ТЕМА № 3: Художественная культура Древнего мира.

ТЕМА № 3: Художественная культура Древнего мира.

Эпоха Древнего мира (или эпоха Древних цивилизаций)

Периодизация эпохи (временные рамки эпохи)

5 (4) тысячелетие до н.э. – по 5 век н.э. (476 год)

Существует несколько концепций по вопросу определения временной границы начала эпохи Древнего мира.

Между эпохой Первобытности и эпохой Древнего мира существует большой промежуток переходной стадии культуры, который включает:

Неолит (новокаменный век) – с 7 тысячелетия до н.э.

Энеолит (медно-каменный век) – с 4 по 3 тыс. до н.э.

Бронзовый век – начало 4 тыс. до н.э.

Переход к новому типу культуры (к эпохе Древнего мира) был подготовлен двумя «революциями»:

  1. «неолитическая революция» (с 7 тыс. до н.э.) – переход от потребительских форм хозяйства (собирательство, охота) к новым, созидательным формам хозяйства (земледелие, скотоводство)
  2. «железная революция» – земледелие отделяется от скотоводства и обретает специализированный характер; освоение новых материалов и технологий изготовления вещей → возникновение ремесленной деятельности (утрата первобытного синкретизма в видах деятельности).

Важными чертами эпохи Древнего мира являются дифференцированные виды деятельности и возникновение государственных образований. Поэтому началом эпохи Древнего мира считают 5 (4) тысячелетие до н.э.

Конец эпохи Древнего мира связывают с гибелью Западной Римской империи и образованием новой политической карты Европы. В качестве символической даты принято считать 476 год, когда предводитель варваров Одоакр сверг Ромула Августа последнего императора Западной Римской империи, и отправил императорские регалии в Византию (Восточная Римская империя).

1.1. Основные характеристики культуры Древнего мира:

Развитие и дифференциация видов деятельности

· Переход от потребительских форм хозяйства (собирательство, охота) к новым, созидательным формам хозяйства (земледелие, скотоводство)

· Освоение новых материалов и технологий изготовления вещей (7 тыс. до н.э. – освоение металла; 3 тыс. до н.э. – изобретение гончарного круга в Египете; 4 тыс. до н.э. – изобретение глазурированной керамики в Месопотамии; 3 тыс. до н.э. – изобретение стекла и т.д.)

· Усовершенствование техник обработки материалов способствует возникновению ремесленной деятельности, появляются профессии и отрасли производственной деятельности (гончарная, кузнечная, оружейная, столярная, кораблестроительная и т.д.)

Новые формы хозяйственных отношений порождают новые типы культуры, основанные на доминанте одного вида деятельности (другие виды деятельности присутствуют, но не являются определяющими). Каждый вид деятельности влияет на особенности мировоззрения, мифологию, социальные отношения и художественную культуру.

Эпоха первобытного общества (синкретизм видов деятельности) переходный период (неолитическая революция) Эпоха Древнего мира  
Собирательство - - - - - - - - - - - - - - - Охота - - - - - - - - - - - - - - - - - - Зачатки ремесла земледелие .. доминанта земледелия Древний Египет, Месопотамия, Индия, Китай, Япония
скотоводство .. доминанта скотоводства Сарматы, скифы и д.р.
ремесла доминанта ремесел Древняя Греция, Древний Рим

2) Процесс классообразования и институализации

Изменение социальных отношений и принципов организации общества приводит к процессу институализации – формированию государств (матриархат → патриархат → патриархальная семья (домашняя община) → территориальная община → рождение городов как центров территориальных общин → государства (номы) = объединения территориальных общин)

Одновременно с процессом институализации происходит процесс классообразования – возникновение иерархии в обществе, выделение лидеров, формирование классов (сословий), появляется структура общества:

Правитель (царь, фараон)

Рабовладельцы, жрецы, сановники, воины

_____________Крестьяне и ремесленники_______________

_____________________________Рабы____________________________

Возникновение письменности

4 – 3 тыс. до н.э. зарождение пиктографии в Древнем Египте и Шумере

3 тыс. до н.э. Шумер – изобретение клинописи в Месопотамии (Шумер) и изобретение в Египте иероглифического и иеротического письма

3 – 2 тыс. до н.э. изобретение протоиндийской письменности

И так далее

Развитие науки и техники

4 – 3 тыс. до н.э. – астрономия и астрология в Египте и Месопотамии

3 тыс. до н.э. математика, геометрия, Лунный календарь (Месопотамия)

И т.д.


Морфологический аспект

Типы культуры с доминантами видов деятельности доминанта ЗЕМЛЕДЕЛИЯ доминанта СКОТОВОДСТВА доминанта РЕМЕСЛА
мифология Доминируют и дольше сохраняются образы хтонических божеств (символы стихии земли, воды, солнца и т.д.) Образ Богини-Матери (связь с землей) Образ умирающего и воскресающего бога (символы природного цикла) Образ Богини-Матери (связь с миром зверей) Образы и сюжеты имеют агрессивный характер, развитии тема борьбы и войны Дольше сохраняются зооморфные образы в мифологии   Антропоморфные образы богов Образы богов связаны с социальной иерархией в обществе и профессиями
Восприятие времени Циклично, важную роль в мифологии играет календарь Образ времени в мифологии почти не развит (только сохраняется время сакральное «Золотой век» и время профанное «век человечества») Наиболее развито представление о историческом времени (история богов неотделима от истории людей).
Восприятие пространства ограничено безгранично ограничено
письменность + -------- +
градостроительство Наличие городов и разных видов монументальной архитектуры -------- Наличие городов и разных видов монументальной архитектуры
архитектура Доминанта монументальной архитектуры, монументальной скульптуры, монументальной живописи, литературы Доминанта декоративно-прикладного искусства и фольклора Доминанта монументальной архитектуры, монументальной скульптуры, монументальной живописи, литературы. Возникновение театра

ТЕМА № 3: Художественная культура Древнего мира.

Наши рекомендации