Алгоритм проведения различных видов деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие» в разных возрастных группах
Вид деятельности группы | Возрастные группы | ||||
3-го года жизни | 4-го года жизни | 5-го года жизни | 6-го года жизни | 7-го года жизни | |
ООД: Формирование элементарных математических представлений | - | (в неделю) | (в неделю) | (в неделю) | в неделю |
ООД: Природа и человек/ познавательное развитие | (в неделю) | (в неделю) | (в неделю) | 0,5 в неделю | 0,5 в неделю |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | ежедневн | ежедневн | ежедневн | ежедневн | ежедневн |
Индивидуальная работа с детьми | ежедневн | ежедневн | ежедневн | ежедневн | ежедневн |
Познавательное развлечение | 1 раз в год | 1 раз в год | 1 раз в год | 1 раз в год | 1 раз в год |
Математическое развлечение, КВН | - | - | 1 раз в год | 1 раз в год | 1 раз в год |
Дидактические игры | ежедневн | ежедневн | ежедневн | ежедневн | ежедневн |
Наблюдения и игры на воздухе | ежедневн | ежедневн | ежедневн | ежедневн | ежедневн |
Сюжетные игры | ежедневн | ежедневн | ежедневн | ежедневн | ежедневн |
Свободная деятельность по интересам | ежедневн | ежедневн | ежедневн | ежедневн | ежедневн |
Познание | Сенсорное развитие | Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности | Формирование элементарных математических представлений | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей | |||||
3-4 года | |||||||||
Задачи Программы | - Создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного. - Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними. - Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов; содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий. - Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру), устанавливая тождество и различие; подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака. | В конструированииспособствовать: – овладению конструктивными свойствами геометрических объемных форм, – приобретению умений строить мебель, горки, грузовые машины, дома, – пониманию видоизменяемости, вариативности конструкции. осознанию свойств песка, снега, при сооружении из них постройки; – учить дополнять задуманное игрушками. - Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы. - Поощрять детей к освоению и применению познавательных умений по выявлению свойств и отношений в разнообразных жизненных ситуациях, природоведческих играх, конструировании. - Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы. | - Способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности и использованию результатов с целью совершенствования игр, практических действий. | - Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе. - Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении: обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях, узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть. - Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие. | |||||
Виды деятельности | Формы организации деятельности | ||||||||
Организованная образовательная деятельность | Элементарные опыты. Рассматривание и сравнение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного). Дидактические игры. Творческие игры (конструктивные, музыкальные и др.). Подвижные игры. Практические действия с предметами. Чтение художественной и природоведческой литературы. Наблюдения под руководством взрослого. | ||||||||
Беседы. Просмотр и обсуждение мультфильмов. | |||||||||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Рассматривание и сравнение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного). Дидактические игры (конструктивные, музыкальные и др.). Творческие игры. Практические действия с картинками и предметами. | ||||||||
Наблюдения под руководством взрослого Беседы Просмотр и обсуждение мультфильмов Чтение книг | |||||||||
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание и сравнение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного). Просмотр мультфильмов. Прослушивание аудиокниг. Творческие и дидактические игры. | ||||||||
4-5 лет | |||||||||
Задачи Программы | - Учить пользоваться всеми простейшими способами сенсорного анализа для использования предметов в разных видах детской деятельности. - Учить детей рассматривать предметы, выделяя особенности их строения, связывая их качества и свойства с назначением, разумным способом поведения в предметном мире. | - Развивать познавательную активность через обогащение способов познания, опыта деятельности и представлений об окружающем. - Учить сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений. - Поощрять стремление к творчеству, проявлению инициативы в деятельности, самостоятельности в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата. - Прививать первые навыки активности и самостоятельности мышления. | Формировать умения: - оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру; - сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений. | - Развивать представления о свойствах предметов и явлений окружающей жизни. - Формировать конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных представителей растений и животных. - Формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями. | |||||
Виды деятельности | Формы организации деятельности | ||||||||
Организованная образовательная деятельность | Рассматривание и сравнение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного). Наблюдение за объектами природы под руководством взрослого. Чтение книг, энциклопедий. Дидактические игры. Развивающие игры. Беседы. Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные, игры-имитации, хороводные, элементарные режиссерские, игры-экспериментирования с различными материалами. Экспериментирование, конструирование, моделирование. | ||||||||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||||||||
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание книг, картин, предметов. Наблюдение за объектами природы. Дидактические и развивающие игры. Беседы. Экспериментирование, конструирование. Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные, игры-имитации, хороводные, элементарные режиссерские, игры-экспериментирования с различными материалами). | ||||||||
5 -7 лет | |||||||||
Задачи Программы | - Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие, развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств. - Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета. - Способствовать освоению детьми соответствующего словаря (название способа обследования и познаваемых свойств) - Учить выделять структуру геометрических фигур, устанавливать связи между цветами спектра, подбирать мерки для измерения соответствующих величин. - Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по чувственно воспринимаемым признакам. | - Способствовать развитию познавательной активности, интересов, интеллектуальных способностей, самостоятельности мышления детей. - Создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать волю, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых, творческих решений. - Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения. - Развивать интерес к познанию простейших зависимостей между объектами. - Активно включать в коллективные познавательные игры, общение со сверстниками по поводу поиска рациональных способов игровых действий, организации экспериментирования, помощи сверстнику в случае необходимости. | - Активизировать освоенные детьми умения сравнивать (по различным признакам), измерять мерками разного размера, упорядочивать и классифицировать, делить целое на части, использовать эти умения с целью самостоятельного познания окружающего мира. - Развивать умения конструировать простые высказывания по поводу выполненного действия, проявления положительных эмоций. | - Способствовать расширению и углублению и систематизации представлений детей об окружающем мире: - продолжать конкретизировать имеющиеся у детей представления, показывая многообразие признаков, свойств объектов и явлений окружающего мира, их взаимодействие; систематизировать и обобщать знания детей. - Привлекать детей к экологически ориентированной деятельности - Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неживой природы; укреплять познавательный интерес, любовь к природе. | |||||
Виды деятельности | Формы организации деятельности | ||||||||
Организованная образовательная деятельность | -Рассматривание книг, картин, фотографий, предметов, детских энциклопедий. -Элементарные опыты. -Реализация детских проектов. -Наблюдения под руководством взрослого. -Развивающие игры (В.Воскобовича, Дьенеша, Н.Никитина, с палочками Кюизинера). | -Реализация детских проектов. -Решение проблемных ситуаций. -Элементарные опыты (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.). -Развивающие игры. -Решение головоломок. -Изготовление игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. -Конструирование из различных материалов. -Просмотр видеоматериалов. | -Дидактические игры. -Решение задач. -Самостоятельные высказывания о количестве, способах деления, дополнения, уравнивания, отношениях между зависимыми величинами по их свойствам. -Развивающие игры. | -Реализация детских проектов. Экспериментирование. -Экскурсии, целевые прогулки. -Составление рассказов о природе. -Наблюдения. -Просмотр видеоматериалов. -Рассматривание книг, картин, фотографий, предметов, детских энциклопедий. -Изготовление книг-самоделок о природе, выпуск детских журналов. -Ведение экологических дневников наблюдений. -Экологические игры. -Ситуативные разговоры с детьми. | |||||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | -Те же формы, что и в процессе организованной образовательной деятельности. | -Те же формы, что и в процессе непосредственно образовательной деятельности. | -Дидактические игры. -Развивающие игры. -Самостоятельные высказывания об отношениях между зависимыми величинами по их свойствам. | -Те же формы, что и в процессе непосредственно образовательной деятельности. | |||||
Самостоятельная деятельность детей | -Самостоятельные наблюдения. -Прослушивание аудиокниг. -Просмотр мультфильмов. -Компьютерные познавательные игры. | -Элементарные опыты. -Развивающие игры. -Решение головоломок. -Конструирование из различных материалов. -Рассматривание книг, картин, фотографий, предметов, детских энциклопедий. -Наблюдения. | -Развивающие игры. -Конструирование из различных материалов. -Наблюдения. | -Элементарные опыты. -Наблюдения. -Рассматривание книг, картин, фотографий, предметов, детских энциклопедий. -Экологические игры. | |||||
Взаимодействие с семьями | Совместная проектная деятельность Тематические практикумы | ||||||||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Речевое развитие включает:
1) Владение речью как средством общения и культуры.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4) Развитие речевого творчества.
5) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
7) Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные направления образовательной деятельности:
· Развитие речи
· Подготовка к обучению грамоте
· Художественная литература