Специально подготовленная среда дошкольной группы (дети от 3 до 6 лет)

Специально подготовленная среда группы\детского сада по системе Монтессори оборудованна столами и стульями по росту детей. Низкие открытые полки для размещения дидактических материалов – не выше уровня глаз ребёнка. Стойка с ковриками для индивидуальной работы. Количество столов и рабочих ковриков в Монтессори-классе в сумме соответствует числу детей в группе.

Каждый дидактический материал лежит на отдельном подносе, в коробке или корзинке. Все материалы сгруппированны в строгой последовательности и на соответствующих полках для ориентации детей. Они полностью скомплектованны, вымыты и готовы к работе. Каждый материал в единственном числе.

Уголок с игрушками, диван и библиотека с книжками выделены в групповом пространстве. Спортивно-двигательный комплекс соседствует с рабочей комнатой.

Все дверные ручки находятся на уровне доступном ребёнку. Туалетная комната приспособлена для детей. В классной комнате есть низкая детская кухонная мебель с раковиной для мытья посуды.

В спальне на окнах висят плотные шторы. Раздевалка оборудованна открытыми вешалками, контейнерами или индивидуальными мешками для сменной одежды\обуви и большим зеркалом.

Все помещения озеленены и максимально приближены к домашним.

Подготовленная среда включает в себя:

Пространство с материалами для упражнений в развитии социальных навыков и навыков самообслуживания.

Пространство с материалами для упражнений в развитии чувств.

Пространство с материалами для упражнений в развитии родного языка.

Пространство с материалами для упражнений в развитии математических представлении.

Пространство с материалами для упражнений в освоении природы и культуры.

Пространство с материалами для упражнений в развитии художественных навыков.

Пространство с материалами для развития музыкальных способностей.

Пространство со снарядами для развития движений (выделено в отдельную комнату).

Пространство с материалами для упражнений в развитии социальных навыков и навыков самообслуживания

В детском саду по системе Монтессори дети ежедневно упражняются в самообслуживании. Учатся обращаться с предметами повседневной жизни, а также заботятся об окружающей среде и помогают друг другу. Эти умения приходят к ним не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений и самостоятельной деятельности в специально организованном развивающем пространстве. Для каждого упражнения есть свой учебный материал, который предъявляется ребёнку индивидуально и строго определённым образом. Материалы содержат возможность самоконтроля. Все они косвенно способствуют концентрации внимания и развитию мелкой моторики руки, что способствует совершенствованию различных мозговых функций.

Материалы для упражнений навыков самообслуживания и ухода за окружающей средой (базовый набор):

Переливание из кувшина в кувшин.

Перекладывание (пересыпание) с помощью ложки.

Набор рамок с застежками.

Набор предметов для чистки обуви.

Набор предметов для стирки и глажки.

Набор предметов для мытья рук.

Набор предметов для уборки пыли/мусора со стола.

Набор предметов для полировки металлических предметов.

Набор для полировки металлических предметов.

Набор для мытья зеркал и стекол.

Набор предметов для ухода за растениями.

Пространство с материалами для упражнений в развитии чувств (сенсорное развитие).

Важнейшей основой познавательного развития дошкольника является его сенсорное развитие. Упражнения со специальным дидактическим материалом формируют чувственную базу интеллектуального развития, систему представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии; развивают умение сравнивать, анализировать; готовят к изучению математики, музыки, других направлений.

Упражнения с сенсорным материалом построены таким образом, чтобы ребёнок мок по отдельности развивать различные сферы чувств, таких как осязание, вкус, обоняние и др. В таких упражнениях ребёнок учится также слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов.

Материалы для упражнений в развитии («утончении» термин М.Монтессори) чувств (базовый набор):

1. Материалы для развития зрения:

- блоки цилиндров

- розовая башня

- коричневая лестница

- красные штанги

- коробки с цветными табличками

2. Материалы для развития осязания:

- тактильные дощечки

- пары тактильных табличек

-коробка с парами лоскутков ткани

3. Материалы для развития слуха:

-шумовые цилиндры

-«колокольчики А. Маккерони»

4. Материалы для развития чувства тяжести - барические таблички

5. Материалы для развития чувства тепла - термические цилиндры и таблички

6. Материалы для развития обоняния – бутылочки с запахом

7. Материалы для развития вкуса – вкусовые стаканчики

8. Материалы для развития «стереогностического чувства» - геометрические тела.

9. Сенсорные материалы для подготовки к математике:

- геометрический комод

- коробки с конструктивными треугольниками

- биномиальный и триномиальный кубы

Пространство с материалами для упражнений в развитии родного языка

Ребёнок приходит в детский сад с тем запасом речевого развития, который дала ему семья. Наша задача – помочь ребёнку овладеть разными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом.

Материалы для упражнений в развитии родного языка (базовый набор):

1. Материалы для пополнения словарного запаса и классификации слов языка

- слова в трех коробочках

- карточки «предмет-картинка»

- карточки классификация слов языка (мир растений, животных, человека)

2. Материалы для подготовки руки к письму

-металлические рамки-вкладыши

3. Материалы для формирования образа буквы

- тактильные или шероховатые буквы

- большой подвижный алфавит

- малый подвижный алфавит

4. Материалы для первоначального чтения и списывания

- коробки «картинка-слово»

- коробка с карточками для механического чтения и списывания

- коробка с карточками для чтения номенклатуры и списывания слов

- коробки с карточками для чтения фраз «Приказания»

- коробки для выразительного чтения, диалогов-драматизаций

- книжечки Монтессори-Фаусек

5. Материалы для освоения русской грамматики

- коробка с символами частей речи русского языка

- коробка с карточками «Число»

- коробка с карточками «Род»

- коробка с карточками «Согласование частей речи»

6. Уголок для чтения и рассматривания книг «Библиотека».

Пространство с материалами для упражнений в развитии математических представлений

Большое значение в умственном воспитании детей имеет процесс самоформирования их элементарных математических представлений. В основе подходов к становлению у детей математического мышления лежит понятие «материализованные абстракции» - так называла М. Монтессори специальный дидактический материал, предназначенный для упражнений в математике. Наглядно-действенное мышление дошкольника находит опору в работе с этими «материализованными абстракциями». Десятичную систему счисления, арифметические действия, элементарную геометрию ребёнок проживает через целенаправленную деятельность с метематическими Монтессори-материалами.

Цель педагогов – через подготовку среды и организацию свободной работы детей дать основы математических знаний в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребёнка.

Мария Монтессори называла человеческий ум математическим умом, подразумевая под этим, что математика есть нечто присущее любому человеку и напрямую связанное с его жизнью. Вся человеческая культура и, прежде всего, высокоразвитая техника и индустрия опирается на математику.

В математических материалах М. Монтессори ясно видны связи арифметики и геометрии. С их помощью происходит знакомство детей с количествами; введение в мир чисел; введение в десятичную систему, знакомство с основными арифметическими действисми и понимание их сути. Используя свой сенсорный опыт, дети учатся выделять и различать признаки предметов, сравнивать и упорядочивать их по величине, числу, форме, длине, массе, уделяется внимание развитию элементарной ориентировке детей в пространстве и во времени.

Материалы для упражнений в развитии математических представлении (базовый набор):

Первая группа математических материалов:

- красно-синие штанги

- шершавые цифры от 0 до 9

- «Веретена»

- «Чипсы»

Вторая группа математических материалов:

- Банк «Золотого материала»

- «Марки»

Третья группа математических материалов:

- «доски Сегена 1»

- «доски Сегена 2»

- «Сотенная цепочка»

- «Квадратные цепочки»

Четвертая группа математических материалов:

- Доски, контрольные и рабочие карты на сложение, вычитание, умножение, деление.

Пространство с материалами для упражнений в освоении природы и культуры

В специально подготовленной среде представлены материалы, с помощью которых ребёнок может знакомиться с основами географии, астрономии, ботаники, зоологии, физики, химии. Такое обучение способствует развитию творческого мышления и формированию компетенции ребёнка в различных областях природы и культуры.

Задача педагога – с помощью дидактических материалов дать детям умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания природы и человеческой культуры. Исследовать окружающий мир – значит действовать в нём как исследователь: сопоставлять, сравнивать, анализировать, накапливать информацию. Дидактические материалы этого пространства составлены по принципу знаменитого учебника Я. А. Каменского «Чувственный мир в картинках». Поскольку ребёнок не в состоянии представить себе весь мир, то основные, значимые для культурного человека вещи, нарисованы на картинках и подписаны. Картинка – знак, который при определённых условиях может пробудить у ребёнка желание развернуть его, проанализировать и объяснить.

Материалы для упражнений в освоении природы и культуры (базовый набор):

1. Земля и Вселенная

- Теллурий

- Набор «земные стихии»

- коврик «Планеты Солнечной системы»

- коврик «Происхождение жизни на земле»

2. География

- глобус «Вода-суша»

- карта – пазл «Континенты»

- карта – пазл «Российская Федерация»

- набор «Остров, полуостров»

- набор «Животный мир континентов»

3. Биология и анатомия

- «Биологический комод»

- комод с пазлами «Части цветка», «Части цветка»

- модель «Тело человека»

- набор «Классификация животного мира»

- набор «Классификация растений»

- набор «Классификация: овощи и фрукты»

4. Время

- календарь

- часы

- дни недели

набор «Времена года»

5. Человек и культура

- лента «История моей жизни»

- набор «Государственная атрибутика России»

- лента времени «История мировой культуры»

- «Профессии»

Пространство с материалами для упражнений в развитии художественных навыков

Дети обучаются доступным способам и техникам выразительности в художественных видах деятельности, в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, художественнои конструировании. Они учатся смешивать цвета, выстраивать композицию; осваивать различные художественные техники; использовать для собственного творчества разнообразные материалы.

Материаламы для упражнений в развитии художественных навыков (базовый набор):

Набор «Соленое тесто»

Набор «Большое приклеивание»

Набор для вырезания ножницами «Бумажные контуры»

Набор для смешивания красок

Набор для копирования

Инструменты для художественных работ:

- краски (гуашь, акварель, пальчиковые краски), сангина, уголь

- клей (ПВА, клей-карандаш)

- кисти разного размера

- ножницы разной формы

- карандаши цветные, восковые мелки, фломастеры, пастель

- цветная бумага, картон, гофрированная бумага, калька.

Виды деятельности, позволяющие детям научится различным навыкам изобразительной деятельности, а также проявить свое художественное творчество, организуются как во время свободное работы, так и во время творческих занятий «Художественной студии» или «Ателье».

Пространство с материалами для развития музыкальных способностей

Музыка – одно из важнейших средств в развитии ребёнка, его чувственной и духовной сферы жизни. Восприятие детьми мира звуков происходит через чувственное сравнение музыки и шумов, производимым любым движением, с абсолютной тишиной покоя.

Музыкальные инструменты и инвентарь для музыкальных занятий (примерный набор):

1. Набор детских музыкальных инструментов:

- шумовые: барабан, бубен, трещетки, клавесы, бубенчики, маракасы

- звуковысотные ударные инструменты: металлофоны, ксилофоны

- духовые: свирели/флейты, свистульки

2. Фортепиано/синтезатор/гитара (любой музыкальный инструмент, которым владеет педагог)

2. Музыкальный центр

3. CD-диски с музыкальными произведениями для слушания, движения, музицирования.

4. Наборы лент, платков.

5. Мячи разные по размеру и фактуре, гимнастические палки.

Пространство со снарядами для развития движений (выделено в отдельную комнату).

Организовывая специальную возможность для тренировки детей в лазании, прыжках, качании, катании, вращении, мы серьёзно помогаем им в развитии не только мышечного аппарата, но и в создании благоприятных условий для формирования сенсорной интеграции и других нейрофизиологических процессов, необходимых для развития когнитивной сферы.

Оборудования и спортивные снаряды для развития движений (примерный набор):

«Спортивный комплекс»

- вертикальная лест ница «шведская стенка»

- горизонтальная лестница-«рукоход»

- веревочная лестница

- канат

- трапеция

- кольца

- приставная горка

2. Скамья спортивная

3. Набор «Крупный поролоновый строительный конструктор»

4. Инвентарь для прогулок:

- велосипед, санки, лыжи

- лопаты, грабли, совки

- мячи, кегли.

2.5 Содержание образовательных областей

Наши рекомендации