Тема 8. Деятельность и общение в структуре социально-культурных технологий

Деятельность как динамическая система отношений человека к окружающему миру. Деятельность как средство приобщения к достижениям мировой и национальной культуры. Социально-культурная деятельность как общественная практика, Многообразие видов и типов социально-культурной деятельности: исследовательская, проектная, управленческая, маркетинговая, организационная, методическая, исполнительская. Особенности познавательной, преобразовательной, оценочной, знаковой деятельности в СКС.

Коммуникативный процесс как основание и обусловленность всех видов, типов и форм СКТ. Общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Общение как взаимодействие субъектов. Общение как трансляция знаний и способов деятельности. Типы взаимодействия между людьми - кооперация и конкуренция. Многоаспектность общения в процессе СКД: информационно-познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный, гедонистический, рекреационный. Специфика межличностного общения в условиях CКД - доброжелательность, равноправие, взаимное уважение. Понятие «качество общения». Развитие способностей и навыков общения в ходе СКД. Овладение разными формами общения. Деятельность и общение как единая внутренняя система взаимодействия и взаимовлияния в социокультурных технологиях.

Тема 9. Драматургические основы социально-культурных технологий

Понятие о драме. Доминирующие признаки драмы. Виды, типы и основные формы драматургических жанров. Сценарий как особое литературно-сценическое произведение. Сюжетно-образная концепция социально-культурных технологий. Сценарий как программа педагогического влияния на аудиторию. Основные компоненты сценарного замысла: тема, идея, сюжет, конфликт, форма, художественный образ. Композиционное построение сценария социально-культурных проектов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Композиционные закономерности сценария: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчинение всех средств художественно-эмоционального воздействия сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность частей, типизация и обобщение и др.

Тема 10. Режиссерские основы социально-культурных технологий

Режиссура как образная организация целенаправленного педагогического воздействия на зрителя. Режиссура как научная теория и практика сценического творчества.

Функции режиссера. Выдающиеся режиссеры о сущности режиссерской деятельности. Система К. Станиславского как научная основа творчества режиссера и творческий метод воспитания актёра. В.И. Немирович-Данченко о трех правдах в искусстве: жизненной, социальной, театральной. Значение классической режиссуры для технологии СКД.

Основные разделы режиссёрского анализа сценарного материала. Постановочный план, Организация репетиций. Виды репетиционного процесса. Принципы работы режиссёра с исполнителями. Требование к актерской технике. Работа режиссера с художниками-декораторами, музыкантами, техническими специалистами. Организация рекламных кампаний: афиши, анонсы, программки, билеты, выставки, встречи со зрителями, зрительские конференции, изготовление видеопродукции. Современные тенденции и новаторство в режиссуре социально-культурной деятельности.

Тема 11. Программирование как технологический метод управления социокультурными процессами

Программирование как одна из форм конкретизации научного предвидения в социально-культурной сфере. Взаимосвязь с прогнозированием, проектированием, планированием, целеполаганием. Программирование как необходимое звено в цепи: прогноз – программа - проект. Этапы работы над программой. Множественность теоретических и практических моделей социокультурных программ. Экономическая, гуманитарная, управленческая. Этапы создания и характеристика структуры социокультурных программ.

Проект как предварительный стратегический план социокультурной акции. Основные принципы подготовки и реализации проекта. Структура и составные части проекта социально-культурных акций.

Наши рекомендации