Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. О правовом управлении физической культурой и спортом в России

В 1993 г. в нашей стране появляются «Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте», которые в 1999 г. сменил Закон РФ «О физической культуре и спорте». Наконец, 4.12. 2007 г. был принят и вступил в силу ныне действующий закон №329 с одноименным названием. С точки зрения содержательной части действующий закон «О физической культуре и спорте» от 2007 г. не улучшает качество управления отраслью двигательной активности, не совершенствует финансирование сферы ФК и С, по-прежнему не содержит критериев оценки деятельности органов управления спортом на местном и федеральном уровне. Во-первых, цели управления, поставленные законодателями, должны находиться в известном соответствии с выделяемыми ресурсами. Второй момент, на котором стоит сфокусировать внимание – это слабый контроль за механизмами реализации положений закона. Третий момент, который будет интересен с точки зрения менеджмента, это система оценки эффективности как самого Минспорттуризма, так и тех работ, которые входят в его компетенцию. Существующая система оценки по количеству физкультурников, построенных спортсооружений и числу работников в отрасли давно нуждается в обновлении, как опережающими индикаторами, так и совершенно новыми показателями.

Общие положения федерального закона РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Основным источником правового регулирования в сфере физической культуры и спорта (ФК и С) является Конституция РФ. Статья 41 гаранти­рует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также констатирует, что «поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта». Качественно обновленный Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был опубликован 8 декабря 2007 г. и вступил в силу 1 января 2008 г. Вновь принятый Закон РФ «О физической культуре и спорте», действующий в настоящее время, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России. Так, глава 1, помимо трактовки используемых понятий, содержит в своем составе статьи, посвященные государственной политике в области ФК и С. Основными элементами законодательства о физической культуре и спор­те, модифицируемыми в новой редакции федерального закона являются: субъ­екты физической культуры и спорта, институты государственного регулиро­вания физической культуры и спорта, а также договорные отношения в сфере физической культуры и спорта. Предметом правового регулирования данного законопроекта являются отношения в области физической культуры и спорта. Следует отметить, что по сравнению с Законом о Ф и С от 1999 г. новый закон снимает с государства целый ряд обязывающих мер по финансированию и поддержке физкультурно-спортивной отрасли. Если ранее законом указывалось: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством РФ», то теперь ситуация поменялась.

Преимущества новой редакции закона о ФК и С:

а) В законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат; б) Законом вводится новый вид общественного объединения – спортивная федерация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта; в) В законе закрепляются такие институты государственного регулирова­ния в сфере ФК и С, как признание видов спорта и спор­тивных дисциплин; Всероссийский реестр видов спорта; Единая всероссийская спортивная классификация; Единый календарный план всероссийских и между­народных физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе обра­зуют стройную систему; г) Закон, в рамках проводимой в стране административной реформы, иск­лючает возможность дублирования функций федеральных органов исполни­тельной власти в области ФК и С; д) Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере ФК и С.

Наши рекомендации