Подготовленная неподготовленность

1. Ю. Каравкин, К. Славин. Автор в документальном фильме. — В сб. «Материалы конференции по кинодраматургии», М., СРК, 1965, стр. 67.

2. А. Никифоров, Работа над сценарием документального фильма, М., изд. ВГИК, 1967, стр. 5, 4.

3. В. Головня, Некоторые итоги и перспективы. — В сб. «Современный документальный фильм», стр. 16.

4. К. Славин, Когда документалист говорит «я»... — В сб. «Современный документальный фильм», стр. 46.

5. В. Лесин, Киноочерк-портрет, М., изд. ВГИК, 1961, стр. 30.

6. Д. Вертов, Статьи. Дневники. Замыслы, стр. 257.

7. Там же, стр. 106.

8. Там же, стр. 225.

9. М. Теплов, Проблемы индивидуальных различий, М., Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961, стр.301.

10. Д. Вертов, Статьи. Дневники. Замыслы, стр. 136.

11. А. Ковач, Прямое кино в Венгрии.— В сб. «Вопросы киноискусства», вып. 10, М., «Наука», 1967, стр. 192.

12. Описание дается по статье: Г. Фере, Сделано в Свердловске. — «Советская культура», 1966, 22 января.

13. Э. Шуб, Жизнь моя — кинематограф, стр. 340—341.

14. Там же, стр. 267.

15. Там же, стр. 283, 267.

16. Д. Вертов, Статьи. Дневники. Замыслы, стр. 144.

17. К.Симонов, Солдатские мемуары, М., «Искусство», 1985, стр. 308-316.

18. Г. Франк, Карта Птолемея, М., «Искусство», 1975, стр. 197, 198.

19. А.Розенталь, Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес, М., «Эра», стр. 19-20.

20. Там же, стр. 20-21

21. Сб. «Телевизионный сценарий», М., Изд-во Московского университета, 1975, стр. 103.

22. Сб. «Современный документальный фильм», стр. 219.

Границы портрета

1. Д. Вертов, Статьи. Дневники. Замыслы, стр. 210.

2. Там же, стр. 255.

3. И. Левер, От хроники к документальной драме.— В сб. «Современный документальный фильм», стр. 159.

4. Сб. «Литература факта», М., «Федерация», 1929, стр.31.

5. З. Кракауэр, Природа фильма, стр. 255.

6. А. Монтегю, Мир фильма, Л., «Искусство», 1969, стр. 232, 234.

7. В. Салпак, Телевидение и мы, стр. 162.

8. О проблемах ролевого поведения см., в частности: Т. Шибутани, Социальная психология, М., «Прогресс», 1962.

9. О классификации, предложенной Э. Морэном, см.: Е. Теплиц, Новые тенденции в польском кино (IV Международный кинофестиваль в Москве. Симпозиум «Киносъемка в сложных условиях»), М., 1965, стр. 34–35.

10. Э. Шуб, Жизнь моя — кинематограф, стр. 84.

11. А. Митта, Многосерийный репортаж. — В сб. «Телестадион», М., «Искусство», 1972, стр. 81.

12. Там же, стр. 83.

13. Там же, стр. 85. См. также: А. Митта, Футбол, фантазия, феерия. — «РТ», 1967, № 17, стр. 14.

14. «Телевидение и радиовещание», 1971, № 6, стр. 6.

15. Г. Шергова, Призвание слова. — В сб. «Документальное кино сегодня», стр. 61.

16. А. Стефанович, О. Гвасалия, Все мои сыновья. — В сб. «ТВ публицист», М., «Искусство», 1971, стр. 57.

17. В. Хайновский, Г. Шойман, 10 лиц современного легионера.— «Журналист», 1968, № 6, стр. 54.

18. Д. Луньков, Актер документального фильма.— «Журналист», 1974, № 1, стр. 17.

19. В. Саппак, Телевидение и мы, стр. 146.

20. Д. Вертов, Статьи. Дневники. Замыслы, стр. 249–250.

21. Д. Луньков, Актер документального фильма. — «Журналист», 1974, № 1, стр. 17.

22. Ю.Сагалаева, Возвращение в Кучугуры, М., «Икар», 1999, стр. 78-81.

Воспоминания о будущем

1. К. Симонов, Новые грани мастерства. — «Советская культура», 1974, 18 июня.

2. Э. Шуб, Жизнь моя — кинематограф, стр. 240.

3. Статья М. Ромма «Поглядим на дорогу» цит. по сб.: М. Ромм, Беседы о кино, М., «Искусство», 1964, стр. 217–251.

4. А. Эфрос, Я остаюсь в театре.— «Искусство кино», 1960, №4, стр. 131.

5. Цит. по: Д. Лейда, Из фильмов — фильмы, М., «Искусство», 1966, стр. 34–35.

6. А. Базен. Что такое кино? стр. 55.

7. «Журналист», 1967, № 6, стр. 16, 19.

8. Там же, стр. 16.

9. Г. Чухрай, Речь идет о памяти народов. — «Литературная Россия», 1971, 26 февраля.

10. Д.Савельев, Намедни в Питере. – «Ом», М., март, 1998.

11.А.Миргородская, ТВ-Собобеседник. Современные стили речевого телевизионного общения, М., ИПК работников телевидения и радиовещания, 2002, стр. 64

12. О.Кабанова, Весь Парфенов – это «Намедни», - «Известия», 2000, 17 февраля.

13. Там же.

14 Л.Токарь, В.Славкин: Возвращение в «Старую квартиру», - «Вестник ЕАР», М., № 1, 1999, сентябрь.

15. «Вопросы литературы», 1974, № 4, стр. 124, 123.

Оглавление

   
   
        Краткое предисловие от автора   Диалог, затянувшийся на тысячелетия Покажи мне мир Анатомия наблюдения Этот странный киноглаз Возвращение раскрепощенной камеры «Покажи мне мир – и я скажу тебе, кто ты» «Энергетические уровни» документального кадра  
                      Объективна ли авторская объективность?   Охота за реальностью   Сколько стоит полученное задаром? Как важно быть невидимым Столь долгое присутствие Привычная камера и телевидение Вокруг события Испытание действием Дискуссия с открытым финалом Должен ли документалист думать о последствиях? Отступление о потерянном и обретенном зрителе   Подготовленная неподготовленность   Действующие лица или исполнители? Кому улыбается случай Плохая репутация хороших репетиций Предписание статистам или тактика съемок   Границы портрета «Лицо лица» С чего начинается хроника Репортаж ни о ком В поисках третьего измерения Сопричастность Улица, на которой мы все живем или продолжение следует…   Воспоминания о будущем   Библиографические ссылки  

[*] Такой была эта строчка в первом издании книги 1976 года. Сегодня бы следовало поставить 110 лет.

[†] В их числе: «Прямое кино» — эстетика действительности» Луи Маркорелля, «Американское экспериментальное кино за последние десять лет» Неллинга Янга, «Рождение «живой камеры» Ричарда Ликока, «Новые тенденции в польском кино» Ежи Теплица и др.

[‡] Здесь и в дальнейшем цитируются записи бесед автора с документалистами кино и телевидения. В этих случаях выдержки приводятся без ссылки на источник.

[§]

[**] С.Муратов. Размаскированный мир. // Журналист. - 1968. - № 4. - стр. 30

[††] Т.Гобзева. Простите меня. // Журналист. - 1994. - № 3. - стр. 47

[‡‡] Автор выражает благодарность Г.Фере за разрешение использовать в этом разделе ряд совместно сделанных наблюдений

[§§] Приводимые в этой подглавке фильмы рецензируются совместно с Мариной Топаз

Наши рекомендации