Подготовленная среда художественной мастерской или ателье
Содержание | Оборудование и материалы |
Плетение вплетать полоску бумаги в картонный прямоугольник с прорезями усложнять плетение из бумаги от одной до нескольких полосок, использовать полоски волнистой формы, разного цвета, с разным чередованием, на основах разной формы (прямоугольник, круг, квадрат), составление композиций «Коврик» плести цветными шнурами, плести с использованием узлов макраме | цветной картон в форме квадрата, прямоугольника, круга, цветная бумага шнуры, бечевки |
Сгибание сгибание бумажного квадрата по диагонали сгибание по двум диагоналям, сгибание к центру, сгибание прямоугольной, треугольной, круглой форм по средней линии использовать полученные заготовки в композициях, поделках оригами | цветная бумага разного размера и качества |
Резание узких полосок бумаги одним нажатием ножниц широких полосок бумаги двумя и несколькими нажатиями с продвижением по прямой начерченной линии, по волнистой, по спирали резание сложенной бумаги симметричное вырезание из сложенной пополам бумаги гирлянда | ножницы, цветная бумага, цветной картон |
Рисование Рисование карандашами, рисование цветными ручками, мелками, фломастерами. Рисование красками: рисование-экспериментирование с помощью различных предметов (печати, щетки, нить, разрезанный пополам картофель, предметы с круглыми кромками, например, крышка для банки, маленькая пластиковая чашки, пробка, катушка) рисование разными материалами (гуашь, акварель, пастель, уголь, мел) Рисование с сочетанием разных материалов, техник Рисование на песке | гуашь, акварель, пастель, уголь, мелки, карандаши, кисти, фломастеры, цветные ручки, восковые мелки, маркеры, бумага для рисования, палитры. Песочный короб для рисования с подсветкой |
Экспериментирование с цветом смешение красок пластиковый триколор | Набор для смешения красок: стаканчики, кисти, акварель, триколор |
Экспериментирование с материалами сжимание, сгибание, соединение разных материалов (бумага, картон, пластик, пластилин, глина и пр.) | бумага, картон, пластик, пластилин, глина, степлер, клей, природный материал |
Лепка исследование свойств пластилина, глины, теста (сжимание, скатывание, раскатывание, сплющивание) лепка с натуры лепка по представлению лепка посуды, фигуры человека, народной игрушки | пластилин, глина, тесто, стеки, доски, бумажные салфетки |
Конструирование работа с сенсорным Монтессори-материалом плоскостное моделирование из бумаги (складывание пополам, в 3,4. и более раз) конструирование из бумаги простых модулей (цилиндр, конус), соединение простых модулей в мобиль оригами конструирование из кубиков, лего, пластин конструирование из бросового материала (коробки, банки, пластиковые бутылки) | сенсорный монтессори-материал бумага, картон, конструкторы, бросовый материал, скрепки, клей, степлер, скотч |
Склеивание, аппликация вводные упражнения (приклеивание заготовленных форм, фигур из бумаги на основу, напр., ватман или альбомный лист) склеивание бумажной полоски в кольцо, склеивание двух форм украшение предметов заготовленными формами создание коллажей создание аппликаций из разных материалов: бумага, ткани, природный материал (крупы, листья, семена, ракушки…) | Бумажные полотенца Небольшие чашки для клея, клей ПВА, Кисточки для клея Ватман, цветная бумага, клеевой карандаш Скотч Природный материал |
Знакомство с народным искусством знакомство с народными промыслами (каслинское литье, жостовские подносы, дымковская, филимоновская игрушки, хохломская, городецкая роспись) посещение выставок оформление музеев продуктивная деятельность (передавать в собственной деятельности элементы народного творчества) | Предметы каслинского литья, жостовские подносы, дымковские, филимоновские игрушки, предметы расписанные в стиле хохлома, городец, гжель |
Знакомство с классическим искусством знакомство с художниками-пейзажистамми, портретистами, иллюстраторами оформление тематических выставок посещение художественных выставок | иллюстрации картин классических художников, портреты художников детские книги иллюстрированные Васнецовым, Конашевичем, Чарушиным Сутеевым, Дехтяёвым, Устиновым и др. |
Возможные формы и приемы организации образовательного процесса изодеятельности
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | самостоятельная деятельность детей | образовательная деятельность в семье | |
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Занятие Дидактические игры Наблюдение Рассматривание Чтение Обыгрывание незавершённого рисунка Коллективная работа Обучение Создание условий для выбора Опытно-экспериментальная деятельность Беседа Творческие задания | Наблюдение Рассматривание Беседа Рассматривание интерьера Проблемные ситуации Обсуждение Проектная деятельность Дизайн Занимательные показы Индивидуальная работа Тематические праздники и развлечения | Сюжетно-ролевые игры Наблюдение Рассматривание Сбор материала для оформления Экспериментирование с материалами Рассматривание предметов искусства | Беседа Рассматривание Наблюдение Рассказы Экскурсии Чтение Детско-родительская проектная деятельность |
Часть программы, разрабатываемая участниками образования может реализовать следующие задачи:
Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету, способствовать формированию развитию наблюдательности.
Знакомить с разными техниками и материалами изобразительной деятельности, создавать условия для их использования в творческом замысле.
Способствовать формированию умения изображать предмет в рисунке, скульптуре, конструкторских форм.
Способствовать формированию представлений о разнообразии цветов и оттенков, использовать их в рисунке.
Знакомить с декоративным творчеством; способствовать формированию умения создавать узоры по мотивам народных росписей, творчески применять при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Знакомить с видами искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк), произведениями изобразительного искусства, с художниками, скульпторами.
Расширять знания детей о творческой деятельности, ее особенностях; учить называть виды художественной деятельности, профессию деятеля искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п).
Расширять представления детей об окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера).
Поддерживать стремление любоваться красотой объектов окружающей среды: изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.
Поощрять стремление самостоятельно оформлять группу, участки, создавать выставки.
Дошкольная образовательная организация может использовать в своей работе опыт зарубежных специалистов в области художественного воспитания, например, создавать в детском саду художественное Ателье французского художника Арно Штерна, которое воплощает в жизнь принципы Марии Монтессори, создать мастерскую вязания и шитья Вальдорфских кукол или использовать опыт свободного художественного воспитания детей в детских садах Реджио Эмилия.