Понятие о физическом развитии и методах его оценки

Физическое развитие - процесс становления, формиро­вания и последующего изменения на протяжении индиви­дуальной жизни естественных морфо-функциональных свойств человеческого организма.

О физическом развитии человека судят по размерам и форме его тела, развитию мускулатуры, функциональ­ным возможностям дыхания и кровообращения, показате­лям физической работоспособности.

Основными показателями физического развития чело­века являются:

1. Показатели телосложения: рост, вес, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др. Эти показатели характеризуют, прежде всего, биоло­гические формы (морфологию) человека.

2. Показатели развития физических качеств человека: силы, скоростных способностей, выносливости, гибкости, координационных способностей. Эти показатели в боль­шей мере отражают функции мышечной системы человека.

3. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье чело­века оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пи­щеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Для человека типичными являются следующие тенденции в процессе физического развития.

Примерно до 25 лет большинство морфологических по­казателей увеличиваются в размерах, совершенствуются функции организма. Затем до 40-50 лет физическое разви­тие стабилизировано, т.е. остается на определенном уров­не. В дальнейшем по мере старения функциональная дея­тельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Физическое развитие каждого человека во многом зави­сит от таких факторов, как наследственность, среда и дви­гательная активность.

Наследственность обусловливает тип нервной системы, телосложение, осанку и многие другие компоненты фи­зического развития. Причем генетически наследственная предрасположенность в большей мере определяет потен­циальные возможности и предпосылки хорошего или пло­хого физического развития. Конечный же уровень разви­тия форм и функций организма будет зависеть от условий жизни (среды) и от характера двигательной деятельности.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существен­ным образом зависит от условий жизни человека. К ним, прежде всего, относятся социальные условия. Условия бы­та, труда, воспитания, материального обеспечения, а также качество питания (калорийность, сбалансированность) в значительной мере влияют на физическое состояние че­ловека и определяют развитие и изменение форм и функ­ций организма.

Определенное влияние на физическое развитие челове­ка оказывает климато-географическая среда, а также эко­логические условия проживания.

Большое значение для управления физическим разви­тием в процессе физического воспитания имеют: биологи­ческий закон упражняемости (повторяемости действий) и закон единства форм и функций организма в его деятель­ности. Величина и характер двигательной деятельности человека, вид спорта, которым он занимается, в значитель­ной степени влияют на многие морфофункциональные по­казатели физического развития. Так, например, в баскетболе, волейболе, прыжках в высоту и т.п. рост тела в длину ускоряется, в то время как при занятиях тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, акробатикой - замедлятся.

Под влиянием систематических тренировочных заня­тий человек может существенно улучшать практически все двигательные способности, а также успешно устра­нять средствами физической культуры различные недо­статки телосложения и врожденные аномалии, например сутулость, плоскостопие и др.

Средства физического воспитания: основные и вспомогательные

Основными средствами физического воспитания, как органической части физической культуры, в моло­дом, зрелом и преклонном возрастах являются физические упражнения.

Физические упражнения — это двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека; они позволяют решать все задачи физического воспита­ния, а именно:

1) оптимально развивать физические качества;

2) укреп­лять и сохранять здоровье;

3) совершенствовать телосложение и раз­вивать физиологические функции;

4) сохранять высокий уровень об­щей работоспособности на протяжении многих лет;

5) формировать различные жизненно важные двигательные умения, навыки и др.

Систематически используемые физические упражнения с соблюдением правильной дозировки и методической по­следовательности приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, содейст­вуют и его духовному развитию.

Слово «физические» отражает характер совершаемой ра­боты (в отличие от умственной). Физическая работа внеш­не проявляется в виде перемещений тела человека и его ча­стей в пространстве и во времени.

Слово «упражнения» обозначает направленную повто­ряемость действий с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматрива­ется, с одной стороны, как конкретное двигательное действие с другой - как процесс многократного повторения.

Вспомогательные средства физического воспитания - это оздо­ровительные силы природы и гигиенические факторы.

В процессе физического воспитания оздоровительные силы при­роды (солнце, воздух и вода) используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благопри­ятные условия, в которых осуществляется процесс физического вос­питания. Они дополняют эффект воздействия физических упражне­ний на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановительных процессов в организме.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья, повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.п.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы не об­ладают такими возможностями, как физические упражнения, поэто­му они называются вспомогательными средствами физического воспитания.

Наши рекомендации