Управление физической культурой и спортом в советский период
Развитие системы управления физической культурой и спортом в современный период
С распадом СССР и появлением на его месте целого ряда независимых государств в становлении отечественной физической культуры и спорта наступил новый период. Ушли в прошлое выступления единой сборной командой, распалась единая система управления физкультурой и спортом в стране, возник целый комплекс финансовых и организационных проблем международного и внутреннего характера.
Происходившие в стране бурные политические события в полной мере отразились и на физкультурно-спортивной сфере, на ее управленческих структурах и кадровом составе. Чтобы понять логику преобразования отрасли, органов руководства ею, необходимо уяснить специфику происходивших тогда событий, определить движущие силы и векторы их направленности. После увязки с внешними событиями изменения в управлении физкультурно-спортивной отрасли становятся более упорядоченными, во многом утрачивают черты бессистемности и хаотичности.
Распад СССР пришелся на 1991 г. - последний год предолимпийского цикла. Оставшееся до проведения Олимпиады время не позволило вновь образованным на территории СССР государствам выполнить все процедуры, связанные с созданием национальных олимпийских комитетов и представлением заявок для участия в Играх. Поэтому бывшие республики СССР (в том числе и Россия) должны были, в соответствии со специальным решением Международного Олимпийского комитета, выступать единой командой, которая получила название объединенной команды Содружества Независимых Государств (ОК СНГ).
На решение задачи успешного выступления российских спортсменов в составе ОК СНГ на барселонской Олимпиаде-1992 было направлено формирование специального управленческого органа. В этой связи функции упраздненного Госкомспорта СССР передавались Комитету по содействию Олимпийскому движению при Правительстве РСФСР.
После проведения Олимпийских игр Комитет по содействию Олимпийскому движению был ликвидирован, а вместо него указом Президента РФ от 27 ноября 1992 г. был образован Комитет РФ по физической культуре.
Следует отметить, что десятилетие 1992-2002 гг. было для управления физкультурно-спортивной отраслью делом чрезвычайно сложным и неблагодарным. Постоянное недофинансирование, реорганизации и чехарда кадров (в этот период ведомство реформировалось еще 8 раз), региональный сепаратизм и радикальные перемены в социально-экономической жизни общества - все это многократно затрудняло процесс управления физическим воспитанием и спортом в стране.
Снижение управляемости в отрасли имело как объективные, так и субъективные предпосылки, которые, часто накладываясь друг на друга, усугубляли остроту проблем. Назовем наиболее острые и глубокие коллизии.
Неадекватность целей и средств в физкультурно-спортивной отрасли.Одной из основных проблем сферы физической культуры и спорта стала в пореформенные годы проблема адекватного финансирования отрасли. В этот период вся физкультурно-спортивная сфера получала не более 8-10 % от сумм финансирования, установленных «Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте» (1993), поэтому Госкомспорт не мог выполнить возложенные на него цели и задачи. В аналогичной ситуации оказались и другие государственные министерства и ведомства, профсоюзные и молодежные организации. Распад СССР, утеря хозяйственных связей, огромный внешний долг страны, гиперинфляция и падение промышленного производства привели к коллапсу бюджетов всех уровней. При этом физкультурно-спортивная отрасль, зависящая почти полностью от бюджетных средств, фактически боролась за выживание.
Итогом недофинансирования и снижения управляемости стало развитие социальных, демографических и культурных процессов по негативному сценарию. Так, резко возросла смертность населения, снизилась продолжительность жизни (рис. 12.6). При этом обострились проблемы наркомании (особенно подростковой и молодежной), увеличилось потребление пива и крепких алкогольных напитков, значительно возросло табакокурение (преимущественно среди девушек и женщин).
В то же время заметно скромнее стали результаты российских спортсменов на международной арене. Приостановилось строительство новых спортивных сооружений, а многие существующие постепенно приходили в негодность, в результате отрасль не стала справляться с возложенными на нее задачами.
Управленческая проблема.В последние 10-12 лет существенные изменения претерпели управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта, иной стала социальная и управленческая среда. Если во времена СССР управленческая вертикаль выстраивалась по жесткому иерархическому принципу, основанному на единоначалии и партийной дисциплине, то позже ситуация переменилась.
С уходом КПСС с командных позиций невозможно стало управлять общественными организациями или коммерческими структурами с помощью партийной дисциплины. Теперь уже трудно заставить людей административными методами заниматься физкультурой и спортом. Государственным управленческим структурам приходится «на марше» менять стиль и методы руководства отраслью, больше использовать косвенные методы и возможности саморегулируемых спортивных организаций.
Кадровая проблема.Большую остроту в десятилетие 1992-2002 гг. приобрела кадровая проблема. С ухудшением экономической ситуации страну стали покидать многие талантливые спортсмены и тренеры. Тем самым был снижен качественный уровень подготовки отечественных спортсменов, опустилась планка чемпионатов России (особенно в игровых видах спорта), снизились зрительский интерес и посещаемость спортивных соревнований.
Возникли и стали нарастать проблемы в системе подготовки и переподготовки физкультурно-спортивных кадров. Недостаточное финансирование значительно затруднило развитие спортивной науки, внедрение новых технологий в учебный процесс, приостановило многие разработки по фундаментальным и прикладным проблемам физической культуры и спорта.
Не обошла стороной кадровая проблема и управленческие структуры. Спортивные менеджеры всех уровней с переходом к рыночной экономике оказались в сложном положении - их предыдущий опыт работы в физкультурно-спортивной сфере отчасти обесценился и был малоприменим в новых условиях. При этом планомерной работы по повышению квалификации специалистов высшего и среднего управленческого звена не проводилось. В то же время доступ молодых перспективных менеджеров на руководящие должности по разным причинам ограничивался.
Нельзя также не отметить неоправданно частую сменяемость управленческих кадров во время президентства Б.Н. Ельцина. Спонтанные и произвольные смены правительств и руководителей физкультурно-спортивного ведомства приводили к внеплановой сменяемости менеджеров всех уровней. Причем высокие управленческие должности далеко не всегда занимали люди достаточно компетентные и профессиональные.
Вместе с проводимыми реорганизациями физкультурно-спортивного ведомства видоизменялась его структура и функции: Госкомспорту то передавалась сфера туризма (в 1994 г.), то изымалась (апрель 2002 г.), то вновь возвращалась (май 2004 г.). Аналогичная процедура касалась молодежной политики — в 1994 г. Госкомспорт стал называться Комитетом РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму, и в этом же году (спустя 4 месяца) молодежная политика были изъята из его компетенции.
Внезапные кадровые перестановки и организационные эксперименты были приостановлены в 2002 г., после того как пост главы Госкомспорта занял В.А. Фетисов, имевший многолетний опыт профессионального спортсмена и спортивного менеджера. В течение трех последующих лет В. Фетисову удалось стабилизировать положение в физкультурно-спортивной отрасли, улучшить ее финансирование и укрепить кадровый состав.
В связи с избранием В.В. Путина в 2004 г. на новый президентский срок, а также в целях оптимизации государственных функций Правительство РФ было реформировано. В соответствии с концепцией правительственной реформы Госкомспорт переходил под эгиду вновь созданного Министерства здравоохранения и социального развития и получал статус Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму (к началу 2005 г. управление туристической отраслью стало осуществлять Федеральное агентство по туризму). При этом лимитировалась штатная численность сотрудников агентства (152 чел.) и пересматривалась структура управления.
В настоящее время управленческие функции и полномочия Федерального агентства по физической культуре и спорту (ФАФКС - в дальнейшем Росспорт) заключаются в следующем. Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта, реализацию мер государственного регулирования игорной деятельности и проведения спортивных лотерей.
Росспорт в пределах своей компетенции несет ответственность за развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации и выступление сборных команд страны на наиболее ответственных международных спортивных соревнованиях.
МЕНЕДЖМЕНТ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Руководитель (лидер)
Важнейшей задачей при выполнении роли руководителя является мотивация и активизация деятельности подчиненных. Например: руководитель физического воспитания образовательного учреждения осуществляет руководство работой педагогов по физической культуре; учитель (педагог по физической культуре) должен способствовать социализации обучающихся, формированию их общей культуры и т.п.
Роль руководителя может быть связана и с совместной реализацией различных функций менеджмента руководителями и подчиненными в ходе творческого трудового процесса (например, спортсмен-инструктор совместно с тренерским составом принимает участие в планировании своего учебно-тренировочного процесса и т.п.).
Распространитель информации
Роль распространителя информации заключается в передаче сведений, полученных из внешних или внутренних источников, другим работникам организации. Передача сведений может осуществляться в неизменном (по отношению к форме и содержанию полученных данных) виде, что характерно в первую очередь для фактографической информации. Наряду с этим может происходить распространение предварительно переработанной и интерпретированной информации. Например: инструктор по физической культуре образовательного учреждения должен осуществлять просветительскую работу среди педагогических работников самостоятельно или с привлечением соответствующих специалистов и т. п.
Оратор (представитель)
Роль оратора связана в первую очередь с передачей информации о деятельности организации либо личной профессиональной деятельности для установления внешних контактов. Распространение сведений при выполнении данной роли может осуществляться в устной и письменной, публичной и кулуарной формах. Например: руководитель физического воспитания образовательного учреждения должен составлять и представлять в вышестоящие органы отчетность по установленным формам; тренер-преподаватель образовательного учреждения должен вести систематический учет, анализ, обобщение результатов своей работы, которые могут быть опубликованы, например, в специальной периодической печати; инструктор по физической культуре образовательного учреждения должен осуществлять просветительскую работу среди родителей обучающихся самостоятельно или с привлечением соответствующих специалистов и т. п.
Распределитель ресурсов
Роль распределителя ресурсов весьма многообразна и заключается как в разработке (участии в разработке) и выполнении бюджета организации и смет на проведение физкультурно-спортивных мероприятий (см. главы 12—13), эффективной эксплуатации материально-технической базы (см. главу 9), так и в программировании и нормировании работы персонала и т.д. Например: руководитель физического воспитания образовательного учреждения должен планировать и организовывать проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физической культуре, планировать ассигнования на приобретение спортивного имущества и др.
Обязанности Спортсмена
Спортсмен может принять на себя, например, следующие обязанности (по соглашению сторон каждая из них может быть в необходимой степени конкретизирована):
1. выполнять установленные индивидуальным планом подготовки требования и контрольные нормативы (индивидуальный план подготовки в виде приложения является неотъемлемой составной частью контракта);
2. участвовать во всех спортивных мероприятиях, предусмотренных индивидуальным планом подготовки, с достижением определенных спортивных результатов (указываются соревнования и результаты — занятые места или запланированные конкретные результаты в метрах, секундах, килограммах и т.п., которые Спортсмен должен показать);
3. носить форму Организации в период участия в спортивных мероприятиях по линии Организации;
4. строго соблюдать распорядок дня, общий и индивидуальный режим тренировок, отдыха и участия в соревнованиях, морально-этические нормы поведения и т.д.;
5. заботиться о своем здоровье иличной гигиене, в том числе: регулярно проходить диспансеризацию; не использовать для достижения спортивных результатов приемов и способов, запрещенных правилами соревнований, не принимать запрещенные медицинской комиссией МОК фармакологические средства и методы стимуляции работоспособности (допинги); в случае получения травм или заболевания строго выполнять лечебные и профилактические процедуры по назначению врача и т.п.;
6. бережно относиться к спортивным сооружениям, инвентарю, оборудованию, снаряжению испортивной форме;
7. соблюдать условия заключенных Организацией контрактов (договоров, соглашений) по рекламе, в том числе по спонсорской рекламе;
8. в период действия контракта не заключать без согласия Организации иные контракты (договоры, соглашения) о работе в стране и за ее пределами, участии в спортивных соревнованиях на коммерческой основе, а также в рекламной деятельности;
9. без письменного согласия Организации не заниматься и не принимать участия в соревнованиях по другим видам спорта, которые могут повредить здоровью Спортсмена и его спортивному мастерству;
10. пропагандировать занятия физическими упражнениями и видами спорта среди населения, вовлекать в занятия спортом молодежь и др.
Имеют место, к сожалению, случаи, когда Организация предлагает Спортсмену взять на себя и зафиксировать в контракте «особые» обязанности (как правило, в разделе «Особые условия»), с одной стороны, отражающие специфику спорта как вида профессиональной деятельности, с другой стороны — входящие в противоречие с действующим законодательством. К таким «особым» обязанностям можно отнести отказ Спортсмена от изменения места жительства и т.д.
Обязанности Организации
Обязанности Организации обычно группируются по следующим основным позициям.
Обязанности по оплате трудамогут быть зафиксированы в контракте, например, следующим образом:
выплата заработной платы (не ниже государственной гарантии минимального уровня оплаты труда);
повышение заработной платы в случае успешного выступления на соревнованиях (с конкретным указанием размеров повышения заработной платы в зависимости от показанных результатов на соревнованиях различного уровня);
единовременное вознаграждение в случае успешного выступления на соревнованиях (с конкретным указанием размера вознаграждения в зависимости от показанных результатов на соревнованиях различного уровня; в игровых видах спорта может быть предусмотрено вознаграждение за выигранный матч, за забитый гол, за голевую передачу и т.п.);
надбавка к ежемесячной заработной плате за высокое профессиональное мастерство, размер которой может варьировать в зависимости от выполнения Спортсменом взятых на себя обязанностей;
выплата выходного пособия по истечении срока действия контракта;
выплата ежегодного пособия на лечение и др.
При определении размеров денежного содержания контрактом может быть предусмотрена периодическая индексация с учетом инфляции.
Обязанности по условиям организации трудаобычно включают следующие положения:
организация подготовки Спортсмена в соответствии с современными научно-методическими, научно-техническими и медицинскими требованиями, необходимыми для выполнения им индивидуального плана, в том числе: обеспечение безопасных условий труда на тренировках, во время учебно-тренировочных и восстановительных сборов и выступлений в соревнованиях, а также благоприятных для реабилитации и отдыха, культурного досуга и учебы социально-бытовых условий; предоставление необходимых для учебно-тренировочного процесса и участия в соревнованиях спортивных сооружений и оборудования, инвентаря индивидуального пользования и спортивной формы (бесплатно или на иных условиях); организация бесплатного рационального и калорийного питания в период централизованной подготовки на учебно-тренировочных сборах, а также специальных выплат на питание в период децентрализованной подготовки; обеспечение комплексного и текущего медицинского контроля, врачебно-медицинских наблюдений и консультаций, услуг врача и массажиста, лечение в случае необходимости в условиях специализированных медицинских учреждений; снабжение медикаментами, витаминами, восстановительными и иными медико-биологическими средствами в соответствии с предписаниями врача и др.;
представление интересов Спортсмена, осуществление его правовой и юридической защиты в третьих организациях по вопросам заключенного с ним контракта;
оформление выездных документов Спортсмена для зарубежных командировок в составе спортивных делегаций;
пропаганда успехов Спортсмена с использованием средств массовой информации и иных средств, имеющихся в распоряжении Организации;
ознакомление Спортсмена с условиями заключаемых Организацией контрактов (договоров, соглашений) во всех случаях, когда они затрагивают интересы Спортсмена (например, рекламные контракты, спонсорские контракты по спортивной экипировке и др.);
предоставление Спортсмену ежегодного отпуска (продолжительность устанавливается соглашением сторон, но, согласно КЗоТ, отпуск должен быть не менее 24 рабочих дней, а у лиц моложе 18 лет — один календарный месяц);
страхование Спортсмена от несчастных случаев в России и за рубежом (договор страхования с конкретным указанием страховых сумм и конкретных страховых событий в качестве приложения является неотъемлемой составной частью контракта) и др.
Обязанности по социальным гарантияммогут быть сформулированы следующим образом:
содействие учебе, повышению квалификации, приобретению профессии и переподготовке Спортсмена;
использование разнообразных способов морального поощрения Спортсмена (присвоение спортивных званий, ходатайства о присвоении государственных наград и т.п.);
осуществление мер по улучшению социально-бытовых условий жизни Спортсмена и членов его семьи (жилищные условия, транспортные средства и т.п.) и др.
Ответственность Спортсмена
По отношению к Спортсмену могут быть предусмотрены следующие виды ответственности: письменное предупреждение (как правило, в случае первого нарушения); снижение надбавки (дифференцированное по величине и срокам в зависимости от нарушений взятых на себя обязанностей) за высокое профессиональное мастерство (иных видов предусмотренных контрактом надбавок); штрафные санкции и др.
Объем и характер штрафных санкций зависят от серьезности нарушений контракта. В некоторых Организациях предусматриваются, например, следующие штрафные санкции: за неявку на тренировку без уважительных причин — 20% оклада; за опоздание на тренировку — 5 % оклада; за нарушение игровой дисциплины — 10% оклада; за нарушение спортивного режима — 25% оклада и т.д.
В связи с возможными убытками Организации, понесенными в связи с порчей ее имущества по вине Спортсмена, в контракте может быть предусмотрена (полная или частичная) материальная ответственность последнего. В контрактах по соглашению сторон могут быть предусмотрены и иные меры ответственности Спортсмена: разрыв контракта в связи с его дисквалификацией; полное или частичное возмещение средств, затраченных на подготовку Спортсмена, при разрыве контракта вследствие допущенных им грубых нарушений (употребление допинга, алкоголя и т.п.) и др.
Ответственность Организации
По отношению к Организации в контрактах обычно предусматриваются такие виды ответственности, как предупреждение в письменной форме со стороны Спортсмена о возможных последствиях невыполнения или ненадлежащего выполнения взятых обязательств в виде досрочного расторжения контракта; предусмотренные договором страхования меры ответственности за причинение вреда здоровью Спортсмена и др.
Изменение условий контракта, порядок разрешения споров между его сторонами
Трудовое законодательство запрещает изменения контракта, если они являются существенными или ухудшают положение работника. К существенным относятся изменения систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещения профессий, наименования должностей и т. д. В сфере спорта существенным изменением контракта следует считать недопущение Спортсмена к участию в спортивных соревнованиях или учебно-тренировочных сборах, предусмотренных контрактом или индивидуальным планом подготовки, в результате которого фактически нарушается режим работы (учебно-тренировочного и соревновательного процессов).
Одним из основных разрешенных видов изменений контракта законодательство рассматривает перевод работника на другую работу в рамках определенного подразделения организации, а также перевод на работу с другим оборудованием без потери основных профессиональных функций работника. Очевидно, что перевод Спортсмена на другую работу невозможен. Однако в спорте возможны специфические виды переводов, не запрещенные законодательством, которые должны быть предусмотрены в контракте. В командных видах спорта, например, возможен перевод Спортсмена из одного состава команды в другой, изменение его игрового амплуа, временная передача (трансфер) в другие организации и т. п. При этом переводы Спортсмена ни в коем случае не могут ухудшать его положение (снижение зарплаты, сужение спектра гарантий по условиям организации труда и социальных гарантий и т.п.).
В случаях существенного изменения контракта или других изменений, с которыми Спортсмен не согласен, он должен в письменной форме изложить свои претензии Организации.
Споры, возникающие между сторонами контракта по его условиям, разрешаются либо путем переговоров, либо в установленном действующим законодательством порядке.
В случае достижения договоренности сторон контракта об изменении его условий, в первую очередь существенных, заключается соглашение, которое приобщается к контракту в качестве приложения. Если прежние условия не могут быть сохранены, а Спортсмен не согласен продолжать работу на новых условиях, контракт прекращается ввиду «отказа работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда» с выплатой не менее чем двухнедельного выходного пособия.
Управление физической культурой и спортом в советский период
После революции 1917 г. вся сформированная ранее система управления физической активностью и спортом в России была упразднена и некоторое время не функционировала вовсе. Казалось, что раздираемому политическими потрясениями и вооруженным противостоянием обществу не до физкультуры и спорта.
Однако очень скоро выяснилось, что это не так. Новому советскому государству требовалась хорошо обученная и боеспособная армия, создать которую без соответствующей системы физической подготовки не удавалось никому. И уже в апреле 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет издает декрет «Об обязательном обучении военному искусству», согласно которому в обязательном порядке все мужчины в возрасте от 16 до 40 лет привлекались к изучению военного дела и прохождению физической подготовки.
В целях практической реализации декрета 7 мая 1918 г. был образован специальный орган для осуществления руководства военной подготовкой трудящихся - Центральный отдел всеобщего военного обучения (Всевобуч),который стал первой советской управленческой структурой, взявшей на себя руководство физкультурно-спортивной отраслью.
Для проведения физической подготовки в регионах страны в составе местных военных комиссариатов создавались соответствующие отделы, которые и проводили спортивную работу. Уже в 1918 г. начали функционировать первые ячейки и кружки Всевобуча, комсомольские спортивные общества «Муравей» (Москва), «Спартак» (Петроград), «Красный молодняк» (Минск) и некоторые другие.
Постепенно физкультурно-спортивное движение набирало силу, в него вовлекались все новые люди и организации. Залогом массовости стало то обстоятельство, Что для подавляющего большинства рабочих и крестьян занятия спортом в дореволюционное время фактически были недоступны; физической культурой и соревновательной деятельностью занимались в основном состоятельные слои общества, располагавшие деньгами и досугом.
В первые годы советской власти вовлечение в физкультурно-спортивное движение происходило как на добровольной основе, так и за счет принуждения. И такая политика стала приносить свои плоды — все большее количество людей почувствовало вкус к физкультуре и спорту, стали развиваться спортивные школы и общества, дала первые ростки спортивная наука. Интерес населения к физическому воспитанию и спорту всячески поощрялся партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями. При их активном участии в 1920-е гг. повсеместно проводились легкоатлетические и велосипедные соревнования, кроссы, лыжные гонки. В мае 1920 г. Всевобуч провел во многих городах День спорта.
Расширявшемуся физкультурно-спортивному движению со временем становилось тесно в рамках военного обучения. Быстро менявшаяся ситуация настоятельно требовала реорганизации управленческих структур, корректировки организационно-методической деятельности. В том же 1920 г. при Всевобуче был создан Высший совет физической культуры, который взял на себя управленческую и координационную работу по взаимодействию государственных и общественных спортивных организаций, составлению планов физкультурно-спортивной подготовки и соревновательной деятельности. Возглавил Высший совет физической культуры известный партийный и военный деятель Н.И. Подвойский.
Николай Ильич Подвойский (1880-1948) - начальник Всевобуча и частей особого назначения; председатель Высшего совета физической культуры в 1920—1923 гг.
В 1922 г. закончилась гражданская война и Всевобуч был расформирован. На повестку дня вновь встал вопрос о системе управления отраслью физической культуры и спорта в стране, о ее задачах и функциях. По этому поводу было много дискуссий,, споров и предложений как методологического, так и организационного характера.
В части методологических платформ предлагалось несколько управленческих и программно-целевых подходов, которые заключались в следующем.
Представители медицинского направления делали акцент в физической культуре на гимнастике. Они считали, что профилактическая лечебная гимнастика, став всеобщей в практике школ и спортивных кружков, может не только устранить возможность производственных заболеваний, но и создать связи между процессом работы и физическим воспитанием.
Специфической разновидностью этого направления явилась концепция гигиенистов, которые исходили из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения закономерно ослабили организм рабочих и их детей. Для них работа означала лишь ощутимую усталость, вследствие чего большинство видов спорта, требовавших значительных нагрузок, нежелательны и даже вредны для организма. Подобная система взглядов предполагала такие цели управления физкультурой и спортом, как содействие гимнастике в школе, семье и на производстве и сокращение поддержки спорту высших достижений.
Иную точку зрения высказывали сторонники художественного физического воспитания.Пролетарская физическая культура совершенно особая, утверждали они, и радикальным образом отличается от буржуазной системы гимнастики и тренировки. Новые подходы заключались в том, что основными инструментами физического воспитания становились стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание). Значительная роль отводилась также зрелищным демонстрациям, где упражнения следовало выполнять с выразительной силой наподобие балета. Это направление не выступало против спортивной деятельности, но отрицало право на существование личных соревнований.
Были также и другие концепции, которые по-разному рассматривали развитие физического воспитания и спорта в стране, предлагали различные (подчас взаимоисключающие) цели и задачи физкультурно-спортивной отрасли, формы и способы управления ею.
Не менее бурными были дискуссии по организационным вопросам. Например, руководящие работники Всевобуча предложили образовать российский союз красных организаций физической культуры как единую в стране общественную структуру, членами которой могли бы стать все спортивные клубы и общества.
Центральный Комитет комсомола выступил с критикой подобного предложения, полагая, что создание такого союза создаст нездоровую конкуренцию между комсомолом и вновь созданной организацией.
Правительство прислушалось к мнению руководителей комсомола и 27 июня 1923 г. приняло решение о создании Высшего совета физической культуры (ВСФК) при ВЦИК РСФСР и упразднении саморегулирующихся спортивных организаций.
Специальным законодательным актом «О высших и местных советах физической культуры трудящихся РСФСР» устанавливалось, что ВСФК учрежден при правительстве на правах постоянной комиссии для оптимального управления и координации организаторской, научной и учебной работы в физкультурно-спортивной сфере различных министерств и ведомств. В соответствии с поставленной целью формировался состав ВСФК, в который вводились представители наркоматов (министерств) обороны, труда, просвещения, здравоохранения и внутренних дел. Помимо этого в состав совета вошли представители Коммунистической партии (отдел агитации и женотдел), профсоюзной и комсомольской организаций (см рис.).
Помимо создания ВСФК как центрального органа управления физкультурно-спортивной отраслью РСФСР в губерниях и крупных уездах создавались местные советы физической культуры. В их функции входили управление физкультурно-спортивным движением, развитие сети спортсооружений, пропаганда идей здорового образа жизни, расширение численности спортсменов и физкультурников, осуществление учета и контроля за выполнением решений вышестоящих органов.
Рис. Состав Высшего совета физической культуры и спорта РСФСР (1920-1923)
Управленческая и организационная работа российского ВСФК послужила примером для других союзных республик. Аналогичные советы были созданы при ЦИК Украины, Белоруссии, Закавказской Федерации, Узбекистана и Туркмении.
Следует отметить, что ВСФК России и других республик осуществляли управление физкультурно-спортивной отраслью на подведомственных им территориях не напрямую, а опосредованно, вырабатывая управленческие решения для соответствующих правительств (ЦИК), имеющих необходимые полномочия. Это в известной мере тормозило эффективную работу ВСФК, так как отчасти утрачивалась оперативность в принятии управленческих решений, не все члены правительства были компетентны в вопросах физического воспитания и спорта, что порождало разнобой и субъективизм при реализации многих предложений.
Помимо управленческой весьма острыми были и проблемы иного характера. Основные из них:
• Социальные проблемы. Впериод с 1921 по 1930 г. в стране
проводилась политика нэпа и общество было разделено на
отдельные классы и социальные группы — кулаков, нэпманов, рабочих, крестьян-бедняков и середняков. Наиболее просвещенная и состоятельная часть населения создавала свои спортивные клубы и общества, осуществляла самоуправление ими и не хотела подчиняться распоряжениям государственных органов, так как была финансово и организационно независимой. Подобная политика «неприсоединения» никоим образом не устраивала правительственные органы, которые справедливо полагали, что это — основа будущей оппозиции.
• Культурные проблемы.Неследует забывать о том, что от
расль физической культуры и спорта в те годы делала толь
ко первые шаги в массы. Следовательно, в этом направлении нужно было разрешить ряд серьезных проблем - значительный уровень пьянства, предрассудки и предубеждения (особенно по поводу женского спорта), неграмотность, сословные и религиозные стереотипы. Помимо перечисленных сложным оставался вопрос построения новой пролетарской культуры, которая должна была в корне отличаться от буржуазной. И здесь наблюдалась довольно значительная дифференциация идей и мнений - присутствовали так называемое рекордсменское направление, культурно-массовый гигантизм, «изоляционизм» в международном сотрудничестве с буржуазными спортивными организациями и пр.
• Экономические проблемы.В условиях послевоенной разрухи люди нуждались в самом необходимом - в пище, одежде, жилье. Конечно, финансовых средств катастрофически не хватало ни на спортинвентарь, ни на спортсооружения. Естественно, что в такой ситуации успешно руководить физкультурно-спортивной отраслью было чрезвычайно сложно.
• Национальные проблемы. Всостав нового Советского государства вошли многие нации и народности со своими этническими предпочтениями, религиозными верованиями, обычаями и традициями. Поэтому далеко не все предложения и мероприятия по развитию физической культуры и спорта в Центральной России были пригодны для республик Закавказья и Средней Азии. Вовлечение этих народов в физкультурно-спортивное движение требовало особых подходов и методов.
Однако, несмотря на массу имевшихся трудностей и проблем, массовый спорт в 20-е гг. прошлого века интенсивно развивался. Всего же численность физкультурников за период с 1923 по 1928 г. возросла в 6 раз.
Окрепшее физкультурно-спортивное движение партийное руководство страны в середине 1920-х гг. решило использовать также в идеологических и воспитательных целях. В решениях Коммунистической партии и правительства говорилось: «Социалистическую систему физического воспитания нужно рассматривать как неразрывную часть общего политического и культурного воспитания, а также защиты здоровья