Сущность и специфика современных социально-культурных технологий

Культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа – деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов.

Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.

Социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

• создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения. Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения. Эволюция культурно-просветительной работы, ее трансформация в социокультурную деятельность в сегодняшнем ее понимании начались еще в шестидесятые-семидесятые годы. Являвшаяся в течение десятилетий одной из сторон культурно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности советского государства, инструментом партийно-идеологического влияния на массы, культурно-просветительская работа, исчерпав авторитарно-принудительные средства организации досуговой деятельности, вынуждена была все в большей мере апеллировать к инициативе и самодеятельности самого населения. В начале восьмидесятых она уже интерпретировалась как «педагогически организованная самодеятельность (свободная деятельность) населения с целью воспитания гармонично развитой личности» , что, по сути дела, означало движение от субъект-объектной к субъект-субъектной модели организации досуга. И хотя оно было еще во многом декларативным и по-прежнему подчинялось жесткому административному регламенту, тем не менее в практике культурно-просветительной работы стал накапливаться опыт новых отношений между культурой и человеком, опыт действительной, а не навязанной свыше и потому зачастую показной самодеятельности. Стали возникать инициативные движения, любительские объединения, клубы по интересам. К сожалению, многие культпросветработники оказались к этому не готовы и не могли оказать поддержки инициативе «снизу» квалифицированной и действенной помощью. Привычные методы культпросветработы с новой аудиторией, не желавшей ощущать себя объектом воспитания, а тем более идеологической обработки, были отвергнуты. У этой аудитории были свои идеи, свои осмысленные потребности и интересы. Добровольные любительские объединения явились формой включения в сферу культурно-досуговой деятельности неординарно мыслящих, образованных, талантливых людей, испытывавших потребность в творчестве, в самореализации и самоутверждении, в содержательном, развивающем досуге в кругу единомышленников. В такой аудитории «массовику-затейнику» явно было нечего делать. И это стало еще одним важным фактором эволюции устаревшей модели культурно-просветительской, организационно-досуговой работы. Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Принципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (социальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимулирующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа социально-педагогического взаимодействия является педагогика сотрудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели. Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития. Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию? С одной стороны, сравнивая ее с периодом пятнадцати-двадцатилетней давности, очевиден прогресс, который выражается в демократизации и обновлении общества, формировании нового общественно-государственного механизма регулирования культурной жизни; в раскрепощении сознания людей и высвобождении их социальной активности и инициативы. В свою очередь это стимулировало увеличение общественного и коммерческого секторов организации досуга, рост предприимчивости и самостоятельности людей, расширение диапазона видов и форм культурно-досуговой деятельности. Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника. Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления. В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства. Оно вынужденно станόвиться все более элитарным, так как доступ к нему зачастую затруднен даже для самых верных его ценителей. Причем речь идет не только об опере, балете или высокохудожественных литературных изданиях, альбомах репродукций, но даже о достойного уровня кинематографе. Увы, сегодняшний книжный «бум» – это «бум» ширпотреба, а перенасыщение рынка аудио- и видеокассетами – триумф масскульта. Шоу-бизнес, оккупировавший с помощью средств массовой информации практически все культурное пространство, делает ставку, прежде всего на молодежь, с одной стороны, потакая еще не сложившимся вкусам, а с другой – «замораживая» их на уровне самой низкопробной «попсы». Профанация высокой культуры (изложение «Преступления и наказания» на шестнадцати страницах – далеко не самый яркий тому пример) опять-таки в первую очередь оказывает влияние на молодежь. Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической искушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вытеснение поп-культурой сопровождается размыванием ценностной иерархии в художественной сфере. Падение престижа серьезного искусства отмечается даже в высокообразованных кругах общества, что заставляет в который раз задаться вопросом: каковы все-таки критерии образованности? «Обладание книгами и журналами, знание литературных новинок перестало быть модным в среде технической, естественнонаучной и даже большей части гуманитарной интеллигенции; стало не стыдно признаваться в любви к детективам, порнороманам и нелюбви к умному (от которого «устали»)», – пишет критик М. Золотоносов [3, c. 22]. А тех, для кого общение с «умным» искусством было не модой, а действительно потребностью, оказалось меньше, чем думалось.

Однако они есть, и без преувеличения – это духовный капитал общества, связующее звено, обеспечивающее культурную преемственность поколений. Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориентированным в большей мере на престижные ценности быта и качест-венную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, неблагополучные контингенты, маргинальные группы.В данном же случае речь идет о категории людей относительно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуждаются в защите особого рода – социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения культурного пространства своей жизнедеятельности.Не по своей воле им от многого приходится отказываться, во многом себя ограничивать. Недоступными становятся книги, журналы, газеты, которые выписывались в течение десятилетий, даже не очень дальние поездки, не говоря о путешествиях, хорошие фильмы. Последние – в силу того, что в провинции их просто негде посмотреть. Поэтому у образованных, интеллигентных людей нередко возникает ощущение «выпадения» из сферы культуры. Следует признать, что это проблема, которая нуждается в осмыслении в координатах социокультурной деятельности, и особенно актуальна она для провинции. Сложившаяся ситуация находится в несомненном противоречии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Российской Федерации о культуре, в которых среди прочих провозглашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность; право на личную культурную самобытность; право на приобщение к культурным ценностям; право на гуманитарное и художественное образование; а также право создавать общественные объединения в области культуры В свое время противоречие между реальными интересами определенной части населения и неспособностью официальных социально-культурных институтов их удовлетворить побудило население к самоорганизации в любительских объединениях. Сегодня инициативы энтузиастов часто не могут реализоваться из-за отсутствия материальной базы и финансовой поддержки. Немало уже существующих любительских формирований, клубов по интересам, творческих студий прекратили свою деятельность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным ценностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовлетворение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав является для многих людей одним из условий сохранения их человеческого достоинства и ощущения полноты жизни. Суть социальной работы, как известно, заключается в том, что она создает условия для достойной жизни человека как субъекта общества, содействует его полноценному социальному функционированию, в том числе и в области культуры и досуга, помогает удовлетворить разнообразные как материальные, так и духовные интересы. «Невозможность для человека удовлетворить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, доступа к профессии, социальных услуг, – это сфера компетенции социального работника» [7, c. 38]. В этом плане социокультурная деятельность закономерно рассматривается как одно из важных направлений социальной работы. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение художественного образования, что, по сути, является для него условием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразованного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями мировой художественной культуры является свидетельством духовного богатства человека как личности. Защита права человека на приобщение к высшим художественным ценностям подкрепляется предоставлением ему возможности художественного образования. Естественно, прежде всего имеется в виду подрастающее поколение. К сожалению, массовая школа с этой задачей в целом справляется неудовлетворительно. Дисциплины художественно-эстетического цикла по-прежнему являются второстепенными по сравнению с другими, так называемыми ведущими предметами. Даже литература редко где преподается как искусство, а не историко-социологический курс. К тому же традиционные учебные предметы – литература, музыка, изобразительное искусство – сегодня уже не в состоянии моделировать художественное образование молодого человека адекватно реальной ситуации его контактов с миром искусства, где доминирующее значение приобрели экранные виды художественной культуры. Что же касается возможностей внеурочных, досуговых форм художественного воспитания, дополнительного образования, то они используются явно недостаточно и не всегда компетентно. Кроме того, наличие права на художественное образование вовсе не обязывает им воспользоваться. От своих прав человек может и отказаться. Сфера досуга, как известно, – сфера свободного выбора. Поэтому решающим здесь становится мастерство педагога-воспитателя, специалиста по организации досуговой деятельности: сумеет ли он сделать ценности культуры и искусства притягательными для подростка, для молодого человека, сможет ли он пробудить к ним интерес? Не навязать и тем самым внушить отвращение, а помочь открыть для себя ранее неведомую область, даже не культуры, а жизни. В известном смысле социальному педагогу-организатору досуговой деятельности сложнее, чем учителю, чей предмет является обязательным. Да и школьно-урочная дидактика в культурно-досуговой деятельности, которая по определению является свободной и добровольной, не работает. Речь, естественно, идет не о талантливых учителях, умеющих увлечь, «заразить» своих учеников любовью к искусству, – у таких социальный педагог может многое почерпнуть. Но и у них решающим является не особая методика, а личное, даже личностное отношение к искусству, богатство духовного мира. Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Безусловно, можно привести немало фактов, демонстрирующих сегодняшние культурные достижения, поиски и обретения. Не оскудела земля наша талантами и подвижниками, людьми творческими и неравнодушными. Дело в другом. Будущий социальный педагог-специалист по организации культурно-досуговой деятельности или менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Они должны уметь реально оценивать трудности, которые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.

Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностями современной ситуации и конкретизируют основные направления и содержание социально-культурной деятельности:

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуротворческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката.

В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.

Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.

Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обучения и развития способностей оперирования информацией с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» – это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология – это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.

По нашему мнению, технология – это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания. Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д. В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

· крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;

· макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

· микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина [3], В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова [4], Г.К. Селевко, В.В. Юдина и ряд других.

Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:

1) по уровню применения;

2) по философской основе;

3) по ведущему фактору психического развития;

4) по ориентации на личностные структуры;

5) по характеру содержания и структуры;

6) по типу организации и управления познавательной деятельностью [6].

Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире» [1].

Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях:

1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;

2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенном – в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.

Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в сфере культуры и досуга.

Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:

· концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

· системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;

· управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;

· эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

· и еще важный элемент технологии – это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.

Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику.

Наши рекомендации