Раздел 5. Сущность социально-культурных технологий
Тема 5.1. Общая характеристика аудитории культурно-досуговых учреждений
1. Определение аудитории
2. Реальные и потенциальные аудитории
3. Особенности массовой аудитории
4. Особенности групповой аудитории
5. Социально демографические особенности аудитории
1.
Аудитория Клубов– все население зоны в том возрасте, который допускает участие в культурных занятиях.
2.
Реальная аудитория – та, часть населения страны, которая в заметной мере вовлечена в деятельность клубов и испытывает их влияние. Остальное население – потенциальная аудитория.
Потенциальная аудитория – люди, которые посещают КДУ от случая, к случаю – избиратели. Между ними нет постоянных контактов, они объединяются для достижения какой-либо цели, а достигнув её, она (аудитория) распадается. Потенциальная аудитория бывает на массовых мероприятиях, ориентированна на получение знаний или на развлечение, отдых.
Задача КДУ – превратить потенциальную аудиторию в реальную.
Пути формирования реальной аудитории:
1. Выявить людей с общими интересами
2. Провести анкетирование
3. Обратить внимание (реклама) помещение
4. Организация работы, занятий
3.
Массовая аудитория – большое количество людей одновременно и в одинаковых функциях участвующих в клубных мероприятиях.
Особенности массовой аудитории.
- состав не стабилен, меняется от мероприятия к мероприятию
- состоит из людей, которые отличаются друг от друга по вкусам, интересам, полу, социально – психологическим особенностям.
- Эта аудитория сильно подвержена эмоциональному заражению, массовому психозу, гипнозу. Поэтому здесь легко формировать определенные взгляды и убеждения.
4.
Групповая аудитория – группа людей объединенная общими интересами
Основное отличие от массовой – численность (12-15 чел.)
Особенности групповой аудитории.
- Состав однороден (общие интересы, по возрасту)
- Наличие руководителя – специалиста
- Систематические занятия
- Ведение документации (журнал учета посещаемости)
- План работы
- Расписание
- Название коллектива
- Отчеты за год.
5.
Деление аудитории по социально-демографическому признаку
1) по возрастному критерию
Дети и подростки | Молодежь | Люди зрелого возраста | Люди пожилого возраста |
1-группа дети мл. возраста. 7-10 лет. | Юноши 17-20 лет | Возраст ранней зрелости 30-40 лет | Возраст активной старости 61-70-75 лет |
2-группа 11-14 лет | Молодежь среднего возраста 21-25 лет | Возраст средней зрелости 41-50-55 лет | Возраст ухода от дел 76-80 лет |
3-гр. Отроческий возраст 15-16 лет | Молодежь старшего возраста 26-30 лет | Возраст поздней зрелости, предпенсионный 50-55-60 лет | Возраст старческого увядания 81-90 лет |
4-гр. долгожители |
2) по образовательному критерию
- дошкольники
- учащиеся 1-3 классов, 4 - 6 классов, 7 - 10 классов
- учащиеся ПТУ, училищ, техникумов, студенты ВУЗов
- аудитория с неполным средним образованием
- аудитория со средним и средне специальным образованием
- заочники, вечерники,
- не учащаяся молодежь
3) По критерию семейного положения 4) по критерию местожительства
- полные - проживающие в общежитии
- неполные - жители малоэтажных домов
- студенческие - жители микрорайона
-многодетные - дома, улицы
- «трудные» семьи - ребята нашего двора
- брачные пары - новосёлы
- готовящиеся вступить в брак - старожилы
- молодожены, молодые пары - сельские, городские
- матери, отцы, бабушки, дедушки - дачники
- холостые, незамужние
5) По половому критерию 6) По критерию участия в событиях
- мужчины и женщины - Участники ВОВ
- юноши и девушки - Целинники
- мальчики и девочки. - участники локальных войн.
7) По критерию проведения свободного времени
- участники мероприятий
- компании, группы
-отдыхающие, туристы
- члены клубных объединений,
- участники художественной самодеятельности
- посетители кино, концертов, зрелищ
Вывод: Успешность работы учреждений культуры напрямую зависит от того, насколько хорошо работник культуры разбирается в аудитории, знает все её особенности.
Рекомендуемая литература
1. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность (теорет. основы): Учеб. пособие. – Барнаул, 2002.
2. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Под редакцией Е.И.Григорьевой. – Тамбов, 2003.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение аудитории культурно-досугового учреждения.
2. Раскройте понятия реальной и потенциальной аудитории.
3. Назовите особенности массовой и групповой аудиторий.
4. Дайте социально-демографическую характеристику аудитории.