Музыка итальянского и французского романтизма.

1.Россини Дж. «Севильский цирюльник»: увертюра, 1д. – каватина Фигаро, каватина и канцона Альмавивы, ария Розины, финал; 2 д. – ария Базилио, квинтет «Доброй ночи», финал оперы. «Вильгельм Телль»: увертюра и финал 2 д. (сцена в Рютли) ­ – хор-шествие трех кантонов.

2. Доницетти Г. «Лючия ди Ламмермур»: 3 д. – сцена безумия Лючии; «Любовный напиток»: 1д. – первый хор, 2 д.– баркарола Адины и Дулькамары, романс Неморино.

3. Беллини В. «Норма»: увертюра; 1 д. – каватина Нормы. «Сомнамбула»:

2 д. – ария Амины. «Пуритане»: 1 д. – полонез Эльвиры, финал 2 д. – дуэт Джорджа и Ричарда.

4. Берлиоз Г. «Фантастическая симфония».

5. Мейербер Дж. «Гугеноты»: увертюра; 1 д. – застольный хор и романс

Рауля; 3 д. – хор «Ратаплан», 4 д. – сцена заговора и освящения мечей.

6. Адан А. Ш. «Жизель»: 1 д. – № 3 (Любовь), № 8 (Сцена безумия); 2 д. –

№ 15 (Снова вместе).

7. Гуно Ш. «Фауст»: 1 д. – сцена на ярмарке, вальс, куплеты Мефистофеля,

каватина Валентина; 2 д. – каватина Фауста, баллада и ария Маргариты,

дуэт Фауста и Маргариты, куплеты Зибеля; 3 д. – марш, серенада

Мефистофеля; 4 д. – дуэт Фауста и Маргариты.

8. Делиб Л. «Коппелия»: 1 к. – № 1 (Вальс), № 3 (Мазурка), № 8 (лейтмотив

Коппелиуса); 2 к. – № 11 (танец кукол-автоматов), № 14 (сцена и вальс

куклы).

9. Бизе Ж. «Арлезианка»: Прелюдия, Перезвон, Фарандола.

«Кармен»: 1 д. – хор мальчишек, хор работници сцена драки, выход и

хабанера Кармен, сегидилья Кармен; 2 д. – цыганская песня, куплеты

Эскамильо, песня и «ария с цветком»Хосе, квинтет контрабандистов;

3 д. – антракт, хор контрабандистов, терцет Фраскиты, Меседес, Кармен,

ария Микаэлы; 4 д. – хор и заключительный дуэт Кармен и Хосе.

10. Массне Ж. «Вертер»: 1 д. – ариозо Вертера «О, природа»; 3 д. – ариозо

Вертера «О, не буди меня». Элегия из музыки к трагедии Эсхила

«Эриннии».

Оперы Верди.

«Набукко»: 3 д. – хор пленных иудеев.

«Риголетто»: вступление; 1 к. 1 д. – баллада Герцога, выход Риголетто; 2 к. 1 д.– сцена Риголетто и Джильды, ария Джильды; 2 д. – песенка и ария Риголетто, дуэт Риголетто и Джильды; 3 д. – песенка Герцога, квартет.

«Трубадур»: 1 д. – ария Леоноры; 1 к. 2 д. – хор цыган и песня Азучены; 3 д.– кабалетта Манрико; 1 к. 4 д. – сцена с «Miserere».

«Травиата»: вступление; 1 д. – Brindisi Альфреда, ария Виолетты; 1 к. 2 д. – дуэт Виолетты и Жермона; 2 к. 2 д. – игра в карты; 3 д.– ария Виолетты.

«Аида»: вступление; 1 к. 1 д.– романс Радамеса, хор египтян, лейтмотивы Амнерис, ария Аиды; 2 к. 1 д. – сцена в храме; 1 к. 2 д. – дуэт Амнерис и Аиды; 2 к. 2 д. – хор и марш; 3 д. – романс Аиды, дуэт Аиды и Амонасро; 1 к. 4 д.– сцена суда; 2 к. 4 д. – дуэт Аиды и Радамеса.

«Отелло»: 1 д. – сцена бури, Brindisi Яго, дуэт Отелло и Дездемоны; 2 д. – монолог Яго, клятва Отелло и Яго; 3 д. – ансамбль и хор (кульминация); 4 д.

– песня Дездемоны, сцена Отелло и Дездемоны.

«Фальстаф»:1 к. 1 д.– монолог Фальстафа о чести; 2 к. 1 д.– нонет; 1 к. 2 д.– сцена Куикли и Фальстафа; 2 к.2 д. – ариетта Фальстафа; 1 к. 3 д.– монолог Фальстафа о мире; 2 к. 3 д.– оркестровый ноктюрн и канцона Фентона, заключительная фуга.

2. Оперы Вагнера.

«Летучий Голландец», «Тангейзер», «Нюрнбергские мейстерзингеры»– увертюры.

«Лоэнгрин»: вступление; 1 д.– рассказ Эльзы, появление Лоэнгрина, лейтмотив запрета; вступление к 2 д., диалог Ортруды и Тельрамунда, диалог Эльзы и Ортруды, шествие в храм; вступление к 3 д., 1 к. – дуэт Эльзы и Лоэнгрина, 2 к. – рассказ Лоэнгрина.

«Тристан и Изольда»:вступление; 1 д. – песня матроса; 2 д. – дуэт Тристана и Изольды; 3 д. – прощание и смерть Изольды.

«Кольцо нибелунга»: «Золото Рейна»:сцена русалок и Альбериха, сцена Фафнера и Фазольта, шествие богов на Валгаллу.

«Валькирия»: 1 д.– «майская песня» Зигмунда, дуэт Зигмунда и Зиглинды;

3 д. – полет валькирий, прощание Вотана с Брунгильдой и заклинание огня.

«Зигфрид»:1 д.– сцена Зигфрида и Миме, «песня свободы», песни плавки и ковки меча Зигфрида; 2 д. – шелест леса и пение птички; 3 д. – дуэт Зигфрида и Брунгильды.

«Закат богов»: 1 к. 1 д.– путешествие Зигфрида по Рейну; 3 д. – траурный марш, финал – пожар Валгаллы.

«Парсифаль»:вступление; 1д. – шествие рыцарей Грааля; 2 д. – хор цветочных дев Клингзора.

3. Симфонизм 2 пол. XIX в.

1.Франк С. Симфония ре минор. Скрипичная соната А, 1 ч.

2.Брукнер А. Симфонии № 3, 7.

3.Брамс И. Симфония № 3, ч. 3. Симфония № 4. Фп. концерт № 1, чч. 1 и 3.

Интермеццо ор. 117 № 1 Еs, ор. 118 № 6 еs. Венгерские танцы № 1, 6

Песни и романсы: «В зеленых ивах дом стоит», «Колыбельная», «Напрасная серенада», «Глубже все моя дремота», «Украдкой восходит луна».

4. Музыкальная классика Венгрии, Чехии, Норвегии, Финляндии.

1. Лист Ф. Симфонические поэмы «Прелюды», «Тассо». Соната h-moll. Фп. концерт № 1. Венгерские рапсодии №№ 2, 6, 12. Из цикла «Годы странствий»: «Часовня Вильгельма Телля», «На Валленштадтском озере», «Женевские колокола», «Долина Обермана», «Обручение», «Мыслитель», «Сонет Петрарки № 123», «Тарантелла», «Фонтаны виллы д’Эсте». Песни: «Лорелея», «Три цыгана», «Песнь Миньоны».

2.Сметана Б. «Проданная невеста»: увертюра; 1 д. – хор крестьян, ария Маженки, заключительная полька; 2 д. – фуриант, ария Вашека, дуэт Еника и Кецала; 3 д. – дуэт Еника и Маженки, скочна (галоп). Симфонические поэмы «Вышеград» и «Влтава» из цикла «Моя Родина».

3. Дворжак А. Симфония «Из Нового Света» № 5/9. Славянские танцы №№ 2, 8. Фп. пьеса «Юмореска».

4. Григ Э. Сюиты из музыки к «Пер Гюнту». Фп. концерт. «Лирические пьесы»: «Танец эльфов», «Шествие гномов», «Ноктюрн». Песни – «Избушка», «Лебедь», «Люблю тебя», «В челне», «Сон», «Принцесса».

5. Сибелиус Я. Симфония № 2 – 1 ч. Симфоническая поэма «Туонельский лебедь». Концерт для скрипки с оркестром – 1 и 3 ч.

5. Музыка Дебюсси, Равеля, веристов и Пуччини.

1. Дебюсси К. «Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна». Симфоническая сюита «Ноктюрны». Фп. прелюдии № 1, 2, 5, 8, 9, 10, 12. Фп. сюита «Детский уголок»: № 1, .

2. Равель М. Фп. пьесы «Игра воды», «Павана». Сонатина fis-moll – 1 ч. Из сюиты «Гробница Куперена» – «Менуэт», «Токката». Концерт для фп. с орк. G-Dur – 1 ч. Симфонические пьесы «Болеро», «Вальс».

3. Масканьи П. «Сельская честь»: вступление; хор интродукции, романс Сантуццы, песня Альфио, дуэт Сантуццы и Туридду, симфоническое интермеццо, последнее ариозо Туридду.

4. Леонкавалло Р. «Паяцы»: вступление и пролог, 1 д. – баллада Недды,

ариозо Канио; 2 д. – серенада Арлекина, дуэттино Арлекина и Коломбины, заключительная сцена.

5. Пуччини Д. «Богема»: 1 д. – ариозо Рудольфа, рассказ Мими; 2 д. – хор «Парпиньоль», вальс Мюзетты; вступление к 3 д.; 4 д. – сцена смерти Мими.

«Тоска»: вступление, 1 д. – дуэт Тоски и Каварадосси; 2 д. – дуэт Тоски и Скарпья, допрос Каварадосси; 3 д. – ария Каварадосси.

«Чио-Чио-Сан»: 1 д. – ария Пинкертона, хор родственников; 2 д.. – ария Баттерфлай; орк. вступление к 3 д., последнее ариозо Баттерфлай.

«Турандот»: 1 д. – сцена ожидания Турандот (хор и детский хор), сцена масок (Пинг,Панг, Понг), 2 к. 2 д. – сцена загадок Турандот (хоры и два ариозо), 1 к. 3 д. – орк. вступление, ариозо Калафа, 2 к. – сцена отгадки Турандот и заключительный хор.

Австро-немецкая музыка рубежа XIX- XX в. и нововенской школы.

1. Штраус Р. Симфонические поэмы «Дон Жуан», «Веселые проделки Тиля

Эйленшпигеля». Вальс Окса из 2 д. «Кавалера розы».

2. Малер Г. Симфонии № 1, 5. «Песни странствующего подмастерья».

3. Шёнберг А. Мелодрамы «Лунный Пьеро». «Уцелевший из Варшавы».

4. Берг А. Опера «Воццек». Концерт для скр. с орк.

5. Веберн А. Камерная симфония. Вариации для фп.

2. Музыка неоклассицизма, неофольклоризма, «шестерки» и Мессиана.

1. Барток Б. Allegro barbaro. Музыка для струнных, ударных и челесты. Рапсодия для скр. с орк. № 1.

2. Орф К. Кантаты «Кармина бурана»: Пролог, № 3, 6, 12, 14, 24. «Катулли кармина» – № 1, 2. Опера «Умница»: рассказ Крестьянина, сцена загадок, колыбельная Умницы.

3. Хиндемит П. Симфония «Художник Матис». Камерная музыка ор.24 № 2.

Ludus tonalis – Прелюдия, фуги in С, in Es.

4. Сати Э. «Парад».

5. Онеггер А. Симфония № 3; симфонии № 5 – 1 ч., № 2 – финал. «Пасифик 231».

6. Мийо Д. Фп. сюита «Скарамуш». Симф. сюита «Карнавал в Эксе» – 1 ч.

Кантата «Огненный замок»: пролог и кульминация. «Бык на крыше».

7. Пуленк Ф. Опера «Человеческий голос». «Утренний концерт». Gloria – 1 ч.

8. Мессиан О. «Турангалила» – тема любви. Квартет «На конец времени». «Пробуждение птиц». «Рождество Господне» для органа.

3. Музыка англо-американской классики и Второго авангарда.

1. Айвз Ч. «Вопрос, оставшийся без ответа». Симфония № 4 – 1 ч. Сюита для камерного орк. – 2 ч. Звуковые пути.

2. Гершвин Дж. «Порги и Бесс»: колыбельная Клары, песенка Спортинг-Лайфа, песенка Джека, песня Порги. Рапсодия в стиле блюз. «Американец в Париже».

3. Бриттен Б. «Путеводитель по оркестру». «Простая симфония». «Военный

реквием»: № 1 (Reqiem aeternam), 2 (Dies irae), 4 (Sanctus).

4. Пендерецкий К. «Плач по жертвам Хиросимы». Альтовый концерт.

5. Второй авангард – конкретная, электронная, пуантилистическая, сонорная музыка. Анри П. Покрывало Орфея. Пуссер А. МадригалIII. Пендерецкий К. Псалом. Лигети Д. Lux aeterna. Булез П. Молоток без мастера. Кейдж Д. Прелюдия. Штокхаузен К. Цикл для одного ударника.

Учебно-методическое и ИНФОРМАЦИОННОЕ

Обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

Основная

Розеншильд, К.К. История зарубежной музыки : учебник. – 4-е изд. – М.: Музыка, 1978. – Вып. 1. – 541 с.

Левик, Б. В. История зарубежной музыки : учебник. – 4-е изд. – М.: Музыка, 1980. – Вып. 2. – 277 с.

Конен, В. Д. История зарубежной музыки : учебник. – 7-е изд. – М.: Музыка, 1989. – Вып. 3. – 544 с.

Друскин, М. С. История зарубежной музыки: учебник. – 6-е изд. – М.: Музыка, 2003. – Вып. 4. – 528 с.

История зарубежной музыки: учебник / ред. И.В. Нестьев. – М.: Музыка, 1988. – Вып. 5. – 448 с.

История зарубежной музыки: учебник / ред. В.В.Смирнов. – СПб.: Композитор, 2001. – Вып. 6. – 626 с.

История зарубежной музыки. ХХ век : учеб. пособие / сост. и общ. ред. Н.А. Гавриловой. М. : Музыка, 2007 . – 576 с.

Музыкальная литература : учеб. пособие / И. Гивенталь, Л. Гингольд (Л. Щукина).– 2-е изд. – М.: Музыка, 1986. – Вып. 1. – 443 с.

Музыкальная литература : учеб. пособие / И. Гивенталь, Л. Щукина-Гингольд. – Вып. 2. – М. : Музыка, 1984. – 480 с.

Гуревич, Е.Л. История зарубежной музыки : популяр. лекции. – 2-е изд. – М.: Академия, 2000. – 320 с.

Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 г.: учебник : в 2 кн. – М.: Музыка. – Т. 1. – 1983. – 694 с. ; Т. 2. – 1982. – 622 с.

Музыка ХХ века, 1890–1945: Очерки: В 2-х ч. / ред. коллег.: Б.М. Ярустовский (отв. ред.) [и др.] – М.: Музыка, 1976 – 1987.

Ч. 1: 1890–1917. Кн. 1 / под ред. Д.В. Житомирского. – 1976. – 366 с.

Ч. 1: 1890–1917. Кн. 2 / под ред. Д.В. Житомирского. – 1977. – 574 с.

Ч. 2: 1917–1945. Кн. 3 / под ред. М.Н. Раабен. – 1980. – 589 с.

Ч. 2: 1917–1945. Кн. 4 / под ред. Д.В. Житомирского, М.Н. Раабен. – 1984. – 509 с.

Ч. 2: 1917–1945. Кн. 5 «А» / под ред. М.Г. Арановского, Д.В. Житомирского. – 1987. – 341 с.

Ч. 2: 1917–1945. Кн. 5 «Б»: [Указ. лит., имен и муз. произведений] / под ред. М.Г. Арановского, Д.В. Житомирского. – 1987. – 318 с.

Музыка Австрии и Германии ХIХ в. : учеб. пособие / под общ. ред. Т.Э. Цытович. – М. : Музыка, 1975. – Кн. 1. – 509 с.; М. : Музыка, 1982. – Кн. 2.; М.: Композитор, 2003. – Кн. 3. – 456с.

Галацкая, В. С. Музыкальная литература зарубежных стран: учеб. пособие для муз. училищ. – 5-е изд. – М. : Музыка, 1985. – Вып. 1. – 352 с.

Левик, Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран : учеб. пособие для муз. училищ. – М. : Музыка, 1979. – Вып. 2. – 302 с.

Галацкая, В. С. Музыкальная литература зарубежных стран: учеб. пособие для муз. училищ / под ред. Е. Царевой. – 8–е изд. – М. : Музыка, 1989. – Вып. 3. – 559 с.

Левик, Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран : учеб. пособие для муз. училищ. – 9-е изд. – М. : Музыка, 1987. – Вып. 4. – 493 с.

Музыкальная литература зарубежных стран : учеб. пособие для муз. училищ / общ. ред. Б. В. Левика. – 5-е изд. – М. : Музыка, 1984. – Вып. 5. – 493 с.

Музыкальная литература зарубежных стран : учеб. пособие для муз. училищ. – М. : Музыка, 1994. – Вып. 6. – 478 с.

Музыкальная литература зарубежных стран : учеб. пособие для муз. училищ / сост. И. Гивенталь, Л. Щукина, Б. Ионин. – М. : Музыка, 2005. – Вып. 7. – 448 с.

Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений : учеб. пособие. – 2-е изд. – СПб. : «Лань», 2001. – 496 с. (Учебники для вузов. Специальная литература).

Мугинштейн, М. Хроника мировой оперы. 1600 – 1850. / М. Л. Мугинштейн. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 640 с.

Культурология : учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 608 с.

Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие. – М. : Академия, 1998. – 448 с.

Мировая художественная культура: учеб. пособие: в 2 т. / Б.А. Эренгросс, Е.А. Ботвинник, В.Е. Комаров и др.; под ред. Б.А. Эренгросс. – 2-е изд. – М. : Высш. шк. , 2005. – Т.1. – 447 с. ; Т. 2. – 511 с.

Дополнительная

Наши рекомендации