Специально-подготовленная среда группы раннего возраста

Подготовленная среда для детей от 1,5 лет до 3 лет включает в себя:

Площадку со снарядами для развития движений.

Пространство с материалами для упражнений сенсомоторики:

упражнения для установления причинно-следственных связей;

сенсорные упражнения.

упражнения сыпучими материалами.

упражнения с водой.

Пространство с материалами для рисования, аппликации и лепки и игровой уголок «Эвристика».

Пространство с материалами для развития устной речи и понимания высказываний.

Пространство для развития социальных навыков самообслуживания.

Естественное стремление к движению помогает ребенку овладеть своим телом. Выводы исследований российских антропологов показывают, что наиважнейшим видом движения для маленького ребенка является ползание и лазание.

В организации общих движений участвуют:

а) ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга;

б) механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений;

в) зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия;

г) двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими;

Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение.

Результатом освоения простых снарядов может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепление всех групп мышц и суставов.

Оборудование и материалы

1. Площадка с тремя ступеньками.

2. Арка-лесенка.

3. Дорожка для ходьбы шириной 20 см. Она состоит из фрагментов, которые могут изменять угол наклона и угол поворота относительно друг друга.

4. Мат для прыгания и кувыркания.

5. Сенсорные дорожки.

6. Горка.

7. Мягкие качели.

8. Мешок с песком для перетяжки через блок.

9. Поролоновые мячи разного диаметра (2-3 шт).

10. Тачка с тяжелыми мешочками.

Пространство с материалами для упражнений сенсомоторики

Переход от манипулятивных действий к целенаправленной деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, т.е. присвоения внешнего порядка действий, перенесения его в умственный план.

Действия, которые раньше совершались бессознательно, затем становятся частью более сложного и важного навыка. В данном случае, мы имеем дело с эволюционным рядом поведения человека, которому свойственна функциональная подчиненность, то есть объединение отдельных простых действий или схем в более сложные структуры. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки. Интерес к целенаправленной деятельности поддерживается различными сенсорными впечатлениями (звуки, цвета, формы, шероховатости и т.д.). В подготовленной среде детского сада ребенок впервые знакомится с такими способами работы, как подбор пары и построение сериационного ряда.

Для маленьких детей развитие тонкой моторики трудно переоценить, так как оно напрямую связано с развитием речи и мышления. Как известно, мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки. Задержка моторного развития почти всегда ведет к задержке психоречевого развития.

Оборудование и материалы (базовый набор)

Настенные модули:

Большое и малое зубчатые колеса для вращения в вертикальной плоскости;

скаты для шариков;

Модуль с дверцами и шестью замками и др.

Материалы для упражнений в установлении причинно-следственных связей:

Коробочка с лотком

Коробочка с выдвижным шкафчиком

Коробочка с цветными колышками

Коробочка с вязаным мячиком

Кубики на вертикальном штырьке

Диски на горизонтальном штырьке

Скользящие кольца

Банка с шариками

Подбор открученных крышек к баночкам и бутылочкам.

Игрушки с резьбовым соединением.

Развитие органов чувств у детей от рождения до 3 лет протекает интенсивно, но нас интересуют не просто процессы сенсорного восприятия, но «утончение» (термин М. Монтессори) восприятия. У ребенка до 5,5 лет велика потребность в действиях и деятельности, основанных на сенсорных впечатлениях, ребенок идет по пути сенсомоторного развития.

Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается следующими механизмами:

а) Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие таких свойств, как твердость – мягкость, форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности дети узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти ребенка и силу для наилучшего захватов.

б) Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и другие свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними.

в) Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.

г) Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

Все сенсорные материалы устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Работая с ними, ребенок продолжает развивать тонкую моторику, осваивать алгоритмы деятельности, развивать мышление. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития.

Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром.

Развивает наблюдательность.

Готовит к реальной жизни.

Позитивно влияет на эстетическое чувство.

Является основой для развития воображения.

Развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера материала).

Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности.

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Материалы для упражнений в сенсомоторном развитии (базовый набор)

Индивидуальные рабочие коврики

Сенсорный модуль с геометрическими телами и зеркалом или отдельные коробочки.

Вкладывающиеся коробочки.

Матрешка-пятерка не раскрашенная.

Набор вкладок с предметами разной формы.

Пирамидка.

Набор разновысоких цветных цилиндров на подставке.

Простая мозаика.

«Волшебный мешочек».

Набор парных предметов, отличающихся по величине.

«Тактильные мешочки»

Бусы деревянные крупные для нанизывания на шнурок

Сенсорные книжки (1-2 шт.)

Материалы для упражнений с сыпучими материалами (базовый набор)

Пересыпание из кувшина в кувшин

Перекладывания ложкой

Просеивание

Ящик для рисования на песке (на манке).

Материалы для упражнений с водой (базовый набор)

Набор сосудов разных форм для переливания воды.

Два тазика и половник для переливания воды.

Миска с плавающими шариками, сито.

Два кувшинчика для переливания.

Большая часть материалов этого раздела для детей до трех лет расположена стационарно, ребенок работает с материалом, никуда его не перенося. Упражнения с водой нравятся всем детям, поэтому лучше, если у них будет запасная одежда.

Пространство с материалами для рисования, аппликации, лепки и игровой уголок «Эвристика»

Ребенок от года начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребенка. Никакого образа в этих отпечатках еще нет. Затем ребенок начнет заполнять все предоставленное пространство ритмическим каракулями, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате проявились художественные способности, мы должны помочь ребенку «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию» (М.Монтессори).

Материалы для упражнений в продуктивной деятельности (базовый набор)

Мольберт/стол

Доска для рисования мелом.

Вырезанные педагогом простые контуры из бумаги для раскрашивания и составления композиций.

Пальчиковые краски

Штампики.

Материал для резания: ножницы, картонные полоски.

Различные материалы для аппликаций и коллажей.

Различные виды бумаги, картона.

Соленое тесто.

Природные материалы (набор «Большое приклеивание»).

В игровом уголке «Эвристика» располагаются различные материалы, в т.ч. природные, рассортированные в специальные мешки по форме (например: все квадратные, круглые, цилиндрические) или по материалу, из которого они сделаны (все металлические, картонные, деревянные, пластмассовые, пробковые и т.д.). детям предоставляется возможность спонтанно и самостоятельно исследовать эти предметы.

Игра «Эвристика» была описана Элинор Гольдшмит и давно закрепилась в культуре NIDO (организации по уходу и обучению детей от 4 месяцев до 3 лет), работающих по системе Монтессори в Италии.

Пространство с материалами для развития устной речи и понимания высказываний.

В возрасте от 0 до 3 лет ребенок проходит огромный путь в освоении родного языка. Если при рождении он только отличает человеческую речь от других звуков, то к трем годам может общаться на языке, правильно строя простые предложения, употребляя предлоги, согласовывая грамматические формы, имея внушительный словарный запас. Этот феномен объясняется наличием у детей впитывающего разума и языковой среды, в которой они находятся.

С года и примерно до трех лет происходит лавинообразное нарастание словарного запаса детей. В этот период они нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас ребенка, давать ему много новых ощущений, впечатлений и возможность понимания речи взрослых.

Материалы для поплнения словарного запаса и понимания речи (базовый набор):

корзинка с мягкими игрушками со звукоподражаниями.

Коробка с тестовыми картинками «что это?», «кто это?»

Коробка с тестовыми картинками один или много

Корзинка с предметами противоположных свойств (большой- маленький, теплый –холодный,, длинный- короткий).

Коробка предмет-картинка.

Коробка с картинками (плавает - летает – ползает).

Коробка с игрушечным столом для распознавания предлогов (за, под, на…)

Корзинка с предметами домашней утвари («что ими делают?»).

Грифельная дощечка и мел.

Наборы фигурок животных, диких и домашних.

Карточки животных «Мама-папа-детеныш»

Книги серии «Мои первые слова»

Пространство для развития социальных навыков и самообслуживания

Материалы для упражнений в обыденных умениях жизненной практики (базовый набор):

Щетка, совок и ведро для собирания мусора.

Тряпочки и губки для протирания стола.

Сушка для белья с прищепками.

Раковина и полотенце для мытья рук.

Корзинка для одевания и раздевания.

Набор для резанья сыра и банана.

Механическая кофемолка (шарманка).

Рамка с пуговицами.

Рамка с липучками.

Лейка для полива цветов.

Вновь пришедшие в группу дети раннего возраста в течение одного-двух месяцев проходят адаптационный период, по окончании которого начинаются занятия в соответствии с учебным планом детского сада. Игры–занятия с дидактическим материалом проводятся с ними в этот период преимущественно через совместную, совместно-разделенную дозированную деятельность в специально подготовленной среде.

Наши рекомендации