Задачи государственных органов в области управления экономическим развитием

Глава 22.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА

Структура органов государственного управления в условиях федеративного государства достаточно сильно отличается по ре­гионам страны. Вместе с тем имеются некоторые общие черты, характерные для всех субъектов Федерации.

Задачи государственных органов в области управления экономическим развитием

Создание здоровой рыночной экономики предполагает устра­нение препятствий, мешающих развитию гражданского общества и построению новой системы государственного управления. Пе­ресмотр сферы и роли правительства потребовал в России де­монтажа таких структур, как промышленные производственные министерства и органы, занимавшиеся распределением ресурсов. В то же время были созданы новые административные органы для обеспечения общественных нужд и управления экономической политикой в рыночной экономике. В новых условиях в задачи государства и правительства входит следующее:

• создание административной и финансовой инфраструктуры для рыночной экономики;

• либерализация цен;

• легализация и правовое оформление частной собственности;

• обоснование и реализация промышленной политики, созда­ние рыночных условий для инвестиций, нововведений и структурных перемен;

• открытие экономики по отношению к мировому рынку;

• управление макроэкономической обстановкой, достижение фискального баланса и проведение взвешенной кредитно­денежной политики;

• координация деятельности центральных, региональных и местных органов власти;

• создание социальной, образовательной инфраструктуры и рынка труда;

• повышение способности правительства по администриро­ванию рыночной экономики, включая эффективную госу­дарственную службу.

В формировании социально-правового института государ­ственной службы России большая роль отведена Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федера­ции» (утвержден 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ). В соответствии с этим Законом под государственной службой понимается профес­сиональная деятельность по обеспечению исполнения полномо­чий государственных органов.

Формирование государственной службы Российской Федера­ции включает в себя образование федеральной государственной службы Российской Федерации и государственной службы субъек­тов Российской Федерации. По указу Президента РФ «О струк­туре федеральных органов исполнительной власти» № 1062 от 17 августа 1999 г. эта структура включает 27 федеральных мини­стерств, 9 государственных комитетов, 3 федеральные комиссии, 14 федеральных служб, 2 федеральных надзора, 8 федеральных агентств, иные федеральные органы исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти являются цент­ральными органами, осуществляющими государственное управ­ление в своей области деятельности в соответствиями с положе­ниями, утвержденными Президентом или Правительством Рос­сийской Федерации.

В состав министерств и ведомств, определяющих политику в области социально-экономического развития, входят Министер­ство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразви­тия России), Министерство промышленности и науки и техноло­гий РФ, Министерство финансов РФ, Министерство труда и со­циального развития РФ, Министерство топлива и энергетики РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерство путей сообщения РФ, Ми­нистерство природных ресурсов РФ, Министерство РФ по нало­гам и сборам, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также Центральный банк Рос­сии, не входящий в число органов исполнительной власти.

Министерство финансовРоссийской Федерации является фе­деральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, де­нежной политики и нормативно-правовое регулирование на ос­новании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Рос­сийской Федерации в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных пла­тежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Министерство экономического развития и торговлиРоссийской Федерации является федеральным органом исполнительной вла­сти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере эко­номического развития, внешнеэкономической деятельности, тор­говли, таможенного дела, государственной статистики, тарифов субъектов естественных монополий, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) организаций, уп­равления государственным материальным резервом, кадастра объектов недвижимости, предпринимательства и малого бизнеса.

Министерство экономического развития и торговли Российс­кой Федерации осуществляет свою деятельность непосредствен­но и через свои территориальные органы.

В сферу задач Министерства экономического развития и тор­говли включается анализ экономического положения Российской Федерации и определение принципов и методов регулирования в социально-экономической сфере; разработка принципов, методов и форм реализации государственной структурной и инвестицион­ной политики в Российской Федерации; разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной вла­сти основных принципов региональной экономической полити­ки, предложений по государственной внешнеэкономической политике Российской Федерации, осуществление государственно­го регулирования внешнеэкономической деятельности, координа­ция внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федера­ции по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, содействие привлечению иностранных инвестиций.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство экономического развития и торговли выполняет весьма широкий перечень функций, среди которых можно выделить следующие:

· разработка с участием заинтересованных федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации государственных про­гнозов социально-экономического развития Российской Фе­дерации, субъектов и регионов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики на кратко-, средне- и долгосрочный периоды, осуществление прогнозных расче­тов общеэкономических показателей системы национальных счетов;

· разработка проектов программ и планов действий Прави­тельства Российской Федерации по социально-экономичес­кому развитию страны, а также прогнозных и аналитичес­ких материалов по вопросам институциональных преобра­зований;

· участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютно-кредитной и таможенно-тарифной политики Рос­сийской Федерации;

· разработка сводного финансового баланса по Российской Федерации, в том числе по субъектам и регионам Российс­кой Федерации, предложений об основных показателях федерального бюджета и консолидированного бюджета Рос­сийской Федерации, участие в разработке совместного за­явления Правительства Российской Федерации и Централь­ного банка Российской Федерации о среднесрочной страте­гии и экономической политике;

· подготовка с участием Министерства финансов Российской Федерации, Министерства промышленности, науки и тех­нологий Российской Федерации и других федеральных ор­ганов исполнительной власти проекта бюджета развития Российской Федерации на соответствующий год;

· участие в разработке экономического обоснования бюджет­ной политики, отдельных разделов федерального бюджет, а также обеспечение подготовки экономического обосно­вания и формирование бюджетной заявки на финансирова­ние поставок продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд;

· осуществление анализа и подготовки предложений о совер­шенствовании структуры федеральных органов исполните­льной власти;

· разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной структурной поли­тики и механизмов ее реализации, организация работы по ее проведению;

· подготовка с участием федеральных органов исполнитель­ной власти предложений об экономическом механизме ра­ционального использования природных ресурсов, ресурсо­сбережения и энергосбережения;

· разработка с участием федеральных органов власти предло­жений о развитии государственно сектора экономики Рос­сийской Федерации, осуществление анализа и прогнозиро­вания его развития;

· подготовка с участием заинтересованных федеральных ор­ганов исполнительной власти предложений и осуществле­ние методического руководства работой по формированию и реализации федеральных и региональных целевых про­грамм, а также межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, ежегодное предоставление в Правительство Российской Федерации докладов о ходе реализации федеральных целевых имежгосударственных целевых программ;

· участие в разработке и реализации социальной политики, включая вопросы государственной поддержки иразвития от­раслей социальной сферы, реформирования жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, поли­тики в области доходов и потребления населения, демог­рафии, миграции, трудовых ресурсов, создания рабочих мест, социального партнерства и социальной поддержки отдельных групп населения с учетом экономических воз­можностей государства;

· разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с участием соот­ветствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложений по формированию единой государственной политики в области внешнеэконо­мической деятельности;

· участие в подготовке предложений орсформировании го­сударственной службы и повышении профессионализма го­сударственных служащих, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в учеб­ных заведениях, находящихся в ведении Министерства, а также в других учебных заведениях, участие в международ­ном сотрудничестве в этой области.

Министерство промышленности, науки и технологийРоссийс­кой Федерации (Минпромнауки России) осуществляет разработ­ку и реализацию государственной промышленной, научно-техни­ческой и инновационной политики, определяет пути и методы ее эффективного регулирования, обеспечивающие социально-эконо­мический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации.

Основными задачами министерства являются:

· разработка и реализация единой государственной промыш­ленной, научно-технической и инновационной политики и совершенствование механизмов и форм ее реализации в це­лях обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности организаций промышленности, других отраслей экономики и социальной сферы, находя­щихся в ведении министерства;

· государственное регулирование и проведение структурных преобразований в отраслях промышленности, а также координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти; проведение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнитель­ной власти единой государственной научно-технической политики в области развития и реформирования оборонной промышленности;

· анализ финансово-экономического состояния промышлен­ности и науки, разработка соответствующих материалов к комплексному прогнозу социально-экономического разви­тия Российской Федерации по отраслям и регионам;

· разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений по форми­рованию государственной политики в сфере промышленно­го, военно-технического, научно-технического и инноваци­онного сотрудничества Российской Федерации с иностран­ными государствами и обеспечение их реализации;

· разработка и осуществление мер по сохранению и развитию промышленного и научно-технического потенциала Россий­ской Федерации, его рациональному использованию и адап­тации к условиям рыночной экономики;

· формирование и реализация механизмов государственной поддержки промышленной, научно-технической и иннова­ционной деятельности, развития инновационной инфра­структуры рынка наукоемкой продукции и услуг объектов промышленной собственности; содействие развитию конку­ренции и инновационного предпринимательства в научно­технической сфере;

· ресурсное обеспечение науки и эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на развитие фундаментальных исследований и содействие научно - техническому прогрессу;

· организация работы по формированию и использованию го­сударственных и иных ресурсов научно-технической инфор­мации;

· определение совместно с заинтересованными федеральны­ми органами исполнительной власти механизмов государ­ственного стимулирования создания, правовой охраны и введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуаль­ной собственности и других результатов научно-техничес­кой деятельности.

Активную роль в РФ играют органы законодательной и ис­полнительной власти, принимающие решения в области социаль­но-экономического развития. Кроме того, заметное воздействие на хозяйственную жизнь в стране и управление ею оказывают раз­личные объединения, ассоциации и союзы юридических и фи­зических лиц, например, такие, как Союз предпринимателей Рос­сии, Союз банкиров, Общество потребителей и т.д.

Министерство сельского хозяйстваРоссийской Федерации яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по выработке государственной политики и нор­мативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, атакже изучения, сохранения, воспроизводства и использования объек­тов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных био­логических ресурсов и среды их обитания(далее — агропромыш­ленный комплекс и рыболовство).

Министерство природных ресурсовРоссийской Федерации яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по выработке государственной политики и нор­мативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопас­ности.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации разрабатывает и представляет в Правительство Российской Феде­рации проекты федеральных конституционных законов, федераль­ных законов и актов Президента Российской Федерации и Пра­вительства Российской Федерации по следующим вопросам:

• геологическое изучение, рациональное использование и ох­рана недр;

• использование, охрана, зашита лесного фонда иводных ре­сурсов;

• охрана, использование и воспроизводство объектов живот­ного мира и среды их обитания;

• охрана окружающей среды и обеспечение экологической бе­зопасности;

• охрана атмосферного воздуха;

• совершенствование экономического механизма регулирова­ния природопользования и охраны окружающей среды.

Министерство транспорта и связиРоссийской Федерации яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере воздушного, мор­ского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильно­го и городского электрического (включая метрополитен), про­мышленного транспорта, дорожного хозяйства, связи и информа­тизации.

Наши рекомендации