К теме № 3. Традиционные (восточные) культуры Древнего мира.

Литература:

1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1994. Ч. II/ гл. 1-2.

2. Петров М.К. Язык, Знак. Культура. М., 1991 (стр. 21-128)

3. Семенцов В.С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты// Восток – Запад. М., 1988.

4. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб., 1997, с. 148-167.

(ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТОВ ПРИВЕДЕНЫ В ХРЕСТОМАТИИ)

Задания и вопросы по теме:

1. Составьте характеристику сословной структуры традиционных обществ Древнего мира. Какова роль центральной, «священной» власти?

2. Проанализируйте основные особенности мифологической картины мира Древнего Востока.

3. Опишите приемы, обеспечивающие надежную передачу «священного знания» в традиционных культурах Древнего Востока.

4. Чем объясняются страдания и бедствия человека согласно космогонической картине даосизма (Е.А. Торчинов)?

Темы рефератов (выступлений):

1. Особенности культуры одной из ранних цивилизаций (Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия. –по выбору студента.)

Литературу студенты подбирают самостоятельно. В качестве опорных могут служить следующие литературные источники:

1. Всемирная галерея: Древний Восток. СПб.,1994.

2. Древние цивилизации // под ред. Б.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

3. История Древнего Востока. Учебник. М.: Высшая школа, 1988.

4. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» 1998 // Под ред. Г.В. Драча, стр. 161-173.

5. Массон В.М. Первые цивилизации. М., 1989.

6. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1987.

7. Сковородкин В.М. Культурология: Учебное пособие. М., 2006. Гл. VI.

К теме № 4. Античная культура.

Литература:

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963. Т.1. («Ранняя классика»), гл.1.

2. Аверинцев С.С. Античная литература и ближневосточная словесность// Типология и взаимосвязи литератур Древнего мира. М., 1976.

3. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991 (стр. 145-179).

(ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТОВ ПРИВЕДЕНЫ В ХРЕСТОМАТИИ)

Задания и вопросы по теме:

1. Охарактеризуйте историко-культурную обстановку перехода от мифологической картины мира к «царству логоса».

2. Как формируется «универсальная» личность в бассейне Эгейского моря? Как возникает «запрет на плагиат» ?

3. Как А.В. Лосев трактует роль рабства в истории античной культуры?

4. Постарайтесь сформулировать основные черты различия в психологии личности человека Востока и античной культуры.

Темы рефератов (выступлений):

Самобытность культуры Древнего Рима: основные черты и достижения.

Литература:

1.Кнабе Г.С. Материалы лекций по общей культуре и культуре античного Рима. М., 1993.

2.Куманецкий К. История культуры Древнего Рима и Греции. М., 1992.

3.Момзен Т. История Рима. СПб., 1993.

4.Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. М., 2000.

5.Федорова Е.Л. Люди императорского Рима. М., 1990.
2. Искусство Древней Греции.

Литература:

1.Алпатов М.В. Всеобщая история искусств в 4-х т. М.-Л., 1948 -1952

2.Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1962

3.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992.

4. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.

Аполлоническая и дионисийская модели культуры Ф. Ницше как выражение ее естественно-природных начал.

Литература:

1.Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч., Т.1, 1996.

2.Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

3.Немировская Л.З. Культурология: история и теория культуры. М., 1992.

К теме № 5. Средневековая европейская культура.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.

2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1974 (стр. 5-100).

3. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Гл. 1.

(ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТОВ ПРИВЕДЕНЫ В ХРЕСТОМАТИИ)

Задания и вопросы по теме:

1. Какие черты древневосточной и античной культуры были усвоены средневековой христианской культурой?

2. Дайте общую характеристику христианской и варварской картины мира северной Европы. Как реализуется синтез этих картин в средневековых представлениях о времени и пространстве?

3. Назовите важнейшие особенности средневекового искусства и знаний о мире.

Темы рефератов (выступлений):

Пьер Абеляр - представитель средневекового свободомыслия.

Литература:

1. Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М.,1953.

2. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М.,1971.
3. Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. М., 1987. (С. 51-53, 271,272).

4.Петр Абеляр История моих бедствий. М., 1959.
5.Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков.

Наши рекомендации