Нормативно-законодательная база управления социально-экономическим развитием на региональном уровне

Прежде чем перейти непосредственно к нормативно-правовым основам управления социально-экономическим развитием регионов, следует сказать, что применяя в своей деятельности метод стратегического планирования органы власти могут обеспечить формирование долгосрочных приоритетов деятельности, прозрачность и согласованность планов федеральной, региональной, муниципальной власти, реализацию крупномасштабных задач социально-экономического развития, увязку принимаемых в процессе стратегического управления решений с бюджетными ограничениями, определяемыми как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Система нормативно-правового регулирования обеспечения устойчивого развития территорий регионов непосредственно складывается из федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, законодательных и исполнительных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления. С 2001 г. приоритетным направлением развития стало разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. За период с 2003 по 2016 годы был принят, а так же в дальнейшем многократно дополнялся Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», также вносились многочисленные изменения и дополнения, был принят целый ряд соответствующих законодательных актов, направленных на совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти[13]. В результате данных изменений государство пошло по пути финансирования программ, направленных на социальное, экономическое и финансовое обеспечение стабильного развития территорий регионов.

Однако по-прежнему остается немало проблем, как в практике местного самоуправления, так и в организации правового регулирования. Одной из них является то, что большинство законов субъектов Российской Федерации не содержит подробной процедуры передачи отдельных государственных полномочий от органов государственной власти органам местного самоуправления, повторяя вслед за федеральным законодательством лишь принципы наделения последних подобными полномочиями либо констатируя конкретный факт передачи. Для эффективного руководства в системе государственного управления наиболее рациональным следует признать управление по целям. Эта технология базируется на ряде принципов, таких, как сочетание потребностей задействованных субъектов экономики муниципального образования и населения в целом, а также интересов территорий, повышение роли и ответственности органов власти в стимулировании предпринимательской и инвестиционной деятельности, контроль над целевым использованием финансовых ресурсов и соблюдением законодательства. Для реализации названных принципов необходима постановка стратегических целей и подчинение им всей совокупности инструментов, используемых государством в качестве регуляторов, включая согласованные методы государственной региональной политики, сочетание интересов общества и отдельных территорий, регламентирование этих процессов в специальных программах с установлением ответственности за их неукоснительное исполнение. К сожалению, в российском обществе технологии управления территориями по целям только начинают свое функционирование в связи с проведением различных реформ - в финансовой, административной и пенсионной областях.

В связи с этим, следует отметить Указ Президента РФ от 21.08.2012 N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»29, Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»30 , в которых вышеуказанные механизмы были заложены. Понимание необходимости определения критериев для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления послужило основанием для издания Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Однако данный Указ не в полной мере позволит объективно определить эффективность деятельности названных органов, так как далеко не все из них имеют равные возможности в достижении главной цели местного самоуправления - повышении качества жизни населения, ведь органы местного самоуправления имеют различные ресурсы, и прежде всего, материальные, не говоря уже о кадровых.

Распределение грантов осуществляется по достигнутому уровню и динамике эффективности деятельности по проведению институциональных преобразований в сферах государственного управления и повышения инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации, обеспечения здоровья, образования и жилищно-коммунального комплекса по показателям эффективности и соответствующей формуле определения уровня эффективности. При этом необходимо подчеркнуть, что гранты предоставляются в форме дотаций из федерального бюджета.

В последние годы в Российской Федерации происходит обновление нормативно-правового законодательства в сфере организации стратегического планирования развития территорий. 28 июня 2014 г. принят новый Федеральный закон N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Он заменяет Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Российской Федерации», ранее закон определял цели и содержание системы государственных прогнозов социально- экономического развития Российской Федерации и программ социально- экономического развития, а также общий порядок разработки прогнозов и программ. Важно расширить период прогнозирования и планирования, выйдя за рамки бюджетного цикла (3 года). Поэтому новый закон регулирует принятие и реализацию среднесрочных (на 3-6 лет) и долгосрочных (более 6 лет) решений в рамках взаимосвязанных задач, подчиненных общей цели.

В настоящий момент основным документом, определяющим стратегические целевые ориентиры, для развития социально-экономического развития всех регионов, регионов является Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года. На основе данной концепции базируются все, в последующем принятые стратегии на региональном уровне.

Глава 2. Анализ современного состояния и проблемы управления социально-экономическим развитием на региональном уровне на примере Московской области

Наши рекомендации