Проблема «нормы» и «аномалии» в физическом, психическом и личностном развитии младшего школьника.

. С позиций этич-х и псих-х в качестве нормы мы можем принять любое проявление личности,которое не мешает ей реализовать себя в деят-ти.Понятие «аномалия» в перев. с греч. означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии.Виды нормы: статистическая норма- это уровень психо-соц-го развития человека,кот-й соответ-т средним колич-м и кач-м показателями, полученными при обследовании представленной группы популяции людей того же возр-та, пола, культуры. Функциональная норма характериз-т процессы и состояния здорового организма. Опред-ся по отношению к выполнению или невыполнению функции какой-либо системы.Функциональная норма - своего рода гармоничный баланс между возможностями,желаниями и умениями,с одной стороны, и треб-ми со стороны социума-с другой.Индивид-я норма –мера отклонения от статистической и физиологической нормы.

Нормативная (идеальная)норма –это оптимальное разв-е личности в оптимальных для нее соц-х условиях.Критерии нормы: субъективная удовлетворенность связана с удовлетворением различных потребностей индивида, если ряд потребностей длительно не удовлетв-ся,то это приводит к негативному переживанию неудовлетворенности и как следствие к деструктивному разв-ю.Идентичность – хроническое переживание страха, опасений, тревожности, стрессы, фрустрации могут приводить осознанию себя,своей идентичности дажек деперсонализации и формир-ю неадекватной самооценки.Интегральность(целостность) предпосылкой норм псих-го развития помимо интроиндив-го равновесия явл-ся и динамич-е равновесие м-у личностью и окружением. Наруш-е в этой области могут привести к ряду последствий (лабильности переживаний и неустойчивости саморегуляции)Автономность (независимость) любой реб-к а особенно с наруш-ми норм в значит-й степени зависит от соц-го окружения. Это может привести к ослаблению его автономии.к этому часто присоедин-ся покровительственное восп-е, отриц-но сказывающееся на становление устойчивости.

Адекватное воспр-е реальности у детей с сенсорными и интеллектуальными дефектами не м/б достигнуто полностью. В этом случае вступает в действие компенсация за счет здоровых.Адекватное самопознание,самопереж-е,самооценка. За счет включения защитных механизмов у адекватных детей часто происх-т наруш-е и деформация самопознания. Самопереж-е носит черты депрессии и повышенной тревожности, что приводит к формир-ю комплекса неполноценности, а иногда к сверхкомпенсации.Толерантность к фрустрации. У аномальн. Детей толерантность бывает снижена,что связано с пониженной целостностью,ослаблением автономии, недостатком самодоверия и недооценкой себя.

Резистентность по отнош-ю к стрессу. Понижен-я устойчивость к нагрузкам обусловлена хронич-м накоплением стрессовых ситуаций.Приемлемая соц-я адаптация. У аном.детей часто наблюд-ся недостаточная соц-я адаптация,обусловленное ограниченностью,возмож-ю включ-я в обществ-ю жизнь.Оптимальное самоутверждение в условиях существов-я дефекта реализ-ть трудно.Показатели отклонения от нормы: соц-я дезадаптация – невозможность взаимодейст-ть с др. людьми или сужение круга таких лиц; затрудненность или невозможность оказывать воспитывающее и обучающее воздействие; замедление или деградация разв-я психики; неадекватное поведение.Биолгич-е причины аномалии м/б врожденными и приобретенными. К врожденным аномалиям относ-ся: перинатальная, дородовая, внутриутробная потология.этот тип потологий вызыв-ся агентами действующими на развивающ-ся плод во внутриутр. Период. Это м/б физич-е,химич-е и психич-е травмы; токсикозы и интоксикация ядовитыми лекарствами, гармон-ми препаратами, охлаждение, голодание и неправ-е питание матери.инфекционные болезни (краснуха, грипп,корь,токоплазма, сифилис, ВИЧ, инфицирование). 1й из принцип-х причин пренатальной потологии явл-ся алкоголь, в 1е 3 месяца явл-ся причиной гибели клеток плода. Наследственные, генетические поражения организма. Наруш-е обмена веществ (диабет), изменение числа и струк-ра хромосом, шизофрения, олигофрения – болезнь Дауна, прчина наруш-я хромосом.К приобретенным аномалиям во время родов: натальные, механические повреждения, асфексия – удушение ребенка. Постнатальные (неродовые): перенесенные в младенчестве инфекц-е болезни, нейроинфекции (менингит, энцефалит, полиомиелит наруш-е ЦНС к-е оьеспеч-ет способ-ть движ-ю.Соц-е причины аном-го разв-я.изолиров-е действие соц-х факторов без биологич-х нарушений к аномалию не приводит. К патологич-му формир-ю личности или неврозу приводят ряд психич-х переживаний соц-но неблагополучных факторов( факторы депривации). Различ-т сенсорную, эмоц-ю, соц-ю и когнитивную депривацию.Дизонтогенез- это отклонение от нормы. Лебединским было предложено 3 вида:1)Ретардация(задерженное разв-е) – это запаздывание или приостановка всех сторон псих-го разв-я или отдельных компонентов. 2)включ-т отклонения по типу повреждения: поврежденное разв-е,дефицитарное рзв-е(наруш-е анализаторных систем) 3)отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоц-но волевых наруш-й, искаженное разв-е(ранный детск. Аутизм) дисгармонич-е разв-е (психопатия).Дефект-физич-й или психич-й недостаток, вызывающий наруш-е нормального разв-я ребенка.структуру составляют первичный и вторичный дефект. Первичный-повреждение биологич-х систем(отделов ЦНС, анализаторов)кот-е вызыв-ся биологич-ми факторами. Вторичный-недоразвитие высших псих-х функций(речи и мышл-я у глухих) вторичный возникает под влиянием первичного дефекта. Сложный дефект-сочет-е двух и более первичных дефектов,в одинаковой степени определяющих стр-ру аномального разв-я и трудности в обучении и воспитании ребенка.Наиболее типичные поведенческие отклонения на сегодня гиперактивность, акцентуация капризности или демонстративности, агрессия ответная реакция на действие.Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. По некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.Л.С. Выготский видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что потеряв непосред-ть, ребенок обретает свободу в наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает "логика чувств". Кроме того появляется способность к обобщению собственных переживаний.Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию - позицию школьника.В этот период появляются очень важные психологические новообразования:1)произвольность деятельности;2) способность планировать свою деятельность, оценка своих действий с точки зрения соответствия поставленным целям;3) овладение навыками самоконтроля. Формируются навыки волевой регуляции деятельности и поведения.Изменения в течении первых лет школьной жизни претерпеваются и в эмоционально-волевой сфере. Постепенно формируется адекватная самооценка, уровень притязаний, соответствующий уровню его развития. Более устойчивыми становятся его эмоции, вырабатываются волевые качества. Восприятие становится более целенаправленным и произвольным. Расширяются объём внимания, способность к его концентрации, распределению, переключению.Новообразование развития памяти – переход к опосредованному запоминанию, овладение приёмами запоминания и воспроизведения.Важное место в психических процессах начинают занимать внутренняя саморегуляция и контроль.Происходит развитие словесно-логической формы мышления.



Наши рекомендации