Алгоритм проведения различных видов деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие» в разных возрастных группах

Вид деятельности группы Возрастные группы
3-го года жизни 4-го года жизни 5-го года жизни 6-го года жизни 7-го года жизни
ООД: Формирование элементарных математических представлений - (в неделю) (в неделю) (в неделю) в неделю
ООД: Природа и человек/ познавательное развитие (в неделю) (в неделю) (в неделю) 0,5 в неделю 0,5 в неделю
Развитие познавательно-исследовательской деятельности ежедневн ежедневн ежедневн ежедневн ежедневн
Индивидуальная работа с детьми ежедневн ежедневн ежедневн ежедневн ежедневн
Познавательное развлечение 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в год
Математическое развлечение, КВН - - 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в год
Дидактические игры ежедневн ежедневн ежедневн ежедневн ежедневн
Наблюдения и игры на воздухе ежедневн ежедневн ежедневн ежедневн ежедневн
Сюжетные игры ежедневн ежедневн ежедневн ежедневн ежедневн
Свободная деятельность по интересам ежедневн ежедневн ежедневн ежедневн ежедневн

Познание Сенсорное развитие Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности Формирование элементарных математических представлений Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
3-4 года
Задачи Программы - Создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зри­тельного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного. - Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообраз­ным действиям с ними. - Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (пред­ставления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов; содействовать запоминанию и использованию детьми названий сен­сорных эталонов и обследовательских действий. - Формировать умение сравнивать предметы по основным свой­ствам (цвету, форме, размеру), устанавливая тождество и различие; подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака. В конструированииспособствовать: – овладению конструктивными свойствами геометрических объемных форм, – приобретению уме­ний строить мебель, горки, грузовые машины, дома, – пониманию видоизменяемости, вари­ативности конструкции. осознанию свойств песка, снега, при сооружении из них постройки; – учить дополнять задуманное иг­рушками. - Развивать самостоятельность познания, поощрять прояв­ление элементов творческой инициативы. - Поощрять детей к освоению и применению познаватель­ных умений по выявлению свойств и отношений в разнообразных жизненных ситуациях, природоведческих играх, конструировании. - Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы. - Способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, простых за­висимостей между предметами в повседневной детской деятель­ности и использованию результатов с целью совершенствования игр, практических действий.   - Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе. - Обогащать представления детей о растениях, животных, че­ловеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в бли­жайшем окружении: обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голо­сом, в движениях, узнавать объекты и явления в природе, на картинках, разли­чать их, называть. - Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие пережи­ваний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.
Виды деятельности Формы организации деятельности
Организованная образовательная деятельность Элементарные опыты. Рассматривание и сравнение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного). Дидактические игры. Творческие игры (конструктивные, музыкальные и др.). Подвижные игры. Практические действия с предметами. Чтение художественной и природоведческой литературы. Наблюдения под руководством взрослого.
  Беседы. Просмотр и обсуждение мультфильмов.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Рассматривание и сравнение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного). Дидактические игры (конструктивные, музыкальные и др.). Творческие игры. Практические действия с картинками и предметами.
  Наблюде­ния под руководством взрослого Беседы Просмотр и обсуждение мультфильмов Чтение книг
Самостоятельная деятельность детей Рассматривание и сравнение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного). Просмотр мультфильмов. Прослушивание аудиокниг. Творческие и дидактические игры.
4-5 лет
Задачи Программы - Учить пользоваться всеми простейшими способами сен­сорного анализа для использования предметов в разных видах детской деятельности. - Учить детей рассматривать предметы, выделяя особен­ности их строения, связывая их качества и свойства с на­значением, разумным способом поведения в предметном мире. - Развивать познавательную активность через обогащение способов познания, опыта деятельности и представлений об окружающем. - Учить сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вы­членять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений. - Поощрять стремление к творчеству, проявлению инициативы в деятельности, самостоятельности в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в вы­полнении и достижении результата. - Прививать первые навыки активности и самостоятельности мышления. Формировать умения: - оперировать свойствами, отношениями предметов, чис­лами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру; - сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вы­членять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений.   - Развивать представления о свойствах предметов и явлений окружающей жизни. - Формировать конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных представителей растений и животных. - Формировать экологичес­ки ценный опыт общения с животными и растениями.
Виды деятельности Формы организации деятельности
Организованная образовательная деятельность Рассматривание и сравнение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного). Наблюде­ние за объектами природы под руководством взрослого. Чтение книг, энциклопедий. Дидактические игры. Развивающие игры. Беседы. Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные, игры-имитации, хороводные, элементарные режиссерские, игры-экспериментирования с различными материалами. Экспериментирование, конструирование, моделирование.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Самостоятельная деятельность детей Рассматривание книг, картин, предметов. Наблюде­ние за объектами природы. Дидактические и развивающие игры. Беседы. Экспериментирование, конструирование. Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные, игры-имитации, хороводные, элементарные режиссерские, игры-экспериментирования с различными материалами).
5 -7 лет
Задачи Программы - Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналити­ческое восприятие, развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств. - Способствовать освоению детьми разных способов обследова­ния, установлению связей между способом обследования и познавае­мым свойством предмета. - Способствовать освоению детьми соответствующего словаря (на­звание способа обследования и познаваемых свойств) - Учить выделять структуру геометрических фигур, устанавливать связи между цветами спектра, подбирать мерки для измерения соответствующих величин. - Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного по­знания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по чувственно воспринимаемым признакам. - Способствовать развитию познава­тельной активности, интересов, интеллектуальных способностей, самостоятельности мышления детей. - Создавать ситуации, побуждающие детей активно при­менять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать волю, поддерживать желание пре­одолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацели­вать на поиск новых, творческих решений. - Развивать у детей соответствующие содер­жанию знаний познавательные умения. - Развивать интерес к познанию простейших зависимостей между объектами. - Активно включать в коллективные познавательные игры, обще­ние со сверстниками по поводу поиска рациональных способов игро­вых действий, организации экспериментирования, помощи сверстни­ку в случае необходимости. - Активизировать освоенные детьми умения сравнивать (по различным признакам), измерять мерками раз­ного размера, упорядочивать и классифицировать, делить целое на части, использовать эти умения с целью самостоятельного познания окружа­ющего мира. - Развивать умения конструировать простые высказывания по по­воду выполненного действия, проявления положительных эмоций.   - Способствовать расширению и углублению и систематизации представлений детей об окружающем мире: - продолжать конкре­тизировать имеющиеся у детей представления, показывая много­образие признаков, свойств объектов и явлений окружающего мира, их взаимодействие; систематизировать и обобщать знания детей. - Привлекать детей к экологически ориентированной дея­тельности - Обогащать личный опыт по­ложительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями и жи­вотными, объектами неживой природы; укреплять познаватель­ный интерес, любовь к природе.
Виды деятельности Формы организации деятельности
Организованная образовательная деятельность -Рассматривание книг, картин, фотографий, предметов, детских энциклопедий. -Эле­ментарные опыты. -Реализация детских проектов. -Наблюдения под руководством взрослого. -Развивающие игры (В.Воскобовича, Дьенеша, Н.Никитина, с палочками Кюизинера). -Реализация детских проектов. -Решение проблемных ситуаций. -Эле­ментарные опыты (с водой, снегом, воздухом, магнитами, уве­личительными стеклами и пр.). -Развивающие игры. -Решение голово­ломок. -Изготовление игрушек-самоделок, простейших меха­низмов и моделей. -Конструирование из различных материалов. -Просмотр видеоматериалов. -Дидактические игры. -Решение задач. -Самостоятельные высказывания о количестве, способах де­ления, дополнения, уравнивания, отношениях между зависимы­ми величинами по их свойствам. -Развивающие игры. -Реализация детских проектов. Экспериментирование. -Экскурсии, целевые прогулки. -Составление рассказов о природе. -Наблюдения. -Просмотр видеоматериалов. -Рассматривание книг, картин, фотографий, предметов, детских энциклопедий. -Изготовление книг-самоделок о природе, выпуск детских журналов. -Ведение экологических дневников наблюдений. -Экологические игры. -Ситуативные разговоры с детьми.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов   -Те же формы, что и в процессе организованной образовательной деятельности. -Те же формы, что и в процессе непосредственно образовательной деятельности. -Дидактические игры. -Развивающие игры. -Самостоятельные высказывания об отношениях между зависимыми величинами по их свойствам. -Те же формы, что и в процессе непосредственно образовательной деятельности.  
Самостоятельная деятельность детей -Самостоятельные наблюде­ния. -Прослушивание аудиокниг. -Просмотр мультфильмов. -Компьютерные познавательные игры. -Эле­ментарные опыты. -Развивающие игры. -Решение голово­ломок. -Конструирование из различных материалов. -Рассматривание книг, картин, фотографий, предметов, детских энциклопедий. -Наблюдения. -Развивающие игры. -Конструирование из различных материалов. -Наблюдения. -Эле­ментарные опыты. -Наблюдения. -Рассматривание книг, картин, фотографий, предметов, детских энциклопедий. -Экологические игры.
Взаимодействие с семьями Совместная проектная деятельность Тематические практикумы
                   

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»





Речевое развитие включает:

1) Владение речью как средством общения и культуры.

2) Обогащение активного словаря.

3) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4) Развитие речевого творчества.

5) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

6) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

7) Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные направления образовательной деятельности:

· Развитие речи

· Подготовка к обучению грамоте

· Художественная литература

Наши рекомендации