Характеристики особенностей развития детей раннего возраста

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.

Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое со­трудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действен­ное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотно­сящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобре­тает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенству­ется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, ко­торый начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осва­ивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым использу­ют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, кото­рые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; раз­личать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематичес­кий слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с пред­метами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-­образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импуль­сивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко зара­жаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гор­дости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связан­ные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кри­зисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушени­ем общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.1.3.2. Характеристика климатических, демографических, социокультурных условий территории проживания детей (часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса)

Климатические и географические условия

Природно-климатические условия города Заречный сложны и многообразны. По климатическим условиям территория относится к типу умеренно-континентальных. Температура атмосферного воздуха изменяется в пределах от -35 С зимой до +37 С летом. Зима холодная, продолжительная, снежный покров держится с октября по апрель. Достаточно длинный весенний и осенний периоды. Предусматривается ознакомление детей с природно-климатическими условиями и особенностями Свердловской области, воспитание любви к родной природе.

Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1) холодный период - образовательный: (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и осуществляется планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми в разнообразных формах работы;

2) летний период - оздоровительный (июнь-август), для которого составляется другой режим дня, осуществляется оздоровительная и культурно-досуговая деятельность.

На территории 15 месторождений полезных ископаемых, из них значительные: Гагарское золоторудное, Курманское месторождение гранитов, месторождение подземных вод, камнесамоцветное сырьё и др.

С учетом особенностей климата, природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения определяется проведение оздоровительных мероприятий, организация режимных моментов и ознакомление с окружающим миром.

Демографические и национальные условия
Городской округ Заречный один из молодых городов Свердловской области. Он создавался как территория развития Атомной энергетики СССР в рамках государственной программы.

Население города Заречный многонациональное. В результате миграционных процессов в городе значительной выросло количество этнически русских, бывших граждан государств СНГ. Но при этом в нашем детском саду этнический состав семей воспитанников в основном имеет однородный характер, основной контингент – дети из русскоязычных семей.

С учетом национально-культурных традиций осуществляется отбор произведений уральских писателей, по­этов, композиторов, художников, образцов мест­ного фольклора, народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством, народных игр, средств оздоровления.

Дети приобщаются к национально-культурным традициям через:

- поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества.
- загадки – наиболее значимый компонент обучения и воспитания детей, в которых исторически вкладывался смысл отношений между членами семьи.
- песни – наиболее эффективные методы музыкального развития детей во всем мире основываются на народной песне. Она в простой и доступной ребенку форме передает высокие ценности искусства и национальной культуры.

- сказки, сказы – в сказке, сказах зафиксированы неумирающие ценности человеческой жизни.

- игры - детские игры дают представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах передачи народной семейной культуры от поколения к поколению. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

- народную игрушку;

- декоративно-прикладное искусство Урала для детей старшего дошкольного возраста определяется как эстетическая, духовно-нравственная ценность (урало-сибирская роспись (нижнетагильские подносы, роспись по дереву, изделия из бересты, уральских самоцветов, каслинское литье и др.). - природные богатства земли Уральской.

Реализация целей образовательной программы осуществляется через:

- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города , Свердловской области;

- создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг;

- осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование);

- создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям возможность проявить свое творчество;

- разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми:

• детско-взрослые проекты (дети – родители - педагоги) как формы работы с детьми по освоению содержания образования в соответствии с психолого-педагогическими задачами тем комплексно-тематического планирования образовательного процесса;

• выставки, экскурсии, детское портфолио, акции (природоохранные, социальные) и т.д.;

• кружки, секции спортивной, социальной направленности с учетом интересов способностей детей, потребностей заказчиков образовательных услуг (родители);

• клубные формы работы с родителями и детьми;

• формы партнерского сотрудничества с социальными институтами (школа, библиотека, поликлиника, дом культуры, театр, филармония, ГИБДД, пожарная часть): экскурсии, целевые прогулки, культурно-досуговая деятельность, совместные акции, проекты (на основе договора о сотрудничестве, плана совместной образовательной деятельности), конкурсы, фестивали, соревнования, дни здоровья.

Cоциокультурные условия.

Рядом с детским садом расположены многие объекты социально-культурной сферы города. С каждым из этих учреждений детский сад «Светлячок» имеет давние налаженные связи, что позволяет в полной мере реализовывать комплексный подход в воспитании дошкольников.

Основные социальные партнеры детского сада:

• ФГБУЗ МСЧ -32 (медицинское сопровождение детей)

• ОГИБДД МО России «Заречный" (совместная деятельность по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма)

• 99 пожарная часть МЧС России по Свердловской области (совместная деятельность по знакомству детей с правилами пожарной безопасности )

• Дворец культуры «Ровесник» (хоровой и танцевальный кружки, акции, проекты, праздники как культурные традиции)

• Плавательный бассейн «Нептун» (обучение детей плаванию)

• Спортивный комплекс «Электрон» (городские спортивные праздники)

• Музыкальная школа (концерты детской филармонии для дошкольников)

• Центр Семьи (совместные акции, просветительская деятельность, конкурсы)

• Городская избирательная комиссия (конкурсы патриотического воспитания)

• Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРиК).

Значительное влияние на жизнь города оказывает градообразующее предприятие Белоярская атомная станция.

Специфика условий г. Заречного учитывается при проведении режимных моментов, непосредственно организованной образовательной деятельности и в работе с родителями.

1.1.3.3. Характеристика группы детей название группы

1) вставляем характеристику (по полу, здоровью, социальному положению семей, дети, требующие особого внимания – как +, так и -);

Планируемые результаты освоения Программы

Требования ФГОС к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Данные целевые ориентиры предполагают формирование у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

При реализации Программы будет осуществляться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка будет производиться педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста), связанной с определением эффективности организации образовательного процесса и лежащей в основе дальнейшего планирования педагогической деятельности.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) будут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми представлено в соответствии с ФГОС ДО по образовательным областям:

· «Социально-коммуникативное развитие»,

· «Познавательное развитие»,

· «Речевое развитие»,

· «Художественно-эстетичес­кое развитие»,

· «Физическое развитие».

Конкретное содержание каждой образовательной области определено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, целями и задачами образовательной программы и реализуется в различных видах деятельности как механизме развития ребёнка

в раннем возрасте(1 год - 3 года):

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и ин­дивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной об­ласти, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматри­вается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Описание образовательной деятельности детей 3-го года жизни

Направление развития Описание образовательной деятельности
Речевое развитие   Развитие свободного общения со взрослыми и детьми (Развитие речи как средства общения). Выполнение детьми разнообразных поручений, дающих им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне…», «Предупреди Митю… Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Использование картинок, книг, игрушек в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем (самостоятельное рассматривание). Рассказы детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). Знакомство с картинками, на которых изображено состояние людей и животных: радуется, грустит и т. д. К концу третьего года жизни речь становится полноценным средством общения детей друг с другом. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи Формирование словаря.Развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении.Развитие умения по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»). Обогащение словаря детей: ﹣ существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; ﹣ глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать - закрывать, снимать - надевать, брать - класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться); ﹣ прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий); ﹣ наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко). Поощрение употребления усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года словарный запас дошкольника составляет не менее 1000-1200 слов. Звуковая культура речи.Упражнение детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов), Развитие артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания. Формирование умения пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»). Грамматический строй речи. Совершенствование грамматической структуры речи. Формирование умения согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнения в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»). Связная речь.Формирование умения отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»). Поощрение попыток детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта. Во время игр-инсценировок формирование умения повторять несложные фразы. Помощь детям старше 2 лет 6 месяцев в драматизации отрывков из хорошо знакомых сказок. Восприятие смысла сказок, стихов.Формирование умения слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Формирование интереса и потребности в чтении. Регулярное чтение детям художественных и познавательных книг. Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного. Чтение детям художественных произведений, предусмотренных Программой для второй группы раннего возраста. Приучение детей к слушанию народных песенок, сказок, авторских произведений. Сопровождение чтения показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формирование умения слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождение чтения небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставление детям возможности договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрение попыток читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помощь детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. Приобщение детей к рассматриванию рисунков в книгах.
Познавательное развитие   Сенсорное развитие.Продолжение работы по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Формирование умения (побуждать) включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д. Упражнения в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч). Формирование умения называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Поощрение исследовательского интереса, проведение простейших наблюдений, знакомство со способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет - не тонет, рвется - не рвется). Формирование элементарных математических представлений ﹣ Количество. Развитие умения формировать группы однородных предметов; различать количество предметов: много — один (один – много). ﹣ Величина. Привлечение внимания детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т.д.) ﹣ Форма. Формирование умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар). ﹣ Ориентировка в пространстве. Накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Формирование умения находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты. Расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Развитие умения двигаться за воспитателем в определенном направлении. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора ﹣ Предметное и социальное окружение. Продолжение знакомства детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Формирование представлений о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Формирование умения называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Знакомство с транспортными средствами ближайшего окружения. ﹣ Ознакомление с природой.Ознакомление детей с доступными явлениями природы. Формирование умения узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных(3-4 вида), и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных(2-3 вида, характерных для данной местности), называть их. Наблюдения за птицами и насекомыми на участке (2-3 вида), за рыбками в аквариуме. Привлечение детей к кормлению птиц. Формирование умения различать по внешнему виду овощи (2-3 вида помидор, огурец, морковь) и фрукты (2-3 вида яблоко, груша и т.д.). Привлечение внимания детей к красоте природы в разное время года. Воспитание бережного отношения к растениям и животным. Формирование основ взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде). ﹣ Сезонные наблюдения Осень. Формирование элементарных представлений об осенних изменениях в природе (похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты). Зима. Формирование представлений о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть. Привлечение к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.). Весна. Формирование представлений о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки. Лето. Наблюдения за природными изменениями: яркое солнце, жарко.
Социально-коммуникативное развитие   Формирование интереса к игровым действиям, развитие умения выполнять несколько действий с одним предметом и перенос знакомых действий с одного объекта на другой, формирование начальных навыков ролевого поведения. Поддержание игр, в которых совершенствуются движения, развитие игр в небольших группах. Развитие интереса к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем, игр-действий со звуками, подражание движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово. Развитие самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками. Обогащение в играх с дидактическим материалом чувственного опыта детей. Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форме, части и целом, цвете, величине). Развитие внимания и памяти; слуховой дифференциации; тактильных ощущений, температурных различий, мелкой моторики рук. Накопление опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; формирование уверенности в ребенке. Воспитание отрицательного отношения к грубости, жадности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (умения играть не ссорясь). Формирование элементарных представлений о росте и развитии ребенка, развитие умения называть свое имя, имена членов своей семьи; развитие представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом и отличиях от домашней обстановки. Развитие ориентировки в помещении группы, на участке. Развитие трудовой деятельности- обучения детей порядку одевания и раздевания; формирование умения складывать в определенном порядке снятую одежду. Развитие простейших трудовых действий. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам: приучать поддерживать порядок в игровой комнате, расставлять игровой материал по местам. Развивать умение совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы и салфетницы. Воспитание интереса к труду взрослых (закрепление названий трудовых действий), расширение круга наблюдений детей за трудом взрослых, развитие желания помогать взрослым. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. С помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду, с правилами безопасного передвижения в помещении. Формирование элементарных представлений о правильных способах взаимодействия с растениями и животными. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. ﹣ Образ Я. Начать формирование элементарных представлений о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада. Побуждение называть свое имя. ﹣ Семья. Побуждение (развивать умение) называть имена членов своей семьи. ﹣ Детский сад. Развитие представлений о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развитие умения ориентироваться в помещении группы, на участке.
Художественно-эстетическое развитие   Приобщение к изобразительному искусству.Рассматривание с детьми иллюстраций к произведениям детской литературы. Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию картинок. Знакомство с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Привлечение внимания детей к характеру игрушек (веселая, забавная и др.), их форме, цвету. Эстетическая развивающая среда.Развитие интереса детей к окружающему: обращать их внимание на то, в какой чистой, светлой комнате они играют и занимаются, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки, на которых они спят. На прогулке привлечение внимания детей на красивым растениям, оборудованию участка, удобному для игр и отдыха. Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности. ﹣ Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности. Знакомство детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости в процессе игр с настольным и напольным строительным материалом. Развитие умения детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддержание желания строить что-то самостоятельно. ﹣ Формирование представлений о пространственных соотношениях. Побуждение к использованию дополнительных сюжетных игрушек, соразмерных масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).Формирование привычки убирать игрушки на место по окончании игры.Знакомство детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.Привлечение к совместному с взрослым конструированию башенок, домиков, машин.Стимулирование интереса к строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.) в летнее время. Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству ﹣ Слушание. Развитие у детей интереса к музыке, желания слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развитие умения внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. Развитие умения различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). ﹣ Пение. Развитие активности детей при подпевании и пении. Развитие умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенное приучение к сольному пению. ﹣ Музыкально-ритмические движения. Развитие эмоциональности и образности восприятия музыки через движения. Формирование способности воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседанья, совершать повороты кистей рук и т.д.). Формирование умения начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствование умения выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
Физическое развитие   Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей - осуществление комплекса закаливающих процедур, обеспечение длительности пребывания на воздухе. Развитие культурно-гигиенических навыков- самостоятельно мыть руки, вытирать руки и лицо личным полотенцем. Формирование умения с помощью взрослого приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами; формировать умение правильно держать ложку, обучать порядку одевания и раздевания. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни-представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. Накопление и обогащение двигательного опыта- формирование умения ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, изменять направление во время ходьбы и бега. Формирование правильной осанки. Закрепление навыков ползания, лазания, разнообразных действий с мячом, развитие умения прыгать на двух ногах. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, развитие стремления играть в подвижные игры, формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей. Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений. ﹣ Основные движения. Ходьба. Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу, взявшись за руки, с изменением темпа, с переходом на бег и наоборот, с изменением направления, врассыпную (после 2 лет 6 месяцев), обходя предметы, приставным шагом вперед, в стороны. Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м) с перешагиванием через предметы (высота 10-15 см); по доске, гимнастической скамейке, бревну (ширина 20-25 см). Кружение в медленном темпе (с предметом в руках). Бег. Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течение 30-40 секунд (непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями (расстояние между ними 25-30 см). Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м); по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см; по гимнастической скамейке. Подлезание под воротца, веревку (высота 30-40 см), перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом. Катание, бросание, метание. Катание мяча двумя руками и одной рукой педагогу, друг другу, под дугу, стоя и сидя (расстояние 50-100 см); бросание мяча вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребенка, с расстояния 1-1,5 м, через сетку, натянутую на уровне роста ребенка. Метание мячей, набивных мешочков, шишек на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную цель — двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния 1 м. Ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния 50-100 см. Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь впере

Наши рекомендации