Развитие системы управления физической культурой и спортом в современный период

С распадом СССР и появлением на его месте целого ряда независимых государств в становлении отечественной физичес­кой культуры и спорта наступил новый период. Ушли в прошлое выступления единой сборной командой, распалась единая си­стема управления физкультурой и спортом в стране, возник це­лый комплекс финансовых и организационных проблем между­народного и внутреннего характера.

Происходившие в стране бурные политические события в полной мере отразились и на физкультурно-спортивной сфере, на ее управленческих структурах и кадровом составе. Чтобы по­нять логику преобразования отрасли, органов руководства ею, необходимо уяснить специфику происходивших тогда событий, определить движущие силы и векторы их направленности. Пос­ле увязки с внешними событиями изменения в управлении физ­культурно-спортивной отрасли становятся более упорядоченны­ми, во многом утрачивают черты бессистемности и хаотичности.

Распад СССР пришелся на 1991 г. - последний год предолимпийского цикла. Оставшееся до проведения Олимпиады время не позволило вновь образованным на территории СССР государствам выполнить все процедуры, связанные с созданием национальных олимпийских комитетов и представлением заявок для участия в Играх. Поэтому бывшие республики СССР (в том числе и Россия) должны были, в соответствии со специальным решением Международного Олимпийского комитета, выступать единой командой, которая получила название объединенной команды Содружества Независимых Государств (ОК СНГ).

На решение задачи успешного выступления российских спортсменов в составе ОК СНГ на барселонской Олимпиаде-1992 было направлено формирование специального управленчес­кого органа. В этой связи функции упраздненного Госкомспорта СССР передавались Комитету по содействию Олимпийскому движению при Правительстве РСФСР.

После проведения Олимпийских игр Комитет по содей­ствию Олимпийскому движению был ликвидирован, а вместо него указом Президента РФ от 27 ноября 1992 г. был образован Комитет РФ по физической культуре.

Следует отметить, что десятилетие 1992-2002 гг. было для управления физкультурно-спортивной отраслью делом чрезвы­чайно сложным и неблагодарным. Постоянное недофинансиро­вание, реорганизации и чехарда кадров (в этот период ведомство реформировалось еще 8 раз), региональный сепаратизм и ради­кальные перемены в социально-экономической жизни общества - все это многократно затрудняло процесс управления физичес­ким воспитанием и спортом в стране.

Снижение управляемости в отрасли имело как объективные, так и субъективные предпосылки, которые, часто накладываясь друг на друга, усугубляли остроту проблем. Назовем наиболее острые и глубокие коллизии.

Неадекватность целей и средств в физкультурно-спортивной отрасли.Одной из основных проблем сферы физической культу­ры и спорта стала в пореформенные годы проблема адекватного финансирования отрасли. В этот период вся физкультурно-спортивная сфера получала не более 8-10 % от сумм финанси­рования, установленных «Основами законодательства РФ о фи­зической культуре и спорте» (1993), поэтому Госкомспорт не мог выполнить возложенные на него цели и задачи. В аналогичной ситуации оказались и другие государственные министерства и ве­домства, профсоюзные и молодежные организации. Распад СССР, утеря хозяйственных связей, огромный внешний долг страны, гиперинфляция и падение промышленного производства привели к коллапсу бюджетов всех уровней. При этом физкультурно-спортивная отрасль, зависящая почти полностью от бюд­жетных средств, фактически боролась за выживание.

Итогом недофинансирования и снижения управляемости стало развитие социальных, демографических и культурных про­цессов по негативному сценарию. Так, резко возросла смертность населения, снизилась продолжительность жизни (рис. 12.6). При этом обострились проблемы наркомании (особенно подростко­вой и молодежной), увеличилось потребление пива и крепких ал­когольных напитков, значительно возросло табакокурение (пре­имущественно среди девушек и женщин).

В то же время заметно скромнее стали результаты россий­ских спортсменов на международной арене. Приостановилось строительство новых спортивных сооружений, а многие суще­ствующие постепенно приходили в негодность, в результате от­расль не стала справляться с возложенными на нее задачами.

Управленческая проблема.В последние 10-12 лет существен­ные изменения претерпели управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта, иной стала социальная и управ­ленческая среда. Если во времена СССР управленческая верти­каль выстраивалась по жесткому иерархическому принципу, ос­нованному на единоначалии и партийной дисциплине, то позже ситуация переменилась.

С уходом КПСС с командных позиций невозможно стало управлять общественными организациями или коммерческими структурами с помощью партийной дисциплины. Теперь уже трудно заставить людей административными методами занимать­ся физкультурой и спортом. Государственным управленческим структурам приходится «на марше» менять стиль и методы ру­ководства отраслью, больше использовать косвенные методы и возможности саморегулируемых спортивных организаций.

Кадровая проблема.Большую остроту в десятилетие 1992-2002 гг. приобрела кадровая проблема. С ухудшением экономи­ческой ситуации страну стали покидать многие талантливые спортсмены и тренеры. Тем самым был снижен качественный уровень подготовки отечественных спортсменов, опустилась планка чемпионатов России (особенно в игровых видах спорта), снизились зрительский интерес и посещаемость спортивных со­ревнований.

Возникли и стали нарастать проблемы в системе подготов­ки и переподготовки физкультурно-спортивных кадров. Недо­статочное финансирование значительно затруднило развитие спортивной науки, внедрение новых технологий в учебный процесс, приостановило многие разработки по фундаментальным и прикладным проблемам физической культуры и спорта.

Не обошла стороной кадровая проблема и управленческие структуры. Спортивные менеджеры всех уровней с переходом к рыночной экономике оказались в сложном положении - их пре­дыдущий опыт работы в физкультурно-спортивной сфере отча­сти обесценился и был малоприменим в новых условиях. При этом планомерной работы по повышению квалификации спе­циалистов высшего и среднего управленческого звена не про­водилось. В то же время доступ молодых перспективных менед­жеров на руководящие должности по разным причинам ограничивался.

Нельзя также не отметить неоправданно частую сменяемость управленческих кадров во время президентства Б.Н. Ельцина. Спонтанные и произвольные смены правительств и руководи­телей физкультурно-спортивного ведомства приводили к внепла­новой сменяемости менеджеров всех уровней. Причем высокие управленческие должности далеко не всегда занимали люди до­статочно компетентные и профессиональные.

Вместе с проводимыми реорганизациями физкультурно-спортивного ведомства видоизменялась его структура и функции: Госкомспорту то передавалась сфера туризма (в 1994 г.), то изы­малась (апрель 2002 г.), то вновь возвращалась (май 2004 г.). Ана­логичная процедура касалась молодежной политики — в 1994 г. Госкомспорт стал называться Комитетом РФ по делам молоде­жи, физической культуре и туризму, и в этом же году (спустя 4 месяца) молодежная политика были изъята из его компетенции.

Внезапные кадровые перестановки и организационные экс­перименты были приостановлены в 2002 г., после того как пост главы Госкомспорта занял В.А. Фетисов, имевший многолетний опыт профессионального спортсмена и спортивного менеджера. В течение трех последующих лет В. Фетисову удалось стабили­зировать положение в физкультурно-спортивной отрасли, улуч­шить ее финансирование и укрепить кадровый состав.

В связи с избранием В.В. Путина в 2004 г. на новый прези­дентский срок, а также в целях оптимизации государственных функций Правительство РФ было реформировано. В соответ­ствии с концепцией правительственной реформы Госкомспорт переходил под эгиду вновь созданного Министерства здравоох­ранения и социального развития и получал статус Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму (к началу 2005 г. управление туристической отраслью стало осуществлять Развитие системы управления физической культурой и спортом в современный период - student2.ru Федеральное агентство по туризму). При этом лимитировалась штатная численность сотрудников агентства (152 чел.) и пере­сматривалась структура управления.

В настоящее время управленческие функции и полномочия Федерального агентства по физической культуре и спорту (ФАФКС - в дальнейшем Росспорт) заключаются в следующем. Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и фун­кциональное регулирование в области физической культуры и спорта, реализацию мер государственного регулирования игор­ной деятельности и проведения спортивных лотерей.

Росспорт в пределах своей компетенции несет ответствен­ность за развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации и выступление сборных команд страны на наиболее ответственных международных спортивных соревнованиях.

МЕНЕДЖМЕНТ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Наши рекомендации