Раздел 12. Морфологическое обеспечение массовой физической культуры и спорта (спортивная морфология). Анатомо-морфологические предпосылки для занятий физической культурой и спортом.

Лекция №1 (2 часа).

Цели, задачи и методы спортивной морфологии. Классификация спортивной морфологии. Основные закономерности роста и развития спортсмена. Интегральные показатели биологического возраста. Костный возраст. Половое созревание мальчиков и девочек. Акселерация развития и факторы онтогенеза. Факторы роста и развития организма. Возрастные особенности развития: костного аппарата, мышечной, нервной систем, внутренних органов, сердечнососудистой системы. Биологический возраст, двигательный возраст. Физические качества. Понятие о соматотипе как морфологическом отражении конституции спортсмена. Тотальные и парциальные размеры тела. Изменение пропорций тела в ходе роста и развития тела человека...

Практическое занятие № 1(2 часа) Общие вопросы спортивной морфологии. Конституционная морфология Общие вопросы спортивной морфологии: цель, зада, методы исследования. Фенотипические и генотипические причины, определяющие развитие человека. Понятие – конституционная морфология, этапы онтогенеза.

Самостоятельное занятие (2 часа) Понятие – «Спортивная морфология». Возрастная периодизация спортсмена. Факторы роста и развития спортсмена. Модель спортсмена. Контроль: опрос на практическом занятии.

Практическое занятие № 2(2 часа) Биологический возраст. Интегральные показатели биологического возраста. Половое созревание мальчиков и девочек. Акселерация развития. Факторы роста и развития организма. Возрастные особенности развития: костного аппарата, мышечной, нервной систем, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы.

Самостоятельное занятие (4 часа) Биологический возраст. Интегральные показатели биологического возраста. Половое созревание мальчиков и девочек. Акселерация развития. Факторы роста и развития организма. Возрастные особенности развития: костного аппарата, мышечной, нервной систем, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы. Контроль: опрос на практическом занятии.

Практическое занятие № 3 (2 часа) Развитие и физические качества. Конституционная морфология. Понятие о соматотипе как морфологическом отражении конституции. Изменение пропорций тела в ходе роста и развития тела человека. Осанка тела и возрастные ее изменения. Значение рессорных свойств стопы, звеньев позвоночного столба.

Самостоятельное занятие (4 часа) Физическое развитие и физические качества. Конституционная морфология. Понятие о соматотипе как морфологическом отражении конституции. Изменение пропорций тела в ходе роста и развития тела человека. Осанка тела и возрастные ее изменения. Значение рессорных свойств стопы, звеньев позвоночного столба. Контроль: опрос на практическом занятии.

Практическое занятие № 4 (2 часа) Физическая культура и морфо-функциональные изменения в организме. Морфофункциональные изменения под влиянием окружающей среды (физической нагрузки) в клетках, тканях, органах.

Изучение темы направлено на приобретение:

знаний – анатомо-морфологических, биомеханических особенностей физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста;

анатомические особенности строения тела человека, влияющие на физические способности и технику выполнения физических упражнений;

умений – определять анатомо-морфологические, биомеханические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста;

давать с анатомической точки зрения оценку физических способностей и технике выполнения физических упражнений;

навыков - анализа анатомо-морфологических, биомеханических особенностей различных положений и движений в избранном виде спорта и характера влияния на организм человека с учетом пола и возраста;

анализа физических способностей с учетом анатомических особенностей и техники выполнения положения и движения тела в избранном виде спорта.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

5.1. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы

  1. Какие отличительные особенности имеют клетки растительного и животного происхождения.
  2. Какие различают виды мышечной ткани.
  3. Каким образом из одной оплодотворенной яйцеклетки формируются разнообразные виды тканей.
  4. Костеобразующие и костеразрушающие элементы кости.
  5. Какие существуют виды соединения костей.
  6. Факторы, обусловливающие образования различных костных наростов на костях.
  7. Особенность в соединении костей черепа.
  8. Особенность в управлении гладкой и поперечно-полосатой мышечной тканью.
  9. Особенность деятельности гладкой и поперечно-полосатой мышечной ткани.
  10. Какие мышцы выполняют наклон туловища в разные стороны.
  11. Какие мышцы участвуют в сгибании и разгибании конечностей.
  1. Роль клыков, резцов и коренных зубов в разрывании и откусывании пищи.
  2. Какие мышцы участвуют в пережевывании пищи.
  3. В чем особенность восприятия вкуса пищи во рту.
  4. В чем заключается роль привратника.
  5. Сфинктеры пищеварительной системы.
  6. Где происходит процесс брожения в пищеварительной системе.
  7. Что происходит с глоткой, когда мы едим и пытаемся разговаривать.
  8. Почему тяжело дышать (выполнять вдох и выдох), когда переел.
  9. Почему мочеточники соединяются с мочевым пузырем в районе мочепузырного треугольника, а не в верхушке мочевого пузыря.
  10. Каким образом жидкость из пищеварительной системы попадает в мочевой пузырь.
  11. Каким образом можно различить при сосудистом ранении вену, артерию, капилляры.
  12. Почему скелетную мускулатуру называют вторым сердцем.
  13. Почему сердечнососудистую систему называют закрытой, а лимфатическую систему – открытой.
  14. От чего зависят умственные возможности человека.
  15. Чем отличается кора головного мозга человека, занимающегося физическим и умственным трудом.
  16. Почему нервы черепа называются черепно-мозговыми.
  17. Что значит корковое и подкорковое восприятие окружающей среды.
  18. Каким образом проявляется связь органов чувств с деятельностью внутренних органов.
  19. Генотипическая форма адаптации организма к окружающей среде.
  20. Фенотипическая адаптация органов и систем исполнения, управления, обеспечения.
  21. В чем проявляется единство деятельности мышц опорно-двигательного аппарата.
  22. Последовательность включение внешних и внутренних сил для выполнения первого шага.


5.2. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы

1. Сделать морфологический анализ движения тела в ходьбе.

2.Сделать морфологический анализ движения тела в спортивной ходьбе.

3. Сделать морфологический анализ движения тела бега на короткие дистанции.

4. Сделать морфологический анализ движения тела бега на средние дистанции.

5. Сделать морфологический анализ движения тела бега на длинные дистанции.

Примерная тематика рефератов

«Анатомический анализ положения или движения тела»

1. Анатомический анализ положения или движения тела в коньковом ходе лыжника.

2. Анатомический анализ положения или движения тела бега на короткие дистанции.

3. Анатомический анализ положения или движения тела бега на средние дистанции.

4. Анатомический анализ положения или движения тела старте в беге на короткие дистанции.

5. Анатомический анализ положения или движения тела при финиширование в беге на короткие дистанции.

6. Анатомический анализ положения или движения тела в прыжках в длину с места или с разбега.

7. Анатомический анализ положения или движения тела в метании копья (финальное усилие).

8. Анатомический анализ положения или движения тела в толкании ядра (финальное усилие).

9. Анатомический анализ положения или движения тела в положении «гимнастический мост».

10. Анатомический анализ положения или движения тела при выполнении блока в волейболе.

11. Анатомический анализ положения или движения тела в стойке баскетболиста.

12. Анатомический анализ положения или движения тела в упоре на параллельных брусьях.

13. Анатомический анализ положения или движения тела в спортивной ходьбе.

14. Анатомический анализ положения или движения тела в положении «гимнастический крест».

15. Анатомический анализ положения или движения тела в висе на кольцах, прогнувшись.

16. Анатомический анализ положения или движения тела в висе на прямых руках.

17. Анатомический анализ положения или движения тела в стойке на кистях.

18. Анатомический анализ положения или движения тела в беге футболиста.

19. Анатомический анализ положения или движения тела при ударе мяча футболиста.

20. Анатомический анализ положения или движения тела при блокировании в волейболе.

21. Анатомический анализ положения или движения тела при ловле мяча в футболе.

22. Анатомический анализ положения или движения тела при прыжке баскетболиста.

23. Анатомический анализ положения или движения тела в ходьбе.

24. Анатомический анализ положения или движения тела в висе на прямых руках на кольцах.

25. Анатомический анализ положения или движения тела в беге с ведением мяча.

26. Анатомический анализ положения или движения тела велосипедиста.

27. Анатомический анализ положения или движения тела в висе на кольцах, прогнувшись.

28. Анатомический анализ положения или движения тела при педалировании на велосипеде.

29. Анатомический анализ положения или движения тела в барьерном беге.

30. Анатомический анализ положения или движения тела в тройном прыжке.

31. Анатомический анализ положения или движения тела в попеременном двухшажном ходе на лыжах.

Наши рекомендации