Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Современная социокультурная ситуация развития ребёнка

- бóльшая открытость мира и доступность его познания для ребенка, больше источниковинформации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек), агрессивность доступной для ребенка информации;

- культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью, разностность и иногда противоречивость предлагаемых разнымикультурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру;

- сложность окружающей среды с технологической точки зрения, нарушениеустоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям, формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексныхкачеств личности ребенка;

- быстрая изменяемость окружающего мира, новая методология познания мира, овладение ребенком комплексным инструментарием познания мира;

- быстрая изменяемость окружающего мира, понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации, отбор содержания дошкольного образования, усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействияизлишних источников познания;

- агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемостичеловеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленныхвредных для здоровья факторов, негативное влияние на здоровье детей – какфизическое, так и психическое, возрастание роли инклюзивного образования, влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

При разработке программы учитывались следующие значимые характеристики:

- географическое месторасположение;

- социокультурная среда;

- контингент воспитанников;

- характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Большое значение при определении содержания Программы имеют следующие особенности:

1. Климатические условия:

- программа предусматривает режимы дня для холодного и теплого времени года, так как климат умеренно-континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким теплым летом. В связи с этим вносятся коррективы и в физкультурно-оздоровительную работу (ходьба на лыжах, утренняя гимнастика на свежем воздухе, оздоровительный бег витаминизация питания, профилактические мероприятия).

2. Демографические особенности:

- отмечается сокращение численности населения, увеличение числа эмигрантов из Азии. В последнее время выросла рождаемость. Городское население многонациональное: русское, татары, удмурты, марийцы, азербайджанцы, армяне…В ДОУ прививается толерантное отношение среди детей разных национальностей.

3. Совокупные особенности:

- контингент воспитанников проживает в современном городе, где существует своя социокультурная среда: доступность культурно-просветительных учреждений (библиотека №8, театров, музеев, цирка, спортивные школы, Диарамы и т. д..) что обеспечивает взаимодействие.

Взаимодействие ДОУ с социумом

Учреждение Цели и задачи взаимодействия
МОУ СОШ №51 Осуществление преемственности в работе ДОУ и школы
Дошкольные учреждения методического объединения Обмен опытом, обогащение новыми педагогическими технологиями.
МОУ ДПО ЦПКРО Повышение уровня квалификации сотрудников ДОУ.
Детская поликлиника №2 Обеспечение медицинского контроля над здоровьем воспитанников
Стадион «Прогресс» Приобщение детей к разным видам спорта.
Библиотека №8 Приобщение дошкольников к литературе и осуществление и познавательного развития.
Кукольный театр Осуществление культурно- досуговой деятельности.
Цирк Осуществление культурно- досуговой деятельности
Диорама Приобщение дошкольников к историям Вятского края

Город. Киров – деловой, активный город с развитой промышленностью, деревообрабатывающей, химия отраслью, поэтому дети знакомятся с профессиями тружеников, с народными промыслами, декоративно - прикладным искусством , творчеством мастеров родного края.

Таким образом при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» планируется знакомство с городом, его названием, знакомство с заслуженными земляками, достопримечательностями, промышленностью исторического прошлого города.

Контингент родителей в основном русскоязычные семьи с одним или двумя детьми, молодого и среднего возраста, со средним финансовым положением, имеющие среднее -специальное и высшее образование.

Социальный портрет семьи

Количество семей с несовершеннолетними детьми Количество детей в них Малообеспеченные семьи Многодетные семьи
   
Семьи: Неполные семьи
с одним ребенком с двумя детьми с 3–мя детьми с 4-мя детьми Всего: Мать одиночка Без одного родителя
 
   
Семьи с детьми инвалидами Опекунские семьи Студенческие семьи Родители участники-ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС Семьи следователей, прокуроров Семьи помощников воспитателей Военнослужащие срочной службы Семьи потерявшие кормильца
- - - -
                                 

По типовому проекту детский сад рассчитан на 280 детей. На 1 сентября 2014 года количество групп -10, списочный состав 237 чел.

Возрастная категория   Направленность групп Количество групп Количество детей
С 3 до 4 лет   Общеразвивающая
С 4 до 5 лет   Общеразвивающая
С 5 до 6 лет   Общеразвивающая
С 6 до 7 лет   Общеразвивающая

Педагогический состав

По стажу   По образованию По категории
От 0до 5 лет Среднее специальное высшая  
От 5 до 10 лет Высшее первая  
От 10 до 15 лет     вторая  
Свыше 15 лет     На соответствие  
        Не аттестованы  

Наши рекомендации