Драматургические основы социально-культурных технологий 1 страница

Таблица 1. Функции социально-культурных технологий.

Функции социально-культурных технологий
Первичные Вторичные
отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института наряду с первичными функциями одновременно появлялись и вторичные, социально востребованные и практически направленные функции.
- социализирующая функция, которая проявляется в педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения; - творческая функция, реализуемая с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда; - коммуникативная функция, характерная для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения; - рекреативная функция. - образовательная, - просветительная, - идеологическая, - жизнеобеспечивающая, - досуговая и другие функции.  

Социально-культурные технологии отвечают определенным методологическим требованиям или, как их часто называют, критериям:

- Целенаправленность технологической системы, указывающая на то, что полученный результат не случаен, а проектировался, и для его достижения была создана конкретная программа или проект;

- Системность, указывающая на то, что социально-культурные технологии это определенная система действий, средств и методов, соединенных определенной целесообразной логикой их использования в конкретных условиях, которая позволяет добиваться достижения запланированных результатов;

- Актуальность, проявляющаяся в решении конкретных воспитательных проблем и затруднений, которые удается преодолеть в практике, используя данную технологию;

- Эффективность, гарантирующая достижение определенных стандартов, заложенных в заявке и задании на выполнение социально-культурного проекта или программы.

- Воспроизводимость, подразумевает возможность неоднократного их применения, повторения, воспроизведения в учреждениях и организациях, обладающих статусом социально-культурного центра.

В подходах к классификации социально-культурных технологий существует несколько уровней. Так, на самом распространенном уровне можно говорить о разделении этих технологий на два больших вида: нормативные и институциональные. К нормативным относятся социально-культурные технологии, представляющие совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения. При этом масса нормативных социально-культурных технологий, например, ассоциируется с такими явлениями духовной культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т. д. К институциональным социально-культурным технологиям относятся технологии, которые обязаны своим рождением тому или иному социально-культурному институту, учреждению, центру или профессиональному объединению людей, занимающихся конкретным видом социально-культурной деятельности. Источником для возникновения, обогащения и использования таких технологий являются организационно оформленные и признанные обществом крупнейшие социальные институты - искусство, наука, образование, спорт, армия, церковь, сеть средств массовой информации и коммуникации и другие.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно выделить:

• крупномасштабные технологии на уровне страны, рес­публики, региона;

• макротехнологии в отдельных городах, трудовых объе­динениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

• микротехнологии направленные на конкретные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

Однако, данные классификации представляются довольно обобщенными и не отражают всю специфику и многообразие социально-культурных технологии. В связи с этим современные исследователи в области социально-культурной деятельности предлагают свои подходы к систематизации и классификации социально-культурных технологий.

Е.И.Григорьева придерживается традиционного подхода и в основу классификации кладет методический признак. В предложенной ею классификации социально-культурные технологии подразделяются на три группы [1, С.15-16].

Общие технологии – это группа технологий, ориентированных на процессы, характерные для всей социально-культурной деятельности и охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности (пример: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга).

Функциональные (отраслевые) технологиив своей основе содержат различные направления социально-культурной деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга. К данной группе автор относит:

- технологию информационно-познавательной и просветительной деятельности;

- технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений;

- рекреативно-оздоровительные технологии социально-культурной деятельности.

Дифференцированные (частные) технологиипредставляют собой систему мер, направленных на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами и подразделяются на:

- технологии организации досуга детей и подростков;

- технологии организации молодежного досуга;

- технологии организации досуга;

- технологии организации досуга лиц среднего и пожилоговозраста.

Г.Н.Новиковатворчески переосмыслив систему упорядоченных образовательных технологий, разработанную Г.К.Селевко, предложила классифицировать социально-культурные технологии по уровню применения [4, С.29-32].

Группа 1 – крупные методико-технологические структуры. К ним относят структуру целостного технологического процесса; последовательно реализуемые структурные блоки организации коллектива; структурные звенья организации различных видов деятельности. К этой группе можно отнести структуры целостных региональных проектов и программ, в которых реализуются структурные блоки и звенья одного из направлений деятельности или отрасли знания. Пример – отраслевая программа «Культура против наркотиков».

Группа 2 – технологические микроструктуры. Они используются в разнообразных формах социально-культурной работы. Подобные микроструктуры представляют собой своеобразный организационный каркас, определяет путь к достижению намеченной цели. Пример – каркасные сценарии в разговорных шоу, презентациях и других формах, имеющих жесткую структуру.

Группа 3 – технологические системные формообразования. В эту группу входят социально-культурные технологии, основанные на передовой, новаторской практике и используются при разработке какой-нибудь комплексной темы. Например, празднование Дня Победы предполагает устойчивую, последовательную систему форм деятельности (встречи с ветеранами, походы по местам боевой славы, праздничные концерты и др.). Таким образом, можно сказать, технологические системы, объединенные в данной группе, представляют собой подборку взаимосвязанных, последовательно взаимодействующих форм, направленных на формирование общественно значимых идеалов, свойств личности, черт характера.

Группа 4 – технологические приемы, которые входят в состав той или иной технологической системы и являются частными способами решения конкретных социально-культурных задач. Так, при организации культурно-досуговой программы, используя приемы драматургии можно поставить программу как сказку, мюзикл, театрализованный суд или др.

Группа 5 – технологические звенья. Все технологические структуры состоят из отдельных частей – звеньев (целей, диагностики, методов и др.), которые тесно взаимосвязаны между собой. Несмотря на то, что каждое звено может иметь самостоятельное педагогическое значение, нужно помнить, что при потере хотя бы одного звена, вся деятельность может стать неуправляемой.

Группа 6 – методико-технологические цепочки, представляющие собой сумму взаимосвязанных, последовательно взаимодействующих приемов, методов, способов, заданий, которые обеспечивают закрепление различных знаний, умений, навыков, социально-значимых форм и привычек поведения через творческие работы (постановку спектаклей на актуальную тему, организацию выставки творческих работ, отражающих острые, конфликтные ситуации). Подобные действия (задания) выстраиваются в своеобразную методико-технологическую цепочку, формирующую определенный стиль деятельности. Режим работы кружков, работа с активом, система поручений и др. так же могут быть выстроены в технологическую цепочку, отрабатывающую алгоритм активной общественной жизни.

Группа 7 – технологизированные формы учета результатов деятельности, к которым относятся анкеты, листки отчетности, тесты, опросы, наблюдения, самоанализ выполненной работы и оценка ее качества. Подобный учет дает возможность при необходимости проводить коррекцию работы.

Группа 8 – технологические средства. Они могут быть включены в процесс как отдельные звенья (компьютеры, принтеры, сканеры, приборы и аппараты), так и в качестве самостоятельной технологической цепочки (компьютерные клубы, интернет-кафе и др.).

В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий Т.Г.Киселева и Ю.Д.Красильников выдвинули три их наиболее общих, характерных признака:

1) исторически сложившийся содержательный признак;

2) функциональный или процессуальный признак;

3) демографический, специализирующийся на субкультурных стратах [3].

Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы.

1. Оздоровительные технологии. К ним относятся медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.

2. Культуроориентированные технологии: изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.

3. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых.

4. Экологические или природоориентированные технологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга.

5. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные.

По функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько подгрупп.

1. Образовательные, обучающие и просветительные технологии.

2. Информационно-рекламные и коммуникативные технологии.

3. Творчески развивающие и формирующие технологии.

4. Рекреационные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии.

5. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные.

6. Технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования.

Согласно третьему признаку – социально-демографическому – выделяют следующие подгруппы технологий.

1. Индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде.

2. Специализированные или групповые технологии, ориентированные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические).

3. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности и технологии общественных связей.

В отдельную группу авторы выделяют технологии, которые объединяются по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Сюда входят следующие подгруппы.

1. Традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии.

2. Технологии, построенные с учетом распространенности нововведений: единичные, осуществляемые на одном из объектов, распространенные более широко и охватывающие ряд объектов, распространенные на весь процесс деятельности.

3. Завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения.

Таким образом, нами были рассмотрены несколько вариантов классификаций социально-культурных технологий. Несмотря на их многообразие и многозначность они не охватывают всю палитру современных технологий социально-культурной деятельности. Сегодня, на ряду с предложенными, существуют и другие варианты классификаций социально-культурных технологий: по основным видам деятельности и направлениям формирования личности, сферам общественной жизни и др.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / под. науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.

2.Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : МГУКИ, 2002. – 288 с.

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. /Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.

4.Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Г.Н.Новикова. – М.: МГУКИ, 2010. — 158 с.

5.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ

1. Что представляют собой социально-культурные технологии? Раскройте сущность понятия.

2. Дайте характеристику основных структурных составляющих технологического процесса в социально-культурной деятельности.

3. В чем заключается специфика технологий, применяемых в социально-культурной сфере?

4. Какие есть подходы к классификации социально-культурных технологий?

5. Охарактеризуйте классификацию социально-культурных технологий по методическому признаку.

6. Дайте характеристику социально-культурных технологий, классифицированных уровню применения.

ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Драматургия культурно-досуговых программ – важная часть технологии СКД, имеющая свои специфические особенности, а также общие черты, присущие другим видам драматургии. Зародившись еще в античные времена, драматургия в настоящее время получила свое дальнейшее развитие и разнообразные ее виды: драматургия театра (пьеса), кинодраматургия, радиосценарий, телесценарий. Особое место в этой системе занимает драматургия культурно-досуговых программ, как сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы [8,с.342].

О становлении и развитии драматургии культурно-досуговых программ, о ее специфике и природе проявления достаточно широко и глубоко освещено в научной литературе [5,7,12,13,17]. Истоки теории драматургии КДП идут от начала 20-30-х г. XX столетия, ко времени появления агитационно-художественных бригад, «Живых газет», «Синих блуз» и многое другое. Доминирующими признаками этих форм были сценичность, действенность, конфликтность и основные особенности драматургии КДП, зафиксированные в это время, такие как; документальность, оперативность, синтетичность, эпизодное построения действия, активизация аудитории получили сегодня свою дальнейшую разработку.

Рассматривая драматургию КДП как важную часть технологии культурно-досугового процесса, необходимо подчеркнуть, что она имеет свои специфические особенности.

1) Это драматургия факта, конкретного события, реальность жизни героя и места действия, показанного ярко, с эмоциональной убежденностью в его достоверности, которые создают основу для психологического воздействия на аудиторию.

2) Драматургия КДП максимально приближена к местной действительности, связана с жизнью конкретного трудового коллектива и основана на коллективной самодеятельности масс, позволяющая активно включиться в конкретное и неповторимое действия праздника, обряда и т.д.

3) В отличие от театральной драматургии зритель – активный участник события программы, для этого вводятся разнообразные приемы его активизации (художественные, игровые, журналистские, режиссёрские), рассчитанные на определенное коллективное поведение аудитории.

4) Собирательный характер драматургии КДП ее следующая особенность. Наряду с реальными событиями, документальным материальным материалом, она использует все художественные средства выразительности для создания художественно – образного решения программы.

5) Включение в КДП реальных гостей, людей интересной судьбы, участников тех или иных событий, олицетворяющих трудовую деятельность, «биографию страны» и т.д. Герой драматургического произведения – наш современник или его художественный образ, построенный на прототипе – современнике.

6) Специфической чертой драматургии КДП является то, что она создается компилятивным путем, с использованием метода монтажа с помощью единого художественно-образного драматургического хода, который «красной нитью» проходит через все содержание и становится его цементирующим началом. Поскольку драматург и режиссер очень часто выступают в одном лице, этот ход называют – сценарно-режиссерским, способствующим созданию определенной целостности культурно-досуговой программы.

Основные компоненты драматургии.

Основные драматургические компоненты определены театральной драматургией (наличие действия, конфликта, сюжета, композиции и т.д.), но и другие виды драматургии привнесли свои особенности, которые только обогатили драматургию культурно-досуговых программ. "Драма" в переводе с древнегреческого означает действие, действо, и его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия, членение его на сценические эпизоды, сложная цепь высказываний в диалогах, монологах и ремарках автора.

Основным признаком драматургии является действие, которое состоит из непрерывной цепи событий, образующих сюжет, через которые автор выявляет связи и противоречия между людьми или социальными группами, раскрывает характер людей, поступки и обстоятельства их взаимоотношений. Действие в драматургии создает художественно-образный смысл.

Вторым родовым признаком драматургии является драматический конфликт – момент острого столкновения противоположных человеческих поступков, идей, взглядов, характеров, стремлений и др. Именно драматический конфликт (от лат. – спор, столкновение, разногласие) является движущей силой драматического произведения, отражая реальные жизненные противоречия и является идейно-эстетической основой драмы. Следует отметить, что конфликт – это не обязательно столкновение антагонистических сил. Он может выражаться и в преодолении трудностей, препятствий в достижении цели и т.д.

В своем конкретно-художественном отражении действительности драматический конфликт позволяет наиболее глубоко раскрывать сущность изображаемого явления, создавать законченную и целостную картину жизни. Именно конфликт драмы говорит об умении автора наблюдать жизнь и глубоко ее осмысливать, т.к. через него (конфликт) драматург передает свое личностное отношение к окружающей действительности.

Наличие драматического конфликта является общей чертой драматургических произведений, формой проявления которого является сюжет (от фр. – содержание, предмет). Сюжет – это совокупность событий, включающий в себя композиционно выстроенный материал, его образное решение.

Любое драматургическое произведение должно создавать целостный изображаемый образ, где четкое композиционное построение позволяет упорядочить, логично изложить событие, расположить составные части действия (начало, середину, конец). Композиция (лат. – составление, расположение) – это своеобразный план, последовательное построение произведения при помощи своеобразных художественных приемов. Поскольку без основных элементов драматургической композиции – изображение начала борьбы, хода борьбы и результатов борьбы – невозможно создание целостного образа конфликтного события. Их наличие и последовательность расположения в драматическом произведении является необходимым элементарным художественным требованием.

Основные элементы драматургической композиции

Специалисту СКД необходимо хорошо знать основные элементы драматургической композиции:

1. Экспозиция – начальная часть драматургического произведения; ее назначение – сообщить зрителю информацию, необходимую для понимания предстоящей культурно-досуговой программы.

2. Пролог – это другой вид экспозиции, прямое обращение автора программы к зрителю, краткий рассказ о персонажах будущего действия.

3. Завязка – толчок к изображению основного конфликта, именно в завязке начинается драматическое действие.

4. Развитие основного действия – каждый эпизод должен иметь свою внутреннюю композицию, законченное драматургическое построение, через которое «красной нитью» проходит идейный замысел программы. Логика развития основного действия требует постепенного нарастания ритма, нельзя строить действие от эмоционально более сильных эпизодов к слабым. Оно должно развиваться по нарастающей линии к кульминации.

5. Кульминация – это высшая точка развивающегося действия, которое является вершиной в противоборстве точек зрения позиций, где наиболее ярко звучит поставленная проблема.

6. Развязка – это способ разрешения конфликта, который избирает сценарист. Развязка может отсутствовать, и тогда действие заканчивается в момент кульминации, как бы предоставляя аудитории самому сделать окончательные выводы.

7. Финал – эмоционально-смысловое завершение программы. Он является как бы проверкой драматургии в целом. Если нарушены основные ее элементы, то финал получится как бы «размытым», незаконченным.

Конечным результатом работы специалиста над сценарием является культурно-досуговая программа.

Как специфическое социально-художественное явление, культурно-досуговая программа опирается на творческую активность участников, их эмоционально-чувственное восприятие, интерес, импровизацию, и в конечном итоге формирует вкусы, потребности, ментальные традиции культурно-досуговой жизни общества в целом.

Классификация культурно-досуговых программ.

Многие исследователи (Стрельцов Ю.А, Герасимова О.А, Козловская Л.И, Гальперина Т.И и др.) в основу классификации КДП предлагают основные их видовые признаки: доминирующий вид деятельности, содержание, драматургическое построение материала, использование средств выразительности, разновозрастную аудиторию и т.д.

Они подразделяются на:

- информационно-дискуссионные;

- информационно-художественные;

- художественно-зрелищные;

- рекреационно-анимационные;

- конкурсно-развлекательные;

- сюжетно-игровые;

- празднично-обрядовые;

- фольклорные;

- коммуникативные;

- спортивно-художественные;

- экскурсионно-туристические и др.

А.Д Жарков культурно-досуговую программу называет «своеобразной продукцией, созданной на основе сценарно-режиссёрского замысла, обогатившейся социально-творческой активностью самих ее участников» [8,с.341].

Сценарий как драматургическая основа культурно-досуговой программы.

Драматургической основой культурно-досуговой программы является сценарий. Слово "сценарий" итальянского происхождения и первоначально означало "декорация". В современном понятии "сценарий" как драматическая форма появилась в связи с искусством кинематографии, а также рассматривается как сюжетная схема, на основе которой создаются массовые театрализованные зрелища, эстрадно-цирковые представления, культурно-досуговые программы и т.д.

Сценарий культурно-досуговых программ в отличие от других видов драматургических произведений включает в себя и литературный, и режиссерский материалы. Однако в специальной литературе последних лет у многих авторов понятие "сценарий" не имеет четкого определения. Каждый из них обращает внимание на отдельные его стороны, утверждая, что сценарий это:

· подробная литературная разработка содержания массового мероприятия [6,с.16];

· способ фиксации единого действия представления во всем объеме выразительных средств [18,c.101];

· программа воспитательного воздействия [15,c.274];

· процесс планирования педагогического, психологического, информационного, художественно-эстетического воздействия на объект воспитания [10,c.141] и многое другое.

Исходя из раскрытия разных сторон этого явления, можно дать ему следующее определение: сценарий – это подробная литературно-текстовая разработка сюжетно-образного содержания КДП с элементами постановочного плана. В нем четко определены отдельные компоненты действия, раскрыт замысел, показаны авторские переходы от одного события к другому, использование разнообразных средств выразительности, приемов активизации аудитории и т.д.

Сценарий наряду с литературным текстом включает в себя и постановочную часть: сценографию, музыку, техническое оформление и т.д.

Особенности разработки сценария зависят от его жанра, который многими определяется как угол зрения, под которым подается то или иное содержание, так как оно раскрывается по принципу условности. Границы жанра так же условны, как и сами жанры, но посетители принимают эту условность, если сценарист и режиссер не нарушают ее.

Независимо от жанра программы в центре внимания сценариста должны быть учтены специфические особенности драматургии: действенность, конфликтность, сюжетность, композиционная целостность.

В практике различают три вида сценария. Это:

1) оригинальные, авторские сценарии, которые содержат принципиально новые творческие решения, не повторяют по форме и содержанию уже известные образцы;

2) некоторые сценарии имеют характер компиляции, монтажную организацию многообразия средств использования известных готовых сюжетов;

3) смешанный вид, где сочетаются авторские идеи с компилятивными фрагментами: это разработка монологов и диалогов ведущих; оригинальные приемы активизации аудитории, интересный сюжетный ход и т.д.

Сутью любого сценария является наличие действия, так как оно есть основа драматургии, но его нельзя рассматривать лишь как физические поступки действующих лиц или их перемещение по площадке. Под действием следует понимать целенаправленную работу сценариста для достижения поставленной цели через подробную разработку сюжета программы, в котором существует несколько способов построения действия:

· последовательно-хронологический, где действие развивается по мере совершения события: от завязки до финала;

· ретроспективный, когда финальное событие сценария является его завязкой, в которой зарождаются предпосылки к действию. Например, праздник Дня Победы: звучат марши, чествуют ветеранов, на экране хроникальные кадры окончания войны, возвращение солдат с фронта и т.д., а затем начинаются воспоминания ветеранов о "военных дорогах" и мирной жизни сегодня;

· с перерывом основного действия, поскольку в драматургическом произведении действие состоит из событий-эпизодов, то иногда основное событие нуждается в эпизодах-мостиках или эпизодах-штрихах. Они служат для дополнительного раскрытия ситуации, характера героя или программы в целом;

· параллельный (или одновременный), особенно используется в праздничных программах, где сюжет распадается на несколько действий на разных площадках, но все они объединены единой темой и ее образным отображением.

Если действие – это основа сценария, то вторым его компонентом является конфликт, так как именно он свидетельствует об умении автора наблюдать жизнь и глубоко ее осмысливать. Но некоторые КДП особенно развлекательного характера, не имеют ярко выраженной драматической борьбы и при этом не теряют свою привлекательность и художественную значимость. И все таки без наличия конфликта невозможно сделать сценарий полноценным, а образы яркими, запоминающимися, взятыми как бы из жизни. Отсюда и разновидность конфликтов:

- прямой, явный, когда он получает разрешение на наших глазах (особенно в конкурсных, игровых, спортивных программах);

- скрытый или подразумевающийся, когда столкновение и борьба уже произошли и только с помощью исходного материала мы можем восстановить и показать его. Например, на творческой встрече с интересным человеком, показ его жизненных коллизий будет более ярким, если отобранный документальный материал острее покажет его столкновения с действительностью, преодоление себя и трудных ситуаций;

- особое место в КДП занимает конфликт как бы «размытый», используемый особенно в развлекательных, художественно зрелищных программах («Аншлаг», «Юморина», «Капустник») и др.

С понятием «конфликт» тесно связанно и понятие «сюжет», который является композиционной основой сценария. Как уже говорилось раньше, «сюжет – это сумма событий (элементов), связанных в определенной последовательности и раскрывающих в намеченном объеме темы программы». [9,с.340]

Наши рекомендации