Город как единство социальной среды, экономики, экологии, политики Основные задачи территории и принципы управления социально-экономическим развитием.

Городской округ Заречный был и остаётся одной из ысокотехнологичных

территорий Свердловской области, это предопределило выбор основных приоритетных стратегических направлений развития, выбор приоритетных направлений развития производственно-научного комплекса городского округа и разработку предложений по предпочтительным для размещения на территории видам деятельности, равно как и отработку подходов и принципов управления процессом социально-экономического развития.

Определённые проблемы в обеспечении развития территории, прежде всего в устойчивом создании условий для удовлетворения потребностей динамичного роста основного направления – атомного энергетического комплекса, выявили в последний период ряд недоработок в обеспечении жизнедеятельности населения, прежде всего в части темпов развития инженерной инфраструктуры жизнеобеспечения.

Устранение значительных недочетов в этой сфере потребовало определенных изменений в подходе к развитию, были сделаны определённые акценты в усилении роли ОАО «Концерн Росэнергоатом» в решении актуальных вопросов развития инфраструктуры жизнедеятельности города. Стартом в начале этого процесса стало заключение соглашения между Правительством Свердловской области и Госкорпорацией «Росатом». Соглашение о сотрудничестве между ГК «Росатом» и Правительством Свердловской области подписано Генеральным директором ОАО «Концерн Росэнергоатом» Романовым Е.В. и Губернатором Свердловской области Куйвашевым Е.В. 25.10.2012 года. Соглашение направлено на обеспечение эффективного социально-экономического развития и инфраструктурного развития трёх территорий Свердловской области: городской округ Заречный, городской округ «город Лесной», Новоуральский городской округ.

Подписание данного соглашения увеличило ответственность и роль ГК «Росатом» в обеспечении долгосрочного развития этих и других территорий размещения объектов атомной энергетики.

В тоже время и Соглашение и практика развития определяет главное - стратегия развития города должна быть корпоративной: она призвана вычленять общие задачи развития городского сообщества и сплачивать его на основе установления и реализации объединяющих интересов. Это означает, что предприниматели, чиновники, ученые, члены общественных организаций - все основные группы населения должны стремиться к согласованному, во многом компромиссному представлению о перспективах развития города, о создании условий для реализации перспектив, о мобилизации внутренних и внешних ресурсов для достижения общих стратегических целей.

Стратегическое планирование развития города - это многозначный, непростой процесс определения того, каким город должен стать в обозримом будущем. Подход к организации процесса стратегического планирования требует создания такого стратегического документа, который станет важным и значимым документом для всех жителей города.

Стратегический план - это прогнозный документ, интегрирующий в некое согласованное единое целое взаимообусловленные главные цели и задачи развития города, его конкурентные возможности, важнейшие стратегические направления развития и основные организационные действия (включая программы и проекты), направленные на достижение поставленных целей и не выходящие за пределы избранной городской политики

В основу управления процессом социально-экономического развития городского округа Заречный как территории опережающего развития положен программно-целевой принцип реализации трёх основных стратегических направлений развития (рассмотренных в предыдущем разделе). Этот принцип предусматривает эффективную инвестиционную политику, позволяющую объединить и реализовать как глобальные задачи федерального значения – развитие атомной энергетики с реакторами на быстрых нейтронах и исследовательских направлений в этой сфере, задачи регионально-федерального значения – развитие эффективных направлений ядерной медицины, и задачи местного значения - обеспечение развития новых производств на инновационной основе, развитие сельскохозяйственного производства и туризма.

В рамках реализации подобной эффективной инвестиционной политики развития, одним из ключевых подходов должен стать путь реализации через развитие новых инновационных средних и малых производств, ориентированных на удовлетворение внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию, в том числе продукцию импортозамещения.

Такой подход позволяет осуществить развитие территории в рамках только начинающего формироваться, но действительно перспективного и действенного механизма частно - государственного партнёрства.

Настоящий период жизни в области, России и мире в целом, проблемы в привлечении инвестиций определяют серьёзные риски в прогнозировании конкретных темпов развития. Осложняющим фактором, влияющим на динамику этих основных показателей актуализированной стратегии развития городского округа, являются внешние факторы, такие как тенденция к развитию кризисной ситуации в стране в настоящий период; проблемы с организацией инвестиций на конкретные проекты производственного развития и другие. Тем не менее, при разработке стратегии мы постарались проработать реализацию основных показателей развития определяемых Указами Президента РФ от 07 мая 2012 года касающихся социально-экономического развития.

Социально-экономическое развитие городского округа Заречный, как территории опережающего развития предусматривает динамичное развитие экономики темпами, опережающими по основным показателям среднеобластные показатели, прежде всего показатели роста суммарного валового объёма высокотехнологичного производства и показатели суммарного валового объёма производства на душу населения. Предлагаемый подход к стратегии развития предусматривает превышение этих показателей в сравнении со среднеобластными темпам роста уже на рубеже 2014-2016 года (неясная пока глубина экономического кризиса может скорректировать эти показатели во временном интервале).

Городской округ Заречный, переживающий, как и вся страна, незавершенный период реформирования экономики, социальной сферы и сути взаимоотношений как между субъектами хозяйствования, обществом и властными структурами должен обеспечить на своей территории единство экономики, социальной среды, экологии и политики, направленных на обеспечение развития.

2. Социально-экономический потенциал: состояние, тенденции развития, оценка сильных и слабых сторон городского округа.

Наши рекомендации