Параллели в физическом и духовном развитии

За все время, проведенное в доме ребенка, мы никогда не забывали об улучшении жизненных условий детей. Никто не замечал больше в этих живых су­ществах со светящимися лицами недокормленных мало­кровных детей. Они были здоровы, будто принимали сол­нечные и воздушные ванны на курорте.

И если на обмен веществ могут влиять подавленные духовные факторы, понижающие жизненные силы, то дей­ствует и обратное: радостные душевные волнения влияют на обмен веществ и на другие функции тела в благоприят­ном направлении. Этому у нас есть реальные доказатель­ства. В настоящее время, когда широко изучена взаимо­связь физического и духовного, эти доказательства могут и не произвести особого впечатления. Но в то время этот феномен вызвал всеобщее удивление.

Известие о «вундеркиндах» распространялось со ско­ростью света. У прессы появился повод показать свое красноречие. О наших детях написали целые книги. Авторы романов писали о них даже с некоторым восторгом и де­лали это с такой точностью, с какой описываются неизве­стные миры. Одна английская книга называлась даже «New Children» («Новые дети»). Из далеких стран, и прежде все­го из Америки, приезжали люди, чтобы убедиться в этих выдающихся фактах. Наши дети определенно могли бы произнести слова, которые читаются в церквах в День Трех Королей: «Взгляни и осмотрись вокруг. Все они пришли к тебе... К тебе обращается толпа с другого берега моря».

Глава 28

ВЫВОДЫ

Короткое перечисление фактов и впечатлений, сделанное выше, не отвечает на вопрос о «методе». Читатель не поймет правильно, какими конкрет­ными методами достигнуты такие результаты. Но как раз не это главное.

Не смотрите на метод - посмотрите на ребенка, на его душу, освобождающуюся от всех отклонений, раскрыва­ющую свою собственную природу. Своеобразные прояв­ления наших детей относятся просто к жизни. Они похо­жи на окрас птиц и запахи цветов и никоим образом не являются следствием «воспитательного метода». Стано­вится очевидным, что такое воспитание может влиять на природные данные ребенка. Цель его - помощь и защита развитию. Человек может ухаживать за цветами, влиять на природную окраску и запахи, усиливать их некоторые признаки. Это приводит к ускорению дальнейшего разви­тия данных природой свойств, и цветы становятся краси­вее.

В нашем доме ребенка мы обнаружили феномены, име­ющие духовную природу. Они необычны, их трудно за­метить, как и большинство процессов в живой природе. Причина этого в том, что духовная жизнь чрезвычайно изменчива. Ее знаки могут просто исчезнуть при небла­гоприятных условиях, и на смену им придут другие.

Для успешной воспитательной работы нужно сначала в окружении ребенка создать условия, благоприятные для прорастания скрытых в нем здоровых духовных качеств. Для достижения этой цели достаточно устранить препят­ствия. Это должно быть первым шагом и фундаментом воспитания. Речь идет не о развитии имеющихся у ребенка свойств, а о том, что сначала нужно раскрыть его природу, и только потом способствовать нормализации ребенка.

Если исследовать точнее быстро раскрывающиеся при этом черты характера ребенка, то можно убедиться в важ­ности некоторых обстоятельств. В самом начале была организована приятная детям среда, в которой они не встреча­ли ограничений. Она особенно радовала тех детей, кото­рые росли среди лишений. Их ждали здесь светлые, чистые помещения с новыми столиками, маленькими креслица­ми, сделанными для них, газоны во дворе.

Следующий фактор - устранение некоторых негатив­ных качеств взрослых. Учитель не должен иметь честолюбия и предубеждений. Его состояние можно охаракте­ризовать как «интеллектуальное спокойствие». Издавна известно, что воспитатель должен быть спокойным. Но при этом представляется в большинстве случаев спокойный ха­рактер без нервозных импульсов. Мы же говорим о другом спокойствии: о свободном состоянии или лучше сказать о духовном освобождении, которое может делать ясные выводы. Это «духовное смирение», которое приближается к духовной чистоте и учит понимать ребенка. Но это требу­ет от учителя существенной подготовки.

Примечательным был исключительный факт: в рас­поряжении детей был необходимый для воспитания чувств привлекательный материал, позволяющий произ­водить анализ и утончение. Он воспитывал концентрацию внимания, которую невозможно достичь в ходе устных объяснений, когда учитель старается разбудить энергию ребенка.

Мы утверждаем: подготовленная среда, смиренная учи­тельница и научный материал - это три основных условия.

Мы исходим из важнейших проявлений детей. Главным из них является деятельность, которая, как по волшебству, помогает прорваться наружу природным свойствам ребен­ка. Она осуществляется движениями рук, руководимых ра­зумом.

В процессе деятельности с любым внешним объектом появляется концентрация внимания. При этом возникают явления, которые многие недооценивают. Это повторения упражнений и свободный выбор объекта. С их обнаруже­нием мы начинаем видеть настоящего ребенка, охвачен­ного струящейся радостью и неустанной жаждой деятель­ности, потому что деятельность — это его жизнь. Она по­хожа на обмен веществ, с которым связано все развитие ребенка.

С этого момента все происходит в соответствии с его собственным выбором: он проделывает упражнения в ти­шине, восхищаясь тем руководством к действию, которое указывает на право признания его достоинств. Он усерд­но впитывает в себя все, что способствует развитию его мышления. Вместе с этим исчезают некоторые негатив­ные проявления детей: желание похвалы, потребность в сладком, игрушках.

Нужно уметь увидеть, что порядок и дисциплина- жиз­ненная потребность ребенка, и он демонстрирует это. В то же время ребенок остается ребенком. Свежий, откры­тый, веселый, он прыгает и кричит, когда что-то приносит ему радость, хлопает в ладоши, бегает, громко приветству­ет, благодарит, нежен ко всем, общается со всеми, восхи­щается. Он живет.

Итак, мы хотим обратить внимание на вещи, которые выбрал сам ребенок, спонтанно выражая себя. Мы хотим здесь перечислить в виде списка, чтобы избежать потери времени, то, что отвечает или не отвечает желаниям ребенка.

1. Индивидуальная работа Повторение упражнения. Свободный выбор. Контроль ошибок. Анализ движений. Упражнения в тишине. Хорошие манеры в общении. Порядок в среде. Безупречная опрятность. Воспитание чувств. Письмо, независимое от чтения. Письмо как предварительная ступень к чтению. Чтение без книг. Дисциплина в свободной деятельности.

Кроме того:

2. Упразднение поощрений и наказаний Упразднение букварей. Упразднение фронтальных уроков. Устранение учебных планов и экзаменов. Упразднение игрушек и сладкого. Упразднение кафедры для учителя.

Из этого перечня вырисовывается метод воспитания. Словом, сам ребенок дал нам практические указания для построения метода обучения, в котором мы руководству­емся свободным выбором. Контроль ошибок самим ребен­ком есть проявление его жизненных сил.

Удивительно, как далеко пошли эти первоначально по­явившиеся из ничего направляющие линии, которые поз­же основались на опытах и сохранились как выстроенный, правильно идущий метод воспитания.

Представим себе эмбрион позвоночного животного, у которого сначала появляется, как некое обозначение без субстанции, линия, так называемый прапозвоночник. При ближайшем обследовании этого объекта сравнения мы стали бы утверждать, что целое распадается на три части: голову, грудной отдел и поясничный отдел. Кроме того, постепенно образуется какое-то количество узлов, кото­рые в конце концов затвердевают, становясь позвоночни­ком. То же самое мы должны сделать и с обозначенным нами методом воспитания — представить его в виде еди­ной цепочки. На ней выделяются три больших части - среда, учитель и материал. Кроме того, со временем чет­ко выделились многочисленные дополнительные точки, со­всем как узлы позвоночника.

Было бы интересно шаг за шагом проследить, как раз­вивался этот первый метод, созданный в нашем челове­ческом обществе под руководством ребенка. Можно было бы увидеть эволюцию тех основных положений, которые предъявлялись сначала как неожиданные от­крытия. Эволюция есть на деле выражение, которым хо­телось бы обозначить развитие этого своеобразного ме­тода, так как жизнь выявила новые детали, раскрывши­еся в подготовленной среде. Эта среда, этот мир ребенка есть нечто особое, представляющее собой активный и живой ответ взрослого, его новый взгляд на жизнь де­тей.

Чудесная скорость, с которой наш метод стал применяться в различных школах для детей различных национальностей и из различных социальных слоев, привело к такому широкому распространению нашего опыта, что мы с твердой уверенностью смогли разработать общие действующие тенденции или, лучше сказать, естественные законы, на которые должно опираться воспитание. Школы, которые появились непосредственно после дома ребенка, особенно интересны потому, что они сохранили наш исконный вариант, построенный на ожидании спонтанных проявлений детей. Затем мы выработали определенные методы и принципы подготовки.

Впечатлил нас пример одного из организованных в Риме домов ребенка. Обстоятельства, сложившиеся в нем, были еще необычнее, чем в нашем первом, так как в нем собрали детей, переживших сильное потрясение - землетрясе­ние в Мессине. В доме было собрано около шестидесяти ребят. Их нашли под обломками, они не могли назвать своего имени, никто не знал, какого они социального проис­хождения. Чудовищный шок сделал их всех одинаковы­ми: подавленными, безмолвными, опустошенными. Было трудно кормить их и укладывать спать. Ночами мы слы­шали крики и жалобы на боль. Для этих детей постара­лись создать хорошие условия, этим занималась королева Италии, проявляя великодушную мудрость. Для детей из­готовили светлую мебель - маленькие шкафчики с дверками и цветными ручками, низкие круглые столики, по­крашенные в живые краски. Наряду с круглыми столами были и прямоугольные высокие стулья и креслица, краси­вая привлекательная посуда — маленькие тарелки и при­боры, салфетки и даже мыльницы и полотенца, удобные для маленьких ручек детей. Повсюду были подобранные с любовью украшения: картины и вазы с цветами. Школа находилась в одном францисканском монастыре с больши­ми садами, широкими дорожками и превосходно ухожен­ными цветочными клумбами. Там были пруды с золотыми рыбками, голубями. В этом окружении молча и бесшумно расхаживали сестры в своих белых одеждах с большими шлейфами. Они выглядели очень величественно.

Монахини давали детям уроки хороших манер с такой старательностью, что наши дети менялись с каждым днем. К этому ордену относились сестры из аристократическо­го общества. Они разучивали с детьми разные правила из своей светской жизни вплоть до мельчайших деталей. Вос­поминания об их прежних привычках были полезны де­тям. Но внимание детей, казалось, трудно было насытить. Они учились сервировать стол, как камердинеры самого высокого ранга. Обеды интересовали детей не фактом при­ема пищи, а потому что им предоставлялся случай потре­нироваться в овладении своими движениями и получить всякие дополнительные знания. Мы наблюдали, как весе­ло дети выносили в сад под деревья, на воздух, мебель из комнаты. Постепенно у детей снова появился аппетит, а вместе с ним - и нормальный сон. Изменения, которые с ними происходили, производили огромное впечатление.

В тот момент нам вспомнилось выражение «встать на путь истинный». «Эти дети создают впечатление возвра­щения на путь истинный, - говорила одна из известных итальянских писательниц. - Нет ничего более замечатель­ного, чем становление на путь истинный, преодоление пе­чали, подавленности и переход жизни на другой уровень».

Это мнение, которое раскрыло происходившие на гла­зах окружающих многочисленные необъяснимые и впе­чатляющие явления, глубоко воздействовало на многих людей, хотя собственно выражение «становление на путь истинный» означает нечто другое. Отраженный в нем про­цесс кажется все же противоречащим состоянию невин­ности, в котором пребывают дети. Но на самом деле речь шла о преобразованиях, освободивших детей от душевной боли, от одиночества, возродивших умение радоваться.

Печаль и чувство вины — это состояния, которые ука­зывают на отчуждение от источников жизненной энергии. С этой точки зрения обретение жизненной энергии озна­чает фактически один из путей возвращения на круги своя, когда печаль и чувство вины преобразуется в радость ду­ховного очищения. Оно совершалось у наших детей внут­ри; это было своего рода воскрешение, путь от печали к радости, когда в характерах детей сразу исчезла целая мас­са пороков, которых мы опасались и которые казались не­исправимыми.

Действительно, у этих детей наступало просветление. В людях многое извращено, и поэтому должно вернуться к своим истокам. К этому ведет только одна дорога - обра­щение к источникам творческой энергии. Было бы невоз­можно отличить в детских характерах добро от зла, если бы в наших школах мы не наблюдали бы сложных про­цессов развития детей, которые жили в неблагоприятных условиях. Ведь взрослый произносит свой приговор только однажды и заставляет ребенка оценивать все происхо­дящее так, как видится ему. И это суждение гасит есте­ственную природу ребенка. Так мир взрослого поглощает мир ребенка со всеми его добрыми и отрицательными за­датками.

Глава 29

Наши рекомендации