развлечение, отдых.

Задача КДУ – превратить потенциальную аудиторию в реальную.

Пути формирования реальной аудитории:

1. Выявить людей с общими интересами

2. Провести анкетирование

3. Обратить внимание (реклама) помещение

4. Организация работы, занятий

3.

Массовая аудитория – большое количество людей одновременно и в одинаковых функциях участвующих в клубных мероприятиях.

Особенности массовой аудитории.

  • состав не стабилен, меняется от мероприятия к мероприятию
  • состоит из людей, которые отличаются друг от друга по вкусам, интересам, полу, социально – психологическим особенностям.
  • Эта аудитория сильно подвержена эмоциональному заражению, массовому психозу, гипнозу. Поэтому здесь легко формировать определенные взгляды и убеждения.

4.

Групповая аудитория – группа людей объединенная общими интересами

Основное отличие от массовой – численность (12-15 чел.)

Особенности групповой аудитории.

  • Состав однороден (общие интересы, по возрасту)
  • Наличие руководителя – специалиста
  • Систематические занятия
  • Ведение документации (журнал учета посещаемости)
  • План работы
  • Расписание
  • Название коллектива
  • Отчеты за год.

5.

Деление аудитории по социально-демографическому признаку

1) по возрастному критерию

Дети и подростки Молодежь Люди зрелого возраста Люди пожилого возраста
1-группа дети мл. возраста. 7-10 лет. Юноши 17-20 лет Возраст ранней зрелости 30-40 лет Возраст активной старости 61-70-75 лет
2-группа 11-14 лет Молодежь среднего возраста 21-25 лет Возраст средней зрелости 41-50-55 лет Возраст ухода от дел 76-80 лет
3-гр. Отроческий возраст 15-16 лет Молодежь старшего возраста 26-30 лет Возраст поздней зрелости, предпенсионный 50-55-60 лет Возраст старческого увядания 81-90 лет
4-гр. долгожители      

2) по образовательному критерию

- дошкольники

- учащиеся 1-3 классов, 4 - 6 классов, 7 - 10 классов

- учащиеся ПТУ, училищ, техникумов, студенты ВУЗов

- аудитория с неполным средним образованием

- аудитория со средним и средне специальным образованием

- заочники, вечерники,

- не учащаяся молодежь

3) По критерию семейного положения 4) по критерию местожительства

- полные - проживающие в общежитии

- неполные - жители малоэтажных домов

- студенческие - жители микрорайона

-многодетные - дома, улицы

- «трудные» семьи - ребята нашего двора

- брачные пары - новосёлы

- готовящиеся вступить в брак - старожилы

- молодожены, молодые пары - сельские, городские

- матери, отцы, бабушки, дедушки - дачники

- холостые, незамужние

5) По половому критерию 6) По критерию участия в событиях

- мужчины и женщины - Участники ВОВ

- юноши и девушки - Целинники

- мальчики и девочки. - участники локальных войн.

7) По критерию проведения свободного времени

- участники мероприятий

- компании, группы

-отдыхающие, туристы

- члены клубных объединений,

- участники художественной самодеятельности

- посетители кино, концертов, зрелищ

Вывод: Успешность работы учреждений культуры напрямую зависит от того, насколько хорошо работник культуры разбирается в аудитории, знает все её особенности.

Рекомендуемая литература

1. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность (теорет. основы): Учеб. пособие. – Барнаул, 2002.

2. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Под редакцией Е.И.Григорьевой. – Тамбов, 2003.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение аудитории культурно-досугового учреждения.

2. Раскройте понятия реальной и потенциальной аудитории.

3. Назовите особенности массовой и групповой аудиторий.

4. Дайте социально-демографическую характеристику аудитории.

Наши рекомендации