К теме 2. Художественно-музыкальная культура древнего мира
Античная музыкальная эстетика. – М., 1960.
Герцман, Е. Музыка в Древней Греции и Риме. – Л., 1995.
Егорова, Т. «А лиру строил Аполлон» // Муз. жизнь. – 1988. – № 3.
Кун, Н. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1975.
Ривкин, Б. Античное искусство. – М., 1992.
Шестаков, В. От этоса к аффекту. – М., 1975.
К теме 3. Художественно-музыкальная культура средневековья
Гуревич, А. Категории средневековой культуры. – М., 1984.
Дюби, Ж. Европа в Средние века. – Смоленск, 1994.
Евдокимова, Ю. История полифонии. Многоголосие Средневековья.
– М., 1983. – Т. 1.
Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения. – М., 1966.
Образцы музыкальных форм от грегорианского хорала до Баха / К. Пэрриш, Дж. Оул . – Л., 1975.
Сапонов, М. Менестрели: очерки музыкальной культуры Средневековья. – М., 1996.
Сапонов, М. Золотой век инструментализма // Муз. академия. – 1996. – № 2.
Пушнова, Н. Мистерия // Муз. жизнь. – 1990. – № 14. – С. 20 – 21.
Поэзия трубадуров. – М., 1974. – (Биб-ка Всемир. лит-ры). – Т. 23.
К теме 4. Художественно-музыкальная культура Ренессанса
Баткин, Л. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. – М., 1978.
Хейзинга, И. Осень Средневековья. – М., 1995.
Лосев, А. Эстетика Возрождения. – М., 1978.
Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним / Ю. Евдокимова, Н. Симакова. – М., 1982.
Конов, В. Нидерландские композиторы ХV-ХVI веков. – Л., 1984.
Симакова, Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. – М., 1985.
К теме 5. Нововременная культура. Художественно-музыкальная культура барокко
Виппер, Б. Искусство ХVII в. и проблема стиля барокко // Ренессанс. Барокко. Классицизм. – М., 1966.
Булычева, А. Сады Армиды: музыкальный театр французского барокко. – М., 2004.
Захарова, О. Риторика и западноевропейская музыка ХVII – первой половины ХVIII в. – М., 1983.
Зейфас, Н. Кончерто гроссо в музыке барокко // Проблемы музыкальной науки. – М., 1975. – Вып. 3.
Лобанова, М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. – М., 1994.
Рубаха, Е. Опера в XVII веке / Муз. академия. – 2006. – № 1. – С. 109 – 116.
Музыкальная эстетика Западной Европы ХVII-ХVIII веков. – М., 1971.
Эскина, Н. Барокко // Муз. жизнь. – 1991. – № 1, 2.
И. С. Бах, Г.Ф. Гендель.
Бах и современность: Сб. ст. – Киев, 1985.
Друскин, М. Иоганн Себастьян Бах. – М., 1982.
Друскин, М. Пассионы и мессы Баха. – Л., 1976.
Ливанова, Т. Музыкальная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи. – М., 1980. – Ч.II. Вокальные формы и проблемы большой композиции. Майкапар, А. Тайнопись Баха // Муз. жизнь. – 1990. – № 15.
Берченко, Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». – М.: Издат. дом «Классика – XXI», 2005. – 372 с.
Берченко, Р. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире» // Муз. академия. – 1993. – № 2.
Носина, В.Б. Символика музыки И.С.Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире».– М., 1991.
Петров, Ю. Символика и диалектика чисел в «Хорошо темперированном клавире» И.С.Баха. – Минск, 1999.
Проблемы музыкального стиля И.С. Баха, Г.Ф. Генделя.– М., 1985.
Роллан, Р. Гендель // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. – М., 1987. – Вып. 2.
Русская книга о Бахе: сб. ст. / ред.– сост. Т.Н. Ливанова и В.В. Протопопов. – М., 1986.
Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах. – М., 1965.
К теме 5. Культура эпохи Просвещения. Художественно-музыкальная
Культура классицизма
Арановский, М.Г. Симфонические искания. – Л., 1979. – Введение.
Ливанова, Т.Н. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств.– М., 1977.
Ливанова, Т. Музыка в эпоху Просвещения // Проблемы Просвещения в мировой литературе. – М.,1970.
Ренессанс. Барокко. Классицизм. – М., 1966.
Гозенпуд, А.А. Краткий оперный словарь. – Киев, 1986.
Глюк К.В., Гайдн Й., Моцарт В.А., Бетховен Л.
Друскин, М.С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков. – Л., 1960.
Булычева, А. Обманчивая ясность: поэтика рококо в клавесинных пьесах Франсуа Куперена // Муз. академия. – 2001. – № 3.
Белецкий, И. Глюк. – М., 1971.
Рыцарев, С.А. Кристоф Виллибальд Глюк. – М., 1987.
Кириллина, Л. В. Реформаторские оперы Глюка. – М. Издат. дом «Классика – XXI», 2006. – 384 с.
Кириллина, Л. О композиторском мастерстве Глюка // Муз. академия. –
2003. – № 2.
Сусидко, И. Моцарт и Глюк // Сов. музыка. – 1991.– № 12.
Асафьев, Б. Гайдн // Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке. – Л., 1981.
Кремлев, Ю. Иозеф Гайдн. – М., 1972.
Новак, Л. Йозеф Гайдн. – М., 1973.
Скудина, Г. Мир Гайдна // Муз. жизнь. – 1982. – № 6.
Штейнпресс, Б. Любовь к Гайдну в России // Муз. жизнь. – 1986. – № 9.
Аберт, Г. В.А. Моцарт. – М., 1989. – Ч. 1-2.
Чигарева, Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. – М., 2000.
Луцкер, П. В. Загадки и легенды «Волшебной флейты» // Муз. жизнь. – 1987. – № 9.
В.А. Моцарт. К 200-летию со дня смерти: Статьи // Сов. музыка.– 1991.–
№ 12.
Попов, Ин. Второй Шекспир (О постановке оперы «Дон Жуан» Моцарта) // Муз. жизнь. – 1988. – № 2.
Роллан, Р. Моцарт по его письмам // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. – М., 1988. – Вып. 3.
Фрумкис, Т. «Свадьба Фигаро» // Муз. жизнь. – 1986. – № 10.
Черная, Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М., 1963.
Чичерин, Г. Моцарт: Исследовательский этюд. – Л., 1987.
Эскина, Н. Маленький оперный театр (О В.А. Моцарте) // Муз. жизнь. – 1990. – № 15.
Эскина, Н. На пороге Вечности // Муз. жизнь. – 1991. – № 21-22.
Письма Бетховена. – М., 1970, 1977, 1986.
Музыка французской революции. Бетховен. – М., 1967.
Альшванг, А. Бетховен. – М., 1963.
Бетховен: сб. статей: в 2 вып. – М., 1971, 1972.
Кремлев, Ю. Фортепианные сонаты Бетховена. – М., 1970.
Эррио, Э. Жизнь Бетховена. – М., 1960.
Адорно, Т. Поздний стиль Бетховена // Сов. музыка. – 1988. – № 6.