Изменения в физическом развитии подростка

Основной особенностью подросткового возраста явля­ются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологиче-ской перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов рос­та и половых гормонов вызывают интенсивное физиче­ское и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок рос­та» обычно начинается и кончается на два года раньше.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорас­тают голова, кисти рук и ступни, затем конечности -удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь тулови­ще. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приво­дит к некоторой непропорциональности тела, подростко­вой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении го­ловного мозга. Поэтому для подростков характерны из­менение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность. Эмоциональную нестабиль­ность усиливает сексуальное возбуждение, сопровож­дающее процесс полового созревания.

Половое созревание - центральный психофизиологи­ческий процесс подросткового возраста. Его специфи-

освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить.

Л. С. Выготскийотмечал основные новообразования подросткового периода: изменение интересов в связи с переходным возрастом, появление мышления в поняти­ях, изменение воображения, развитие рефлексии и на ее основе самосознания.

В концепции Д. Б. Эльконинаподростковый воз­раст, как всякий новый период, связан с новообразова­ниями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность произ­водит «поворот» от направленности на мир к направлен­ности на самого себя. К концу младшего школьного воз­раста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкно­вения с действительностью.




бытия. Живя в предметном мире с момента появления на свет, сызмальства, осваивая его по функциональному на­значению и хтетической значимости, подросток начина­ет фетишировать этот мир. Благодаря тому что он входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых подпадают и определенные вещи, под­росток превращается в потребителя. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка ста­новится значимым обладание определенным набором ве­щей, чтобы поддерживать свое чувство личности, т. е. он ориентирован на внешнее воплощение чувства взрослости. Социальная ситуация развития подростка может быть благоприятной, если окружающие взрослые признают взрослость подростка и всячески поддерживают его чув­ство взрослости, включая его в общественно полезную деятельность.



ческими функциональными признаками являются менар­хе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякуляр-хе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчи­ков. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении (появление вторичных половых признаков), изменяющие физический облик подростка.

В этот период у мальчиков происходит заметное увели­чение и изменение формы гортани. Особенно значитель­но изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный вы­ступ - кадык, адамово яблоко. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается примерно на одну октаву - происходит мутация голоса.

На психическое состояние подростков оказывает за­метное влияние разница в темпах индивидуального фи­зического роста и физиологического развития.




ния с окружающими; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникно­вение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентич­ности с самим собой, несовпадение прежних представле­ний о себе с сегодняшним образом - вот основное со­держание отроческих переживаний.

В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоро­стью происходить изменения, связанные с ростом орга­низма. Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности.

Подростковый возраст - период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей час­ти начинает свой поход с табуированных или прежде не­возможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики.



т

Изменения в физическом развитии подростка - student2.ru Изменения в физическом развитии подростка - student2.ru Изменения в физическом развитии подростка - student2.ru 67. Изменения в когнитивной сфере подростков

Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание об­ращал на развитие мышления в подростковом возрас­те. Главное в развитии мышления - овладение подрост­ком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

Для подростка все большее значение начинает приоб­ретать теоретическое мышление, способность устанавли­вать максимальное количество смысловых связей в окру­жающем мире. Подросток непрестанно трансформирует свои психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Под­росток уже может рассуждать, не связывая себя с конк­ретной ситуацией, т. е. может действовать в логике рас­суждения. Он усваивает законы формальной логики.

Согласно Л. С. Выготскому существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображе­ния. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подрост­ка, Л. С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подрос­ток может проигрывать мыслительные задачи с матема­тическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление.

Внимание. Подросток может хорошо концентриро­вать внимание в значимой для него деятельности. Внима­ние становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.

68. Ведущая деятельность подростков • 4

Главная тенденция в развитии подростка - переориен­тация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение со своими сверстниками - ведущий тип дея­тельности в подростковом возрасте.

1.Общение является для подростков очень важным ин­формационным каналом.

2.Общение - специфический вид межличностных от­ношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время от­стаивать свои права.

3.Общение - специфический вид эмоционального кон­такта. Дает чувство солидарности, эмоционального бла­гополучия, самоуважения.

Психологи считают, что общение включает две проти­воречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутрен­ний мир, подросток испытывает потребность остаться на­едине с собой). Подросток, считая себя уникальной лич­ностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростко­вых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заин­тересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забыва­ют об уроках и домашних обязанностях. Связи с родите-



культуре потребность в друге. Друг здесь обретает осо­бую ценность. В друге как в зеркале подросток отражает собственное «Я». Сама дружбаи служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно че­рез дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодей­ствия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовы­ручка, риск ради другого и т. п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже по­знать другого и самого себя. Дружба в отрочестве, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подрост­ков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты (под­вержены мнению группы). Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего.

формы поведения, например физические контакты, и запретами, как внешними - со стороны родителей, так и собственными внутренними табу. Социально приемле­мой формой таких контактов считаются танцы.

Подростки с большим любопытством относятся к сек­суальным отношениям. Там, где слабы внутренние тор­моза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контак­там с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сек­суального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого челове­ка. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали до­стойные формы взаимодействия юных сексуальных парт­неров.



лями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает пра­во на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недо­статков, но и достоинств друга.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможно­сти в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он от­стаивает эту личную свободу как право на взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для фор-мирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание - основное но­вообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь.

Память. Подросток способен управлять своим произ­вольным запоминанием, использовать различные мнеми-ческие средства. Память в этом возрасте пере­страивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредован­ный, логический характер, обязательно включается мыш­ление.

Развитие речи. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богат­ства словаря, с другой - за счет усвоения множества зна­чений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-пер­вых, отражать окружающую действительность и, во-вто­рых, фиксировать определенный взгляд на мир.

Подросток сензитивен к словесному творчеству.



■*■

Изменения в физическом развитии подростка - student2.ru

-?

72. Особенности личности подростка Выделяют следующие виды направленности личности подростка: -гуманистическая направленность - отношение под­ростка к себе и обществу положительны; -эгоистическая направленность - он сам является бо­лее значимым, чем общество; -депрессивная направленность - он сам никакой цен­ности не представляет для себя. Его отношение к общест-ву можно назвать условно положительным; -суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой цен­ности. Важнейшей особенностью подростков является посте­пенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние крите­рии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками. Отрочество благодаря потребности познать себя (иден­тификация с собственным «Я») и стремлению открыть че­рез постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Рефлек­сии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Но кризис отрочества обога­щает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о ко­торых он даже не подозревал в детстве. Пройдя через собственные душевные муки, подросток приобретает идентификацию с собой и с другими, впервые овладевает опытом целенаправленного обособления.

Чувство взрослости

Наши рекомендации