Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Год
Структура программы
Целевой раздел Программывключает пояснительную записку и описание планируемых результатов работы по Программе. В Пояснительной записке излагаются философские и психолого-педагогические основы педагогической системы Марии Монтессори, раскрываются цели и задачи реализации Программы. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам определены планируемые результаты освоения Программы. Как ориентир приводится карта возможных достижений выпускника детского сада, работающего по системе Монтессори, с учетом индивидуальных возможностей детей. Программа формируется как система психолого-педагогической поддержки детей и создание оптимальных условий для их успешной социализации и индивидуализации.
В целевом разделе дано обоснование актуальности Программы в современных условиях России. Пояснительная записка сопровождается глоссарием, раскрывающим смысл специальных терминов и понятий, используемых в Программе. В целевом разделе описаны планируемые результаты освоения Программы.
В содержательном разделе Программыобозначаются основные концептуальные положения и педагогические принципы системы Монтессори. Приводится образовательная деятельность по пяти основным направлениям: физическому развитию, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому. Выделены основные формы, методы и средства работы, а так же система мониторинга, являющаяся неотъемлемой частью педагогического наблюдения жизнедеятельности детей, который осуществляется для учета динамики развития детей, осознанной деятельности педагога по внесению возможных изменений в развивающую среду и характер взаимоотношений с ними.
В содержательный разделе Программы представлены способы и направления поддержки детской инициативы и особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, описывается уклад детского сада и формирование детско-взрослых дружественных сообществ вокруг групп раннего возраста и дошкольных.
Раздел о коррекционной работе посвящен организации деятельности педагогов с детьми с особыми потребностями в специально подготовленной для этого среде детского сада по системе Монтессори.
В организационном разделеподробно описаны условия реализации Программы.
В составе организационно-педагогических условий даны:
- примерные режимы дня группы полного дня и кратковременного пребывания детей, а так же режимы дня отдельно для детей раннего и дошкольного возраста;
- примерный учебный план и особенности планирования педагогической работы по Программе, в частности, выделено проведение традиционных событий, праздников, других мероприятий;
- особенности организации среды разновозрастных групп.
В характеристике педагога, перечислены специальные компетенции сотрудников дошкольной организации, необходимые для реализации Программы «Детский сад по системе Монтессори».
В описании материально-технического обеспечения программы представлен список средств обучения и воспитания (каталог мебели и Монтессори-материалов с указанием примерной их стоимости); технические средства обучения, спортивное оборудование, игрушки, музыкальные инструменты, материалы для художественной и иной продуктивной деятельности).
Подраздел «Условия административного управления реализации Программы в Образовательной Организации» включает:
«Дорожную карту» по формированию необходимой системы условий для выполнения Программы и карту экспертной оценки и самооценки организации по ее реализации, что является основой для управления процессами по реализации Программы.
В завершении представлены методические материалы к программе:
- методические рекомендации для руководителей и педагогов по разработке на основе примерной программы программ организаций;
- описание перспектив работы по совершенствованию и развитию содержания Программы, а так же реализации нормативных и правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов;
- перечень нормативных документов;
- учебно-методические материалы к Программе (список литературы).
ВГлоссарииприводится объяснение основных терминов, используемых в Программе. (Глоссарий дублирован в конце текста Программы).
В разделе Персоналии даны энциклопедические сведения о педагогических деятелей разных стран и времен, чьи имена упоминаются в Программе.
Содержание
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Целевые ориентиры
1.3 Планируемые результаты
1.4. Глоссарий (дублирован в конце текста Программы)
Содержательный раздел
2.1. Основные концептуальные положения и психолого-педагогические принципы системы Монтессори
2.2. Приоритетные направления деятельности по реализации Программы
2.3. Особенности и преимущества Программы
2.4. Основные направления образовательной работы в каждом возрастном
периоде
2.4.1. Ранний возраст
2.4.2. Дошкольный возраст
2.5. Содержание образовательных областей
2.5.1. Социально-коммуникативное развитие
2.5.2. Познавательное развитие (сенсорное, математическое, знания о природе и
культуре)
2.5.3. Речевое развитие
2.5.4. Художественно-эстетическое развитие
2.5.5. Физическое развитие
2.6. Методы адаптации ребенка в дошкольной группе
2.7. Формы работы в разновозрастной дошкольной группе
2.8. Формирование детско-взрослых дружественных сообществ вокруг групп раннего возраста и дошкольных. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
2.9. Содержание коррекционной работы с детьми. Монтессори-терапия
2.10. Описание основных форм работы в разновозрастной интегрированной группе
2.11. Организация образовательного процесса в разновозрастной
интегрированной группе
2.12. Способы и направления поддержки детской инициативы, становления личностного своеобразия детей
2.13. Взаимодействие педагогов и иных специалистов при реализации Программы
2.14. Система наблюдений за освоением Программы
2.14.1 Дневник включенного наблюдения
2.14.2. Портфолио детских работ
2.14.3. Индивидуальная карта достижений ребенка
Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
3.2. Примерный режим дня
3.3. Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды
3.4. Формы работы детей в специально подготовленных пространственно-коммуникативных средах
3.5.Примерный учебный план работы разновозрастных групп.
3.6. Особенности планирования педагогической работы по Программе
3.7 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
3.8. Специальные компетенции педагогических кадров (характеристика
педагога, работающего по Программе - Монтессори-педагога)
3.9. Материально-техническое обеспечение программы. Финансовые расчеты. Средства обучения и воспитания (каталог мебели и Монтессори-материалов с указанием примерной стоимости); СТО, спортивное оборудование, игрушки, музыкальные инструменты, материалы для художественной и иной продуктивной деятельности).
3.10. Условия административного управления реализации Программы в Образовательной Организации. Самооценка и внешняя экспертная оценка качества работы образовательной организации, работающей по программе «Детский сад по системе Монтессори».
3.11 Методические материалы к Программе.
3.11.1. Методические рекомендации для пользователей по разработке на основе
примерной программы программ организаций
3.11.2. Нормативные документы
3.11.3. Учебно-методические материалы к Программе (список литературы)
3.11.4. Глоссарий
3.11.5. Персоналии
I.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Примерная программа «Детский сад по системе Монтессори» (далее Программа) разработана по заказу общественной организации «Межрегиональная Монтессори Ассоциации» (ОО «ММА») и общественного профессионального союза «Ассоциация Монтессори-педагогов России» (ОПС «АМПР»).
В создании программы приняли участие руководители и педагоги дошкольных образовательных учреждений, возрождающих педагогику М. Монтессори в разных регионах нашей страны и составляющих научно-педагогическую элиту профессиональных ассоциаций.
Состав коллектива:
Елена Александровна Хилтунен, эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России, г.Москва.
Оксана Феликсовна Борисова, к.п.н., руководитель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14», г. Снежинск, Челябинской области.
Валентина Владимировна Михайлова, руководитель НОУ «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой».
Программа составлена на основании
- Федерального Закона Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (далее ФГОС) дошкольного образования.
Программа создавалась на основе следующих документов:
- М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» (концепция свободного саморазвития ребенка в специально-подготовленной развивающей среде).
- Ю.И. Фаусек «Теория и практика детского сада Монтессори» (опыт работы первых детских садов по системе Монтессори в России. 1913-1941 гг.)
- Л.С. Выготский «Мышление и речь»
- Е.А. Хилтунен авторская программа «Воспитание и обучение в российском Монтессори-детском саду и начальной школе» (опыт работы с детьми в рамках федерального эксперимента «Монтессори в России» в учебно-воспитательном комплексе №1641 г. Москва, 1993-2000 гг.)
- О.Ф. Борисова и педагогический коллектив МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14» г. Снежинска Челябинской области «Программа развития ребенка дошкольного возраста для дошкольных учреждений, реализующих педагогическую технологию М. Монтессори» (опыт работы с детьми по методу Монтессори в государственном учреждении с 1993 г. по н.в.)
- В.В. Михайлова «Образовательная программа НОУ «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой» (опыт работы с детьми по методу Монтессори в негосударственном учреждении с 1998 г. по н.в.)
При разработке отдельных глав программы использованы материалы международных учебных курсов AMI (Association Montessori Internationale), тренинга для педагогов Амстердамского Университета (Нидерланды) и учебного курса Академии развивающей реабилитации г. Мюнхен (Германия).
Стремительно происходящие изменения в нашей стране, как и во всем мире, связаны, прежде всего, с переходом от индустриального общества к информационному. Вслед за процессом глобализации экономики в мире происходит сближение образовательных систем разных стран. В 2003 году Россия подписала «Болонское соглашение», определив тем самым намерения нашей страны стать участником единого европейского образовательного пространства. В этой связи представляется ценным два вектора выстраивания образовательной политики в дошкольном образовании: с одной стороны – поиск общих критериев качества образования детей в мировой педагогической культуре, с другой – сохранение и преумножение российских культурно-педагогических традиций.
Начиная с 1990-х годов в нашей стране заметен деятельностный и конструктивистский подход к образованию, переход от авторитарной парадигмы взаимоотношений учителя и ученика к гуманистической. Ребенок постепенно становиться субъектом образования, а не объектом воздействия на него взрослых. Подобные идеи активно зарождались в первой половине ХХ столетия в Европе и Америке (М.Монтессори, С. Френе, П.Петерсон, Р. Штайнер, А. Нилл, Е. Паркхурст, Д.Дьюи, К. Роджерс и др.). В России педагоги-гуманисты появились на рубеже ХIX-XX века. Среди них Л.Н. Толстой, Ф. Лесгафт, В. Стоюнин, В. Кащенко, Ю.И. Фаусек, С.Т. Щацкий, Ривин и другие. Вливаясь в общий процесс демократизации образования в мире, а также, опираясь на идеи российских свободомыслящих педагогов прошлого и настоящего, была создана примерная Программа «Детский сад по системе Монтессори».
Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт провозглашает основные принципы Российского современного дошкольного образования, которые, по мнению авторов Программы, совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условиям, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Авторский коллектив создателей примерной программы ставит своей целью определить организационно-педагогические условия образовательного процесса на этапе дошкольного образования и основные характеристики содержания, а также образовательных отношений, с ним связанных, в дошкольной образовательной организации, работающей по системе Монтессори.
Программа задает основные принципы, подходы, цели и задачи, которыми руководствуется педагогический коллектив дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС и социальным заказом родителей и общества, принимающих гуманистическую парадигму дошкольного воспитания и образования.
Программа основана на антропологическом, культурно-историческом и деятельностном подходах к содержанию и организации образовательного процесса в дошкольном учреждении и базируется на философских и психологических основаниях педагогической системы, разработанной в первой половине XX века итальянским ученым, педагогом и психологом Марией Монтессори. В России первый детский сад по системе Монтессори был открыт в 1913 году русской учительницей и ученой Юлией Ивановной Фаусек.
Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития детей в специально-подготовленной предметной развивающей среде. Она рассматривала процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии, выделяя основные сенситивные периоды его роста и создавая максимально комфортные условия для их протекания. Средством становления личности ребенка является его собственная активная деятельность по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы (термин Монтессори).
Понятие «педагогическая система» означает единство и целостность Монтессори-педагогики в философском, психологическом и педагогическом аспектах.
Философский аспект системы
М.Монтессори была убеждена, что каждый объект и субъект окружающего нас мира исполняет предназначенную ему природой особую функцию. Человек, наделенный сознанием, исследует мир и преобразует его к лучшему. Ребенок, кардинально отличающийся от взрослого тем, что в ранний и дошкольный период обладает особой формой сознания – «впитывающим разумом», строит свою личность, подчиняясь законам природы, через активное взаимодействие с окружающей средой с помощью своих чувств, движения и речи.
Психологический аспект системы
Следуя идеям природосообразности развития детей, М. Монтессори предложила собственную возрастную периодизацию. Особо она выделяет период от рождения до 6 лет - годы проживания ребенком основных сенситивных фаз: период развития чувств, движений, языка; период порядка и интереса к мелким предметам, а так же освоения социального поведения.
Педагогический аспект системы
Монтессори-педагоги (далее педагоги) придерживаются гуманистической концепции в образовании, главным положением которой является защита достоинства личности детей, признание их прав на естественное развитие и свободное проявление своих способностей. Они осознают врожденное стремление ребенка к независимости (автономности) и в то же время потребность детей в принятии и поддержке со стороны взрослых. Педагоги выстраивают открытые и доверительные отношения с детьми и целенаправленно формируют культуру дружественных и доброжелательных отношений между детьми, детьми и взрослыми.
Педагоги отступают на второй план, поддерживая в детях их инициативу, познавательную и творческую активность во взаимодействии со специально подготовленной средой развития. Задачами педагога являются создание специально подготовленной среды, организация свободной работы детей в этой среде и исследование течения их жизни в группе.
В основу специально-подготовленной среды для детей дошкольного возраста входит исторически сложившийся комплект дидактических материалов, разработанных Марией Монтессори и ее последователями. Эти материалы почти 100 лет назад были адаптированы к социокультурным особенностям России Ю.И. Фаусек и позднее другими российскими педагогами. Исследовательский характер работы современного педагога требует постоянного совершенствования сред развития в ответ на индивидуальные запросы детей. Таким образом, современные педагоги создают авторские дидактические материалы, опираясь на критерии, предложенные М. Монтессори.
Целевые ориентиры
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки детей и условий для их успешной социализации и индивидуализации. Система М. Монтессори предполагает объединение в один процесс присмотр и уход за детьми, их образование и обучение, которые осуществляются в ежедневной и ежечасной педагогической деятельности. В зависимости от возраста ребенка, доля и степень важности каждого из этих элементов варьируются. Акценты могут смещаться в каждой конкретной ситуации.
Основная цель работы педагогического коллектива по Программе - создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.
Задачами коллектива организации, реализующей Программу являются:
· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей а так же формирование ценности здорового образа жизни;
· предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
· развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремление к саморазвитию;
· поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;
· формирование общей культуры воспитанников, прежде всего – культуры доброжелательных и уважительных отношений между людьми;
· формирование предпосылок учебной деятельности (у детей старшего дошкольного возраста), необходимых и достаточных для успешного решения ими задач начального общего образования;
· обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
Планируемые результаты освоения Программы
Целевым ориентиром освоения Программы является комплексная характеристика ребенка, складывающаяся в процессе жизнедеятельности в детской образовательной организации.
В Монтессори-образовании этот процесс называется определяющим термином «нормализация» и имеет специальное значение. «Нормальный» здесь не несет значения «типичный», «средний» и даже «обычный». Термин «нормальный» и «нормализация» используется для описания уникального процесса, который М. Монтессори открыла в развитии ребенка.
Она писала: «Только нормализованные дети, которые находят поддержку в среде, проявляют впоследствии развитие тех замечательных сил, которые мы описали: спонтанная дисциплина, продолжительная и счастливая работа, социальное чувство помощи и симпатии к другим… Интересная, свободно выбранная работа, которая имеет преимущество вызывать концентрацию, а не усталость, увеличивает энергию и умственные способности ребенка и ведет его к самопостроению… Можно уверенно сказать, что дети проявляют тренировку духа, ищут путь к самосовершенствованию и восхождению к внутренним высотам души.» (из книги «Впитывающее разум» , 1949г.)
Е.М. Стэндинг («Мария Монтессори: ее жизнь и работа», 1957) перечисляет характеристики нормализации: любовь к порядку, любовь к работе, спонтанная концентрация, любовь к тишине и работе самостоятельно, принятие реальности, способность действовать, исходя из реального выбора, послушание, независимость, инициатива, спонтанная самодисциплина, жизнерадостность.
Термин «нормализация» близок к термину «социализация», который используется современной педагогикой и психологией.
В детском саду по системе Монтессори ребенок получает адекватный и максимально полный для своего возраста образ окружающего мира – природы, культуры и общества, образ самого себя и своего места в мире.
Имея свободу движений и возможность проявить двигательную активность в специально-выделенном уголке/помещении группы/Организации, постоянно соприкасаясь с водой, ежедневно пребывая на свежем воздухе, дети укрепляют свое здоровье и хорошо себя чувствуют.
Дети, посещающие группу с первых дней приучаются к самообслуживанию и согласно возрасту самостоятельно раздеваются/одеваются, совершают гигиенические процедуры, накрывают на стол, подметают пол, ухаживают за растениями, поддерживают порядок в групповой комнате.
Они умеют налаживать отношения со сверстниками и взрослыми, обладают культурой поведения в группе, проявляют заботу об окружающей среде.
К 6 годам дети приобретают навык самостоятельной познавательной деятельности, умение делать выбор занятия и завершать начатое дело. Они любознательны и активны в исследовании окружающей жизни. Имеют желание учиться.
Развитие интеллектуальных, эстетических и творческих способностей детей позволяют им наблюдать, анализировать, сравнивать различные объекты, группировать их по признакам. Большинство детей к 6 годам осваивают первоначальное письмо и чтение, имеют элементарные математические представления. Приобретают навыки работы с красками, кистью, карандашами, мелками; вырезают с помощью ножниц; выполняют различные аппликации, работают с бумагой, тканью, природным материалом. Развитие музыкальных способностей позволяет детям иметь к 6 годам навыки интонирования простых песен, ритмичных движений под музыку и элементарного музицирования.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам приводим карту возможных достижений выпускника детского сада, работающего по системе Монтессори, с учетом индивидуальных возможностей детей.
Итоговая карта достижений выпускника заполняется на протяжении последнего полугодия пребывания ребенка в детском саду и является документом, который дает основания для принятия решения о готовности ребенка к обучению в начальной школе - как традиционной, так и начальной Монтессори-школе. Но она не влияет на оценку самого ребенка в глазах его родителей или детей группы.
В карте достижений выпускника дошкольной группы в возрасте от 6-ти до 7 лет применяется 3-х уровневая шкала педагогической оценки сформированности интегрированных качеств личности ребенка по направлениям: нормализация (термин М. Монтессори), социализация, эмоциональная устойчивость, а также познавательная активность. Шкала имеет условные буквенные обозначения («в» - качество проявляется всегда, «и» - проявляется иногда, «р» - проявляется очень редко).
Познавательное развитие
Познавательная область образования предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательное развитие в детском саду по системе Монтессори можно разбить условно на несколько направлений:
Сенсорное развитие
Математическое развитие
Математическое развитие
Концепция математического развития в детском саду по системе Монтессори строится по законам естественного развития мышления человека. То есть математическое мышление рассматривается как возникающее спонтанно, а не через специально выстроенное взаимодействие взрослых и детей. В то же время математическое мышление дошкольников развертывается в процессе их жизнедеятельности в специально подготовленной предметно-пространственной среде, которая позволяет каждому ребенку двигаться в развитии мышления в индивидуальном темпе. Помощь ему осуществляется через систему дидактических материалов, которые упорядочены по степени сложности и обладают свойством изоморфности. То есть структура каждого математического материала, с которым взаимодействует ребенок (созерцает или ощущает его как-то иначе) взаимосоответствует элементам процессов, происходящих в головном мозге ребенка. Начиная на сенсорном уровне целенаправленно ставить один на другой кубики Розовой башни, трехлетний ребенок незаметно для себя самого сравнивает величины и выстраивает строгую последовательность из десяти кубов, которая впоследствии ляжет в основу его представлений о десятичной системе счисления. Самостоятельная и концентрированная работа детей с любыми Монтессори-материалами (бытовыми, сенсорными, математическими, языковыми, естественно-научными) предоставляет ребенку возможность спонтанно сравнивать, синтезировать, анализировать, выстраивать сериационные ряды, последовательности, измерять и структуировать. Это как раз те важные процессы мышления, которые с возрастом естественным образом формируют математическое мышление человека.
Специальные математические материалы Монтессори являются «материализованными абстракциями», то есть многие абстрактные математические понятия не доступные детям дошкольного возраста, обладающих пока лишь конкретно-деятельностным мышлением, представлены в виде конкретных бусин, кубиков, стержней, штанг и табличек. Но эти материализованные абстракции созданы так, что через них ребенку приоткрывается вся основная математика в связях арифметики, геометрии, стереометрии и конструирования. С помощью специальных математических материалов происходит:
· Знакомство с целыми числами и количествами
· Введение в мир чисел и их цифровых символов;
· Знакомство на конкретном уровне с основными арифметическими действиями и, как следствие, глубокое понимание их сути
· Решение простейших математических задач.
Цель: предоставить детям возможность освоения первичных математических знаний в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребенка. Дети учатся выделять и различать признаки предметов, сравнивать и упорядочивать их по величине, числу, форме, по длине, массе. Уделяется внимание развитию элементарной ориентировке детей в пространстве и во времени.
Математическое пространство группы имеет продуманную структуру, оно обеспечено материалами, которые позволяют детям, работая с конкретными предметами, бусинами, осваивать счет, понимать суть арифметических действий, практиковаться в их выполнении, запоминать названия чисел, осваивать состав числа. При этом у детей развиваются и учебные навыки, познавательные процессы, логическое мышление.
Все материалы математического уголка разбиваются на три группы – 1 группа материалов позволяет детям освоить счет в пределах десяти, что позволяет начать работать с материалами следующих групп. Вторая группа материалов является базовой в формировании у детей представления о десятичной системе и понимании сути арифметических действий. Работая с третьей группой материалов, дети осваивают названия чисел в пределах 1000. Четвертая группа помогает детям практиковаться в выполнении арифметических действий с однозначными числами и запоминать табличное сложение, вычитание, умножение, деление. В работе с математическими материалами педагоги опираются на три главных принципа:
1. освоение нового навыка, знания от простого к сложному
2. движение ребенка в познании от конкретного к абстрактному
3. введение количеств, а затем введение символов.
Работа ребенка в уголке математики может начинаться с 3.5-4 лет после того, как он поработал с сенсорными материалами, особенно красными штангами, которые являются аналогами красно-синих математических штанг, и работа с ними является базой для освоения счета целых чисел. Работа с другими математическими материалами помогает детям «проживать» отдельные математические понятия называть их научными терминами. Организация работы с математическими материалами Монтессори подчиняется тем же принципам и правилам, которые реализуются в других пространствах группы. Дети самостоятельно выбирают материал, который им индивидуально или в группе презентует педагог. Они могут работать самостоятельно, в паре, малыми группами. Превалирует самостоятельная работа детей с материалами. Но педагоги проводят индивидуальные презентации в соответствии с индивидуальными планами, а также проводят упражнения с одним ребенком или группой детей. Могут быть и общие групповые занятия, на которых используются коллективные упражнения с материалом, но они происходят значительно реже, так как дети находятся на разном уровне освоения счета и имеют разные математические представления. Тем не менее, общие занятия детей разного возраста позволяют старшим детям повторить то, что они уже освоили, дать младшим пример, рассмотреть содержание отдельных автодидактических материалов математического уголка, находящихся в свободном доступе детей. Поощряется и поддерживается обучение младших детей старшими. Педагог, наблюдая за работой детей, определяет зону ближайшего развития ребенка и планирует его дальнейший маршрут в освоении математики. Дважды в год результаты, которых достигли дети, работая с математическими материалами, регистрируются в диагностических таблицах.
Первая группа математических материалов
Цель: освоение счета в пределах 10
Материал | Задачи | Возраст | Содержание работы | Словарь |
Красно- синие математические штанги | Представление о целом числе. Знакомство со счетом до 10 в прямой и обратной последовательности | 3,5 - 4,5 лет | Выстраивание красно – синих штанг «лесенкой», пересчет делений каждой штанги, запоминание названий целых чисел от 1 до 10 Игры на расстоянии (на расстояние принести штангу 6, затем 3 и т.п.) Работа с малыми штангами. | Названия количеств от 1 до 10 |
Сравнение количеств в пределах десяти | 3,5 - 4,5 лет | Сравнение штанг методом прикладывания Игры на расстоянии (н-р, принести штангу на два больше этой) | Больше, меньше; больше, чем; меньше, чем | |
Подготовка к запоминанию состава чисел от 2 до 10 | 3,5 - 4,5 лет | Составление штанги из двух меньших, начиная со штанги 10. Составление всех остальных штанг от 9 до 2 Составление штанги из нескольких меньших. | ||
Шершавые цифры | Введение образа символов, обводка шершавых цифр, написание цифр пальцем, карандашом | 3,5 - 4,5 лет | Запоминание образа цифр через трехступенчатый урок, обводка пальцами, письмо символа на песке пальцем, письмо палочкой на песке, письмо символа мелом на доске, карандашом на бумаге | Названия цифр от 1 до 9 |
Красно-синие штанги и числа | Сопоставление количества и символов | 3,5 - 4,5 лет | Раскладывание чисел от 1 до 10 к соответствующим штангам. Разные варианты от упорядоченного расположения до произвольного. Штанги – к карточкам. Игры на расстоянии, групповые игры по подбору соответствующей числу штанги. Работа с малыми штангами. Работа в листах с изображением штанг. | Названия количеств и чисел от 1 до 10 |
«Веретена» или счетные палочки | Закрепление счета в пределах 10, сопоставления количеств и символов | 3,5 - 4,5 лет | Раскладывание необходимого количества веретен в ячейки с числами Совмещение красных штанг и веретен. Совмещение с другим счетным материалом. Введение числа 0. Работа в листах с изображениями веретен. | Названия количеств и чисел от 1 до 10 |
Сравнение количеств. Введение символов = > < | 4-5 лет | Сопоставление разного и равного количества веретен. Выполнение упражнений со знаками сравнения и равенства. Работа в листах на сравнение количеств. | Больше меньше, равно, одинаково | |
Чипсы | Проверка умения раскладывать числа по порядку, сопоставлять числа и количества. Косвенная подготовка к введению понимания четных чисел | 4-5лет | Выкладывание чисел по порядку, выкладывание соответствующего количества чипсов (кружков) под числами парами. Работа в листах с изображением чипсов и чисел. | Названия количеств и чисел от 1 до 10 |
Игра на запоминание | Закрепление умения считать в пределах 10 и соотносить количества с числами | 3,5-5 лет | Игра с группой детей по выполнению задания – набрать количество счетного материала, соответствующего числу в карточке. Повторение игры с разными предметами, проведение детьми самостоятельно. | Названия количеств и чисел от 1 до 10 |
Вторая группа математических материалов
Цель: составление представления о десятичной системе, о сути действий сложение, вычитание, умножение, деление
Материал | Задачи | Возраст | Содержание работы | Словарь |
Вводный поднос – введение количеств | Введение названий количеств 1 единица, 1 десяток, 1 сотня, 1 тысяча | 4-6 лет | Трехступенчатый индивидуальный урок | 1 единица, 1 десяток, 1 сотня, 1 тысяча |
Игра в банк с количествами («Золотым материалом») | Введение названий всех других количеств | 4-6 лет | Последовательной освоение ребенком названий единиц, десятков, сотен, тысяч в игре на расстоянии индивидуальной или в малой группе. | Названия количества единиц, десятков , сотен, тысяч |
Вводный поднос – введение символов | Освоение ребенком названий символов 1 единица, 1 десяток, 1 сотня, 1 тысяча | 4-6 лет | Трехступенчатый индивидуальный урок | Названия символов 1 единица, 1 десяток, 1 сотня, 1 тысяча |
Игра в банк с картами | Освоение ребенком десятичных названий всех других чисел | 4-6 лет | Раскладывание больших карт от1 до 9 000, последовательное освоение названий единиц, десятков, сотен, тысяч в игре на расстоянии индивидуальной или в малой группе. | Названия символов - единиц, десят |