Культурно-спортивные праздники

Культурно-спортивные праздники – это комплекс разнообразных спортивных, культурных и художественно-тематических мероприятий, которые могут включать в себя представление участников, соревнования по определенным видам спорта, активное участие болельщиков, концертные выступления, награждение участников и прочий досуг. Они выполняют не только рекреационные, но воспитательные и образовательные функции. В настоящее время они являются перспективным направлением в деле пропаганды физической культуры и спорта [22].

Культурно-спортивные мероприятия представляют собой наиболее яркий вид физкультурно-спортивной деятельности. Их социальное и личностное значение во многом определяется тем, что реализуются, прежде всего, эмоционально-зрелищная и оздоровительно-рекреативная функции спорта. В связи с этим данные мероприятия занимают важное место в системе физкультурно-оздоровительной работы, являясь методом приобщения широких масс населения к физической культуре и спорту, стимулируя повышение двигательной активности разных категорий граждан.

Культурно-спортивные праздники могут включать в себя истинно народные виды физического воспитания – городки, русскую лапту, гиревой спорт, перетягивание каната, а также многие современные виды спорта [14].

Организация культурно-спортивных праздников направлена на формирование у участников осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, на профилактику вредных негативных привычек, на понимание значимости сохранения и укрепления здоровья. Безусловно, данная работа направлена на расширение и закрепления двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.

Благодаря внешней доступности и простоте восприятия, культурно-спортивные праздники могут служить отправной точкой, с которой начинается знакомство человека с видами и формами физической культуры. Возможность демонстрации на культурно-спортивном празднике всего многообразия возможностей физической культуры на разных уровнях жизни человека, способствует формированию физической культуры личности [7].

Педагогическими задачами социально-психологической направленности, являются задачи по формированию мировоззрения, ценностных ориентиров, мотивов и интересов личности, способствующие формированию осознанной потребности и активизации физкультурно-спортивной деятельности.

Основу задач по интеллектуальному воспитанию, составляет получение качественной специфической информации и знаний, которые обогащает общеобразовательную подготовку человека в сфере физической культуры и повышает уровень неспециального физкультурного образования.

Решение задач телесно-двигательного воспитания нацелено на физическое развитие человека, формирование его двигательных умений и навыков, выбор наиболее привлекательных и необходимых для конкретной личности видов занятий физическими упражнениями.

Необходимо отметить, что совокупным результатом процесса решения каждой группы педагогических задач, будет повышение уровня физической культуры личности и формирование основ здорового образа жизни [2].

Значимость организации культурно-спортивных праздников связана с двумя аспектами. Первый определяется непосредственным влиянием занятий физической культурой и спортом на организм человека, на его самочувствие, физическое и социально-психологическое здоровье и т.д., а также с государственным, общественным эффектом данного влияния. Здесь следует отметить такие позитивные результаты, как всестороннее гармоничное развитие личности, ее физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и др. характеристик; искоренение вредных привычек, особенно в молодежной среде, формирование хорошего социально-психологического климата, социальной активности людей, стабильности в обществе и др.

Второй аспект касается воздействия культурно-спортивных мероприятий на их пассивных участников – зрителей, болельщиков. Спортивные зрелища не только оказывают воспитательное влияние на зрителей благодаря демонстрации высших возможностей человека, силы духа и т.д., но и способствуют укреплению семейных связей (при организации семейного досуга), расширение культурных связей, «избавление от накопившегося эмоционального напряжения (эффекта «боления» за свою команду) [17].

Знания из области физической культуры, получаемые человеком в результате восприятия и усвоения информации, заключенной в содержании сценария мероприятия, обуславливают повышение уровня его физкультурного образования.

Содержание праздника, его сюжет, идея, тема, направлены на возникновение у человека духовных осознанных потребностей, понимания места и значения физической культуры в жизни человека, пропаганде различных видов спорта.

Культурно-спортивные праздники объединяют людей, на основе их осознанных интересов, целенаправленной деятельности, процессов удовлетворения их эстетических духовных потребностей на высоком положительном эмоциональном фоне. Они способствуют обретению человеком уверенности в собственных силах, содействуют приобретению организационных навыков и открывают возможности для самореализации личности, активизирует жизненную позицию человека.

Это вносит эстетическое начало в повседневную жизнь, способствует формированию у человека высокого уровня духовно-нравственных потребностей, помогает обосновать способы вовлечения людей в различные формы социокультурного творчества, что, соответственно, является залогом успешного формирования физической культуры личности и закладывает основы здорового образа жизни.

Особенностью организации культурно-спортивных праздников любого является одновременное использование как средств физической культуры и спорта, так и методов театрализации.

Синтез спорта и искусства помогло поднять выразительность и разнообразность этих праздников. Этот синтез дал возможность использования новых выразительных средств и форм в поиске художественных образов культурно-спортивных праздников [21].

По мнению Н.В. Протасовой, формируется новый эстетический и художественный феномен массовой культуры, обретающий новые формы в спортивно-массовых шоу, культурно-спортивных композициях, где именно культурно-спортивная составляющая, выражающаяся в синтезе спорта и искусств, обеспечивает ему наибольшую зрелищность [19].

Для художественного воплощения замысла этих представлений режиссеры используют не только разнообразные виды спорта, но и элементы искусства, новейшие достижения техники.

Свет, цвет, действие, музыка становится не только дополнением к спортивному движению, но и средством, раскрывающим общую идею представления.

Возможность использования в одной постановке разнообразных жанров искусства – драмы, музыки, кино, эстрады, цирка, изобразительного искусства – обеспечивает предпосылки для создания ярких впечатляющих зрелищ.

Образное начало в спортивном действии проявляется, прежде всего и преимущественно, в его зрелищности, которое требует определенной организации материала по законам эстетического восприятия. Поскольку именно функции (вербальная, пластическая, художественно-декоративная, музыкальная) зрелищного действия существуют в единстве, чтобы настроить зрителя на эмоциональное восприятие [26].

Таким образом, культурно-спортивные праздники представляют собой комплекс мероприятий, включающий в себя использование разнообразных средств отдельных видов физической культуры, взаимосвязанных между собой, имеющих педагогическую направленность, с целью реализации принципов физической культуры и педагогического потенциала. Благодаря систематически организованной культурно-спортивной работе удается обеспечивать большой охват участников, увеличивать объем двигательной активности, формировать устойчивый интерес в укреплении и сохранении здоровья, обеспечивать рост мотивации к ведению здорового образа жизни.

Наши рекомендации