Оценка эффективности системы управления социально-экономическим развитием территорий

Мониторинг – это методика и система наблюдений за состоянием объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять влияние различных факторов. На основе мониторинга возможно внесение корректив в управление объектом или процессом.

Оценка – это исследование происходящих процессов в объекте управления с целью выявления основных тенденций и закономерностей развития и последующее их сравнение по установленной шкале оценочных параметров (индикаторов) с запланированным результатом.

Результативность – мера достижения результата или степень приближения к нему. Определяется значениями показателей результата

Эффективность – производительность, продуктивность.

В макроэкономическом анализе выпуск товаров и услуг в расчёте на:

единицу затрат

единицу капиталовложений

В органах управления: в расчете на единицу затрат бюджета (бюджетная эффективность)

Виды эффективности управления, актуальные для органов МСУ.

-социальная

-бюджетная

-экономическая

Повышение эффективности бюджетных затрат на решение вопросов местного значения:

-Создание системы учёта потребности муниципальных услуг

-Установление стандартов качества услуг

-Формирование ведомственных программ расходов

-Формирование целевых муниципальных программ

-Реформирование муниципального сектора экономики

-Инвестиционные проекты с участием бюджетных средств

-Вопрос о льготах на муниципальном уровне

Эффективность деятельности администрации муниципалитета в целом и каждого из функциональных подразделений определяется двумя критериями:

-уровнем достижения целей социально-экономического развития, находящихся в сфере компетенции данных органов

-качеством процессов и функций

Развитие территории – это Улучшение качества среды обитания Перспективные условия для бизнеса Рост благосостояния населения Рост конкурентоспособности территории

Управление - Сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на объект управления с целью получения результата

Управление = обеспечение всех элементов управления. Элементы управления: постановка целей

Прогнозирование, планирование, финансирование, учёт, контроль, Регулирование, нормативно-правовое и методическое обеспечение, информационное обеспечение.

Управление в органах местного самоуправления

Что должен сделать управляющий:

-Поставить цели и задачи;

-Определить показатели, индикаторы для оценки;

-Выбрать адекватные инструменты управления;

-Спланировать действия;

-Обеспечить ресурсами;

-Организовать учёт;

-Организовать мониторинг

-Организовать анализ;

-Обеспечить контроль;

-Сделать возможным регулирование;

-Создать «правила игры»;

-Выбрать методику;

-Организовать информационное сопровождение

Определение объекта управления: Земля (в границах собственности), Население, Системы жизнеобеспечения, Ресурсы, Муниципальное имущество, Бюджет, Риски в территории

Социальная стабильность.

Три основных этапа деятельности органов управления:

-Планирование деятельности, ресурсов, результатов

-Исполнение деятельности, ресурсов, результатов

-Отчетность за деятельность, ресурсы, результаты

Необходимо соблюдать последовательность элементов управления и баланса ресурсов. Необходима система показателей/индикаторов для обеспечения мониторинга и оценки. Нет показателя без цели

Показатель «вытекает» из цели: он имеет смысл только в том случае, если проводится анализ стратегии, курса и результатов, которые должны быть достигнуты. Измерение результата является направляющим элементом деятельности органов власти

Показатель – это: характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно- качественное выражение. Требования к показателю:

-Логическое соответствие целям

-Отражение результата деятельности

-Статистически наблюдаем или есть статистическая база для расчёта

-Минимальная зависимость от внешних факторов (органы власти другого уровня, экономические факторы, климат и т.д.)

-Минимальная зависимость от предыдущего развития

Типология показателей результативности:

-Показатель непосредственного результата

-Показатель использования ресурсов

-Показатели, связанные с процессами

Виды показателей:

Базисный: параметр, его значение, по отношению к которому ставятся целевые значения; значение, с которым сравниваются итоговые, а также промежуточные результаты

Интегральный – рассчитанный на основе нескольких показателей, имеющих вес внутри группы. Пример – рейтинги

Требования к показателям

Соотнесенность – должны соответствовать целям и задачам

Четкость и однозначность, простота в понимании и использовании – должен быть четко определен, понятен пользователю, позволяет сразу оценить: произошло улучшение или ухудшение

Сравнимость – в идеальном случае должен обеспечивать сопоставимость во времени и позволять проводить сравнение

Проверяемость – их можно проверить.

Статистическая надежность – должны основываться на надежных системах сбора данных, с возможностью проверки их достоверности

Экономическая целесообразность – важно соблюдать разумное соотношение между затратами на сбор данных и полезностью этих данных.

Индикатор – это ориентирующий показатель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических процессов. Индикатор может выражать два вида значений: Фактическое значение за истекший период и пороговое значение. Пороговое значение подразделяется на значение, прогнозируемое на планируемый период и абсолютный порог (идеальное или оптимальное значение).

Наши рекомендации