Тема 8. Организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности ребёнка

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольного учреждения: Утренняя гимнастика в режиме детского сада, ее построение. Подбор упражнений. Составление комплексов утренней гимнастики; ее задачи: повышение функционального состояния и работоспособности организма; развитие моторики, формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия. Требования к подбору физических упражнений для разных возрастных групп с учетом задач, состояния здоровья, физического развития, подготовленности детей, условий и места проведения. Продолжительность проведения комплексов, их смена.

Дозировка упражнений, темп выполнения и длительность утренней гимнастики. Контроль качества выполнения упражнений детьми, регуляция дыхания. Проведение утренней гимнастики на участке и в помещении, их специфика, гигиенические требования к условиям проведения. Значение музыки и песни, дыхания при проведении утренней гимнастики.

Физкультминутки. Необходимость проведения физкультминуток на занятиях по рисованию, лепке, развитию речи и др. Специфика подбора физических и танцевальных упражнений для физкультминутки. Методика проведения: организация детей, приемы руководства, темп выполнения, дозировка нагрузки, длительность.

Подвижные игры на прогулке. Подбор и дозировка подвижных игр с учетом задач, времени года, условий детского сада, содержания предыдущей деятельности, подготовленности детей и времени проведения. Значение повторности игр, их вариативность.

Спортивные игры. Эстафеты. Использование соревновательного метода. Воспитание навыков самоорганизации.

Прогулки, турпоходы, экскурсии за пределы детского сада,ихзначение, выбор маршрута и способа передвижения. Использование естественных условий для совершенствования движений и физических качеств детей. Подготовка спортивного снаряжения.

Методика проведения прогулок, малых турпоходов, экскурсий. Организация детей и регулирование их двигательной активности. Преодоление препятствий, обеспечение страховки. Осмотр достопримечательностей. Организация кратковременного отдыха или привала. Наблюдения за самочувствием детей.

Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями. Целесообразность сочетания закаливающих процедур с физическими упражнениями. Подбор физических упражнений для воздушных, солнечных ванн. Методика их проведения с детьми разных возрастных групп. Использование водных процедур, закаливание детей. Обеспечение безопасности.

Самостоятельная двигательная деятельность детей - важнейшее условие своевременного развития личности ребенка. Ее значение и место в педагогическом процессе. Создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Формирование умения самостоятельно играть небольшими подгруппами. Использование детьми приобретенных навыков и проявление творческой инициативы, организаторских умений. Приемы руководства самостоятельной двигательной деятельностью детей. Развитие интереса к самостоятельным упражнениям и играм. Влияние на выбор физических упражнений детьми и помощь при их выполнении. Регулирование физической нагрузки на основе наблюдения за самочувствием и поведением детей. Обеспечение безопасности.

Активный отдых детей. Физкультурный праздник - итог воспитательно-образовательной работы с детьми за определенный период. Содержание и план построения праздника: выбор места проведения; составление сценария и программы; подбор игр, игровых заданий, аттракционов, музыкального оформления; подготовка номеров, сюрпризов.

Организация и методика проведения физкультурного праздника. Роль ведущего и его помощников. Приемы руководства играми и соревнованиями. Проведение зрелищных номеров, экспромтов. Сюрпризные моменты. Дозировка физической и психической нагрузки, музыкальное сопровождение. Длительность праздника. Награждение победителей.

Физкультурный досуг: его содержание: подбор упражнений с учетом возрастных особенностей, места проведения; составление программ, подготовка атрибутов, игрушек, деталей костюмов.

Методика проведения физкультурных развлечений в разных возрастных группах: организация детей, приемы руководства играми и игровыми заданиями.

Организация и планирование дня здоровья в группах. Задачи и содержание каникул для детей. Задания на дом как средство решения задач физического воспитания семьи и детского сада.

Литература основная:

1. Агапова И.А. Спортивные праздники : сценарии, игры, сказки, эстафеты для детей 5-10 лет: пособие для воспитателей, методистов, психологов и музыкальных рук. детских дошк. учреждений, групп продленного дня, для педагогов курсов подгот. детей к школе, а также для родителей. - М. : Либерея-Бибинформ, 2009. - 112 с.

2. Алябьева Н.В. Подвижная игра и упражнения в жизни ребёнка. - Мурманск, 2010. Ч. 2.- 68 с.

3. Алябьева Н.В. Подвижная игра и упражнения в жизни ребёнка. - Мурманск, 2010. Ч. 1.- 108 с.

4. Аскарова Т. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 38-50.

5. Ванявкина О. Н. Система работы по коррекции нарушений осанки и плоскостопия // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 80-85.

6. Васильева Т. А. Физкультурный досуг для средней группы "Красавица Осень" // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 9. - С. 24-26.

7. Вершанская В. Как мы решаем на практике проблемы физического воспитания и оздоровления детей // Дошкольное воспитание.- 2011.- №4. – С. 53-55.

8. Дубровец Э. Игры народов Севера на зимней прогулке // Дошкольное воспитание 2012.- №11. – С. 15-16.

9. Дьякова Т.А. Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 100-105.

10. Евтушенко С.Г. Зимний стадион: современный подход к физическому воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 34-37.

11. Полтавцева Н. В. Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей //Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - № 3. - С. 23-27.

12. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр: для работы с детьми 2-7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений / Э.Я. Степаненкова - М.: Мозаика - Синтез, 2011. – 141 с.

13. Руссу Н.В. Нестандартное физкультурное и игровое оборудование в детском саду / Н.В. Руссу, А.В. Ахмедова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 30-35.

Литература дополнительная:

1. Авсеенко Н.В. Физическое развитие детей 4-6 лет // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 10. - С. 26-28.

2. Жукова, С. Умный бассейн: [развитие памяти, внимания, физическое воспитание]// Обруч. - 2011. - № 2. - С. 14-16.

3. Исса О. Ф. Оптимизация двигательной активности дошкольников в подвижной игре // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 13-17.

4. Кайль И. Игра на занятиях плаванием // Дошкольное воспитание.- 2011.- №4 – с.61-65.

5. Кириллова Ю.А. Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 6. - С. 25-28.

6. Кислякова О. "Молодцы-удальцы": Спортивное развлечение для детей подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 10-12.

7. Коломийцева Н.С. Фитбол-гимнастика как коррекционно-оздоровительное средство воспитания детей дошкольного возраста // Здоровьесберегающее образование. - 2012. - № 3. - С. 91-94.

8. Лаврищева Н. «Путешествие в страну здорового детства» //Дошкольное воспитание.- 2012.- № 8 .– С. 4-11

9. Маталыгина О.А. Движение и здоровье /// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 4-5.

10. Меркулова Ю. Игра - обязательное методическое условие физического воспитания //Дошкольное воспитание.- 2012.- №1. – С. 12-15

11. Новаковский С.В. Спортивные танцы как средство физического воспитания дошкольников // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 58-61.

12. Новоселова Р.А. Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 3. - С. 41-47.

13. Силиша Г. Праздники на воде // Дошкольное воспитание.- 2012.- № 3. – С. 23-28.

14. Шкло Т.П. Работа с детьми по формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 4. - С. 56-60.

Наши рекомендации