Тема 1. Художественно-музыкальная культура

Содержание тематики

Введение

Значение курса истории зарубежной музыки (художественно-музыкальной культуры) в системе профессионально-педагогического и общего музыкально-эстетического образования. Методологические основы. Предмет курса. Связи с другими дисциплинами, общее и особенное в сравнении с музыкальной литературой. Цели и задачи. Формы работы и отчетности. Зачетные и экзаменационные требования, критерии оценки. Учебно-методическое обеспечение.

Тема 1. Художественно-музыкальная культура

Древнейшего мира

Культура как антропогенный феномен, ее смысл и функции. Культура и цивилизация. Периодизация мировой истории и культуры. Логика антропо- и культурогенеза. Общие черты древнейшей культуры: традиционализм, примат родовой памяти, художественный синкрезис, ведущая роль ритуала. Музыка данной эпохи как сфера этномузыкознания. Архаический мелос, ритмика, инструментарий, раннее многоголосие.

Тема 2. Художественно-музыкальная культура

Древнего мира

Древний мир и этапы его развития. Особая роль шумеро-аккадской культуры и Египта. Мифология как воплощение мироотношения и «педагогика человечества». Особенности дальневосточных культур: Индия, Китай.

Античность как вершина древнеевропейской культуры. Приоритет Древней Греции и ее влияние на культуру Рима. Доосевой и осевой периоды культуры, их особенности. Основные черты древнегреческого мироотношения и их воплощение в искусстве. Музыкальная система. Музыка и мифология; музыка в социуме, агонистика; хорея и синкретические жанры. Наука о музыке. Фоническая, звуковысотная и временная организации музыки. Резонансы античной культуры в истории музыки.

Тема 3. Художественно-музыкальная культура

Средневековья

Историческая и культурная периодизация. Динамизм эпохи. Миропонимание: христианский теоцентризм, дуальность мира и его онтологических атрибутов; социальное устройство и роль церкви; человек как сословно-соборное существо, его двойственная природа. Символизм культуры, каноничность искусства. Великие стили; ведущие жанры; лирика трубадуров, труверов и миннезингеров.

Музыкальная система. Музыка в социуме; анонимность творчества. Место музыки среди наук и искусств. Музыкальная теория и эстетика. Духовная музыка католической традиции. Эпоха монодии, ее жанры; роль григорианского хорала. Модальные лады, ритмика кантус планус. Эпоха многоголосия. Реформа нотации; модусная ритмика. Роль органума; кондукт и мотет. Композиция в духовных и светских жанрах.

Тема 4. Художественно-музыкальная культура

Ренессанса

Поворот Ars nova. Исторические события и новые культурные тенденции. Проторенессанс в Италии. Появление национальной музыкальной специфики. Ведущие жанры; творчество Ландини.

Ars nova во Франции. Мензуральная революция. Изоритмический мотет и первая авторская месса.

ХV-ХVI века: исторический фон, периодизация культурного развития. Мироотношение. Синтез христианского монотеизма с идеями античности. Новое отношение к природе. Социальные сдвиги: роль города, место науки и искусства. Гуманизм и новый идеал человека. Оборотная сторона титанизма.

Музыкальная система. Музыка в социуме: развитие светской сферы. Композиторские школы. Место музыки в ряду искусств. Музыкальная теория и эстетика. Строгий стиль как репрезентативная система музыкального мышления эпохи. Фоническая, высотная, временная организация. Жанровая система: месса, мотет, многоголосная песня, мадригал. Композиция: парафразы и пародии. Инструментальные жанры и формы.

Тема 5. Нововременная культура. Художественно-музыкальная

Культура барокко

Периодизация развития нововременной культуры. Характеристика первого этапа. Научная революция и смена мировоззренческой парадигмы. Плюрализм художественных тенденций ХVII-ХVIII веков. Барокко и классицизм как генеральные типы культуры.

Мироотношение барокко. Принцип антитетичности. Новое в осознании пространства, времени; открытие движения. Дисгармония среды и человека. Поэтика «причудливой гармонии» в искусстве. Театр во главе иерархии искусств. Риторичность и эмблематичность. Художник как инвентор. Новая двойственность человека.

Музыкальная система. Изменение положения музыки в социуме. Бурное развитие национальных композиторских школ. Музыкальная теория и эстетика; теория аффектов. Жанровая система: рождение оперы, балета, оратории, сонаты, концерта; их развитие. Типичные темы и образы. Музыкальный язык; мелодика и риторика. Фоническая, высотная и временная организация в музыке барокко.

Бах и Гендель – вершины немецкой музыки доклассического периода. Сравнение личностных, жизненных, творческих параметров. Жанровые акценты. Оперы и оратории Генделя. Хорал и духовные жанры Баха. Инструментальный спектр жанров. Полифония Баха и Генделя. Образно-тематические особенности. Историческое значение их творчества.

Примерные темы контрольных работ

Тестирование и викторины

Примерные вопросы для зачета

1. Периодизация истории культуры. Художественно-музыкальная культура древнейшего мира.

2. Художественно-музыкальная культура античности.

3. Резонансы античной культуры в истории музыки.

4. Художественно-музыкальная культура средневековья.

5. Художественно-музыкальная культура Ренессанса.

6. Эволюция музыкального мышления от средневековья до конца Ренессанса.

7. Светские жанры средневековья и Ренессанса. Рождение и развитие лирики.

8. Органум и месса как «симфонии» средневековья и Ренессанса.

9. Художественно-музыкальная культура Нового времени и барокко.

10. Инструментальные жанры и формы барокко. Характеристика малых циклов.

11. Черты барочной культуры в сюитных жанрах.

12. Эстетика и стилистика рококо.

13. Творческий облик Баха.

14. Творческий облик Генделя.

15. Художественно-музыкальная культура классицизма.

16. Художественно-музыкальная культура Просвещения.

17. Создатели и реформаторы оперы (ХVII-ХVIII вв.)

18. Жанровые разновидности оперы ХVII-ХVIII вв.

19. Венские классики. Характеристика творчества Гайдна и Моцарта.

20. Творческий облик Бетховена.

21. Инструментальные жанры и формы классицизма. Сонатно-симфонический цикл: инвариант симфонии, сонаты, концерта и квартета. Сонатная форма.

22. Художественно-музыкальная культура романтизма.

Итоговый зачетный тест (инвариант)

1. Периодизация мировой истории
2. Временные границы художественных направлений
3. Определение эпохи, направления, стиля по указанным признакам
4. Определение эпохи, направления, стиля по названным жанрам
5. Время жизни, национальность и лучшие произведения указанного композитора в основных жанровых сферах
6. Определение композитора по представленной тематике творчества
7. Определение композитора по представленным чертам стиля

Материал для викторин

Музыка Баха и Генделя.

1. Бах И.С. «Хорошо темперированный клавир»: т.1 – № 1, 2, 5, 8, 16; т.2 – № 12; Итальянский концерт, ч.1; Хроматическая фантазия и фуга. Концерт для клавира с оркестром d-moll, ч. 1.Органные хоральные прелюдии g-moll, f-moll, Es-dur. Органные Токката и фуга d-moll, Фантазия и фуга g-moll. Бранденбургский концерт № 4 G-dur, 1-2 чч. Высокая месса h-moll – № 1, 3, 4, 6, 8, 12, 15-17, 20, 23, 24; «Страсти по Матфею» – № 1, 47.

2. Гендель Г.Ф. Клавирная сюита № 7 g-moll – ч. 4 (Sarabanda), 6 (Passacaglia); Concerto grosso op.6 № 6, 1-3 ч. Оперы: «Ринальдо» – ария Альмирены, «Юлий Цезарь» – ария Цезаря, дуэт Цезаря и Клеопатры.

Оратория «Самсон»: увертюра; 1 ч. – хор филистимлян D-dur, ария Самсона e-moll, хор израильтян a-moll; 2 ч. – дуэт (ария) Далилы и служанки h-moll, ария Харафы D-dur, двойной хор израильтян и филистимлян D-dur; 3 ч. –симфония, речитатив и хор филистимлян при разрушения храма g-moll, траурный марш C-dur, хор израильтян D-dur.

Оратория “Мессия”: № 13, симфония-пастораль; 2 ч. № 37, хор “Аллелуйа” D-dur.

16. Перголези Дж.-Б. Ария Серпины и ария Уберто из оперы “Служанка-госпожа”.

17. Глюк К.В.“Орфей и Эвридика” : 1 д. – хор пастухов и пастушек, ария Орфея; 2д.- сцена Орфея и фурий, соло флейты; 3 д. – сцена Орфея и Эвридики, ария Эвридики, дуэт Орфея и Эвридики, ария Орфея.

Увертюра к “Ифигении в Авлиде”.

2. Гайдн Й. Симфонии № 45 (1ч., 5 ч.), № 103 и № 104 – основные темы всех частей. Клавирные сонаты e-moll, 1 ч.; Es, 1 ч.; D (№ 37) – основные темы всех частей. Оратория «Времена года»: увертюра, 1 ч. – хор поселян, ария Симона, заключительный хор; 2 ч. – вступление, терцет с хором, хоры грозы; 3 ч. – вступление, хор охоты, хор пирушки; 4 ч. – вступление, хор прях, песня Ханны с хором.

3. Моцарт В.А. «Свадьба Фигаро»: увертюра; 1 д. – дуэт Фигаро и Сюзанны, каватина Фигаро, ария Керубино, ария Фигаро; 2 д. - ария Графини, ариетта Керубино, финал; 3 д. – сцена суда и секстет, дуэт Сюзанны и Графини; 4 д. – ария Барбарины, ария Фигаро, ария Сюзанны, финал.

«Дон Жуан»: увертюра; 1д. – терцет Командора, Дон Жуана и Лепорелло, две арии Лепорелло, ария Дон Жуана, ария донны Анны, дуэт Дон Жуана и Церлины, финал; 2 д. – серенада и ария Дон Жуана, секстет, сцена на кладбище, финал.

«Волшебная флейта»: увертюра; 1 д. – ария Папагено, ария Тамино, ария Памины; 2 д. – ария Царицы Ночи, ария Зорастро, дуэт Папгено и Папагены.

Симфонии № 39 - 41 – основные темы всех частей. Клавирные концерты № 20, 23 – 1 ч. Клавирные сонаты a, c – 1 ч., А – все части. Фантазия c-moll – гл. тема. Реквием – № 1, 2, 7.

4. Бетховен Л. Симфонии№ 3, 5, 6, 9 – основные темы всех частей, симфония № 7 – 2 ч. Увертюра “Эгмонт”. Фп. концерт № 5 – 1 ч. Фп. сонаты № 1, 5, 17, 29, 32 – 1 ч., № 8, 14, 21, 23 – основные темы всех частей.

2. Музыка австро-немецкого романтизма.

1. Вебер К.-М. “Вольный стрелок”: увертюра; 1д. – застольная Каспара, крестьянский марш и вальс, ария Макса; 2 д. – ария Агаты, ариетта Энхен, финал (сцена в Волчьей долине); 3 д.– хор подруг, хор охотников. Увертюры к операм “Оберон”, “Эврианта”.

2. Шуберт Ф. Симфонии h и C. Вокальные циклы “Прекрасная

мельничиха” (№ 1, 2, 7, 11, 14, 16, 19, 20); “Зимний путь” (3 1, 5. 11, 24). Из сб. “Лебединая песня” – “Серенада”, “Приют”, “Двойник”. Песни: “Полевая розочка,” “Баркарола”, “Форель”,“Скиталец”, “ Лесной царь”, “ Гретхен за прялкой”. Музыкальный момент f-moll. Экспромты ор. 90 As и Es. Фантазия “Скиталец”.

3. Мендельсон Ф. «Сон в летнюю ночь» – увертюра, марш и скерцо.

Скрипичный концерт e-moll. «Шотландская» симфония. Песни без слов

№ 6, 9, 27, 30, 32, 35, 38.

4. Шуман Р. Фп. циклы «Карнавал», «Крейслериана» (№ 1, 2), «Симфонические этюды» (тема, вариации 1,2, финал). Из сб. «Фантастические пьесы» – «Вечером», «Порыв», «Отчего». Фп. концерт, 1 ч. Вокальные циклы «Любовь поэта» (№ 1, 3, 7, 9, 12, 13, 16), «Любовь и жизнь женщины».

Оперы Верди.

«Набукко»: 3 д. – хор пленных иудеев.

«Риголетто»: вступление; 1 к. 1 д. – баллада Герцога, выход Риголетто; 2 к. 1 д.– сцена Риголетто и Джильды, ария Джильды; 2 д. – песенка и ария Риголетто, дуэт Риголетто и Джильды; 3 д. – песенка Герцога, квартет.

«Трубадур»: 1 д. – ария Леоноры; 1 к. 2 д. – хор цыган и песня Азучены; 3 д.– кабалетта Манрико; 1 к. 4 д. – сцена с «Miserere».

«Травиата»: вступление; 1 д. – Brindisi Альфреда, ария Виолетты; 1 к. 2 д. – дуэт Виолетты и Жермона; 2 к. 2 д. – игра в карты; 3 д.– ария Виолетты.

«Аида»: вступление; 1 к. 1 д.– романс Радамеса, хор египтян, лейтмотивы Амнерис, ария Аиды; 2 к. 1 д. – сцена в храме; 1 к. 2 д. – дуэт Амнерис и Аиды; 2 к. 2 д. – хор и марш; 3 д. – романс Аиды, дуэт Аиды и Амонасро; 1 к. 4 д.– сцена суда; 2 к. 4 д. – дуэт Аиды и Радамеса.

«Отелло»: 1 д. – сцена бури, Brindisi Яго, дуэт Отелло и Дездемоны; 2 д. – монолог Яго, клятва Отелло и Яго; 3 д. – ансамбль и хор (кульминация); 4 д.

– песня Дездемоны, сцена Отелло и Дездемоны.

«Фальстаф»:1 к. 1 д.– монолог Фальстафа о чести; 2 к. 1 д.– нонет; 1 к. 2 д.– сцена Куикли и Фальстафа; 2 к.2 д. – ариетта Фальстафа; 1 к. 3 д.– монолог Фальстафа о мире; 2 к. 3 д.– оркестровый ноктюрн и канцона Фентона, заключительная фуга.

2. Оперы Вагнера.

«Летучий Голландец», «Тангейзер», «Нюрнбергские мейстерзингеры»– увертюры.

«Лоэнгрин»: вступление; 1 д.– рассказ Эльзы, появление Лоэнгрина, лейтмотив запрета; вступление к 2 д., диалог Ортруды и Тельрамунда, диалог Эльзы и Ортруды, шествие в храм; вступление к 3 д., 1 к. – дуэт Эльзы и Лоэнгрина, 2 к. – рассказ Лоэнгрина.

«Тристан и Изольда»:вступление; 1 д. – песня матроса; 2 д. – дуэт Тристана и Изольды; 3 д. – прощание и смерть Изольды.

«Кольцо нибелунга»: «Золото Рейна»:сцена русалок и Альбериха, сцена Фафнера и Фазольта, шествие богов на Валгаллу.

«Валькирия»: 1 д.– «майская песня» Зигмунда, дуэт Зигмунда и Зиглинды;

3 д. – полет валькирий, прощание Вотана с Брунгильдой и заклинание огня.

«Зигфрид»:1 д.– сцена Зигфрида и Миме, «песня свободы», песни плавки и ковки меча Зигфрида; 2 д. – шелест леса и пение птички; 3 д. – дуэт Зигфрида и Брунгильды.

«Закат богов»: 1 к. 1 д.– путешествие Зигфрида по Рейну; 3 д. – траурный марш, финал – пожар Валгаллы.

«Парсифаль»:вступление; 1д. – шествие рыцарей Грааля; 2 д. – хор цветочных дев Клингзора.

3. Симфонизм 2 пол. XIX в.

1.Франк С. Симфония ре минор. Скрипичная соната А, 1 ч.

2.Брукнер А. Симфонии № 3, 7.

3.Брамс И. Симфония № 3, ч. 3. Симфония № 4. Фп. концерт № 1, чч. 1 и 3.

Интермеццо ор. 117 № 1 Еs, ор. 118 № 6 еs. Венгерские танцы № 1, 6

Песни и романсы: «В зеленых ивах дом стоит», «Колыбельная», «Напрасная серенада», «Глубже все моя дремота», «Украдкой восходит луна».

4. Музыкальная классика Венгрии, Чехии, Норвегии, Финляндии.

1. Лист Ф. Симфонические поэмы «Прелюды», «Тассо». Соната h-moll. Фп. концерт № 1. Венгерские рапсодии №№ 2, 6, 12. Из цикла «Годы странствий»: «Часовня Вильгельма Телля», «На Валленштадтском озере», «Женевские колокола», «Долина Обермана», «Обручение», «Мыслитель», «Сонет Петрарки № 123», «Тарантелла», «Фонтаны виллы д’Эсте». Песни: «Лорелея», «Три цыгана», «Песнь Миньоны».

2.Сметана Б. «Проданная невеста»: увертюра; 1 д. – хор крестьян, ария Маженки, заключительная полька; 2 д. – фуриант, ария Вашека, дуэт Еника и Кецала; 3 д. – дуэт Еника и Маженки, скочна (галоп). Симфонические поэмы «Вышеград» и «Влтава» из цикла «Моя Родина».

3. Дворжак А. Симфония «Из Нового Света» № 5/9. Славянские танцы №№ 2, 8. Фп. пьеса «Юмореска».

4. Григ Э. Сюиты из музыки к «Пер Гюнту». Фп. концерт. «Лирические пьесы»: «Танец эльфов», «Шествие гномов», «Ноктюрн». Песни – «Избушка», «Лебедь», «Люблю тебя», «В челне», «Сон», «Принцесса».

5. Сибелиус Я. Симфония № 2 – 1 ч. Симфоническая поэма «Туонельский лебедь». Концерт для скрипки с оркестром – 1 и 3 ч.

5. Музыка Дебюсси, Равеля, веристов и Пуччини.

1. Дебюсси К. «Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна». Симфоническая сюита «Ноктюрны». Фп. прелюдии № 1, 2, 5, 8, 9, 10, 12. Фп. сюита «Детский уголок»: № 1, .

2. Равель М. Фп. пьесы «Игра воды», «Павана». Сонатина fis-moll – 1 ч. Из сюиты «Гробница Куперена» – «Менуэт», «Токката». Концерт для фп. с орк. G-Dur – 1 ч. Симфонические пьесы «Болеро», «Вальс».

3. Масканьи П. «Сельская честь»: вступление; хор интродукции, романс Сантуццы, песня Альфио, дуэт Сантуццы и Туридду, симфоническое интермеццо, последнее ариозо Туридду.

4. Леонкавалло Р. «Паяцы»: вступление и пролог, 1 д. – баллада Недды,

ариозо Канио; 2 д. – серенада Арлекина, дуэттино Арлекина и Коломбины, заключительная сцена.

5. Пуччини Д. «Богема»: 1 д. – ариозо Рудольфа, рассказ Мими; 2 д. – хор «Парпиньоль», вальс Мюзетты; вступление к 3 д.; 4 д. – сцена смерти Мими.

«Тоска»: вступление, 1 д. – дуэт Тоски и Каварадосси; 2 д. – дуэт Тоски и Скарпья, допрос Каварадосси; 3 д. – ария Каварадосси.

«Чио-Чио-Сан»: 1 д. – ария Пинкертона, хор родственников; 2 д.. – ария Баттерфлай; орк. вступление к 3 д., последнее ариозо Баттерфлай.

«Турандот»: 1 д. – сцена ожидания Турандот (хор и детский хор), сцена масок (Пинг,Панг, Понг), 2 к. 2 д. – сцена загадок Турандот (хоры и два ариозо), 1 к. 3 д. – орк. вступление, ариозо Калафа, 2 к. – сцена отгадки Турандот и заключительный хор.

Австро-немецкая музыка рубежа XIX- XX в. и нововенской школы.

1. Штраус Р. Симфонические поэмы «Дон Жуан», «Веселые проделки Тиля

Эйленшпигеля». Вальс Окса из 2 д. «Кавалера розы».

2. Малер Г. Симфонии № 1, 5. «Песни странствующего подмастерья».

3. Шёнберг А. Мелодрамы «Лунный Пьеро». «Уцелевший из Варшавы».

4. Берг А. Опера «Воццек». Концерт для скр. с орк.

5. Веберн А. Камерная симфония. Вариации для фп.

2. Музыка неоклассицизма, неофольклоризма, «шестерки» и Мессиана.

1. Барток Б. Allegro barbaro. Музыка для струнных, ударных и челесты. Рапсодия для скр. с орк. № 1.

2. Орф К. Кантаты «Кармина бурана»: Пролог, № 3, 6, 12, 14, 24. «Катулли кармина» – № 1, 2. Опера «Умница»: рассказ Крестьянина, сцена загадок, колыбельная Умницы.

3. Хиндемит П. Симфония «Художник Матис». Камерная музыка ор.24 № 2.

Ludus tonalis – Прелюдия, фуги in С, in Es.

4. Сати Э. «Парад».

5. Онеггер А. Симфония № 3; симфонии № 5 – 1 ч., № 2 – финал. «Пасифик 231».

6. Мийо Д. Фп. сюита «Скарамуш». Симф. сюита «Карнавал в Эксе» – 1 ч.

Кантата «Огненный замок»: пролог и кульминация. «Бык на крыше».

7. Пуленк Ф. Опера «Человеческий голос». «Утренний концерт». Gloria – 1 ч.

8. Мессиан О. «Турангалила» – тема любви. Квартет «На конец времени». «Пробуждение птиц». «Рождество Господне» для органа.

3. Музыка англо-американской классики и Второго авангарда.

1. Айвз Ч. «Вопрос, оставшийся без ответа». Симфония № 4 – 1 ч. Сюита для камерного орк. – 2 ч. Звуковые пути.

2. Гершвин Дж. «Порги и Бесс»: колыбельная Клары, песенка Спортинг-Лайфа, песенка Джека, песня Порги. Рапсодия в стиле блюз. «Американец в Париже».

3. Бриттен Б. «Путеводитель по оркестру». «Простая симфония». «Военный

реквием»: № 1 (Reqiem aeternam), 2 (Dies irae), 4 (Sanctus).

4. Пендерецкий К. «Плач по жертвам Хиросимы». Альтовый концерт.

5. Второй авангард – конкретная, электронная, пуантилистическая, сонорная музыка. Анри П. Покрывало Орфея. Пуссер А. МадригалIII. Пендерецкий К. Псалом. Лигети Д. Lux aeterna. Булез П. Молоток без мастера. Кейдж Д. Прелюдия. Штокхаузен К. Цикл для одного ударника.

Учебно-методическое и ИНФОРМАЦИОННОЕ

Обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

Основная

Розеншильд, К.К. История зарубежной музыки : учебник. – 4-е изд. – М.: Музыка, 1978. – Вып. 1. – 541 с.

Левик, Б. В. История зарубежной музыки : учебник. – 4-е изд. – М.: Музыка, 1980. – Вып. 2. – 277 с.

Конен, В. Д. История зарубежной музыки : учебник. – 7-е изд. – М.: Музыка, 1989. – Вып. 3. – 544 с.

Друскин, М. С. История зарубежной музыки: учебник. – 6-е изд. – М.: Музыка, 2003. – Вып. 4. – 528 с.

История зарубежной музыки: учебник / ред. И.В. Нестьев. – М.: Музыка, 1988. – Вып. 5. – 448 с.

История зарубежной музыки: учебник / ред. В.В.Смирнов. – СПб.: Композитор, 2001. – Вып. 6. – 626 с.

История зарубежной музыки. ХХ век : учеб. пособие / сост. и общ. ред. Н.А. Гавриловой. М. : Музыка, 2007 . – 576 с.

Музыкальная литература : учеб. пособие / И. Гивенталь, Л. Гингольд (Л. Щукина).– 2-е изд. – М.: Музыка, 1986. – Вып. 1. – 443 с.

Музыкальная литература : учеб. пособие / И. Гивенталь, Л. Щукина-Гингольд. – Вып. 2. – М. : Музыка, 1984. – 480 с.

Гуревич, Е.Л. История зарубежной музыки : популяр. лекции. – 2-е изд. – М.: Академия, 2000. – 320 с.

Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 г.: учебник : в 2 кн. – М.: Музыка. – Т. 1. – 1983. – 694 с. ; Т. 2. – 1982. – 622 с.

Музыка ХХ века, 1890–1945: Очерки: В 2-х ч. / ред. коллег.: Б.М. Ярустовский (отв. ред.) [и др.] – М.: Музыка, 1976 – 1987.

Ч. 1: 1890–1917. Кн. 1 / под ред. Д.В. Житомирского. – 1976. – 366 с.

Ч. 1: 1890–1917. Кн. 2 / под ред. Д.В. Житомирского. – 1977. – 574 с.

Ч. 2: 1917–1945. Кн. 3 / под ред. М.Н. Раабен. – 1980. – 589 с.

Ч. 2: 1917–1945. Кн. 4 / под ред. Д.В. Житомирского, М.Н. Раабен. – 1984. – 509 с.

Ч. 2: 1917–1945. Кн. 5 «А» / под ред. М.Г. Арановского, Д.В. Житомирского. – 1987. – 341 с.

Ч. 2: 1917–1945. Кн. 5 «Б»: [Указ. лит., имен и муз. произведений] / под ред. М.Г. Арановского, Д.В. Житомирского. – 1987. – 318 с.

Музыка Австрии и Германии ХIХ в. : учеб. пособие / под общ. ред. Т.Э. Цытович. – М. : Музыка, 1975. – Кн. 1. – 509 с.; М. : Музыка, 1982. – Кн. 2.; М.: Композитор, 2003. – Кн. 3. – 456с.

Галацкая, В. С. Музыкальная литература зарубежных стран: учеб. пособие для муз. училищ. – 5-е изд. – М. : Музыка, 1985. – Вып. 1. – 352 с.

Левик, Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран : учеб. пособие для муз. училищ. – М. : Музыка, 1979. – Вып. 2. – 302 с.

Галацкая, В. С. Музыкальная литература зарубежных стран: учеб. пособие для муз. училищ / под ред. Е. Царевой. – 8–е изд. – М. : Музыка, 1989. – Вып. 3. – 559 с.

Левик, Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран : учеб. пособие для муз. училищ. – 9-е изд. – М. : Музыка, 1987. – Вып. 4. – 493 с.

Музыкальная литература зарубежных стран : учеб. пособие для муз. училищ / общ. ред. Б. В. Левика. – 5-е изд. – М. : Музыка, 1984. – Вып. 5. – 493 с.

Музыкальная литература зарубежных стран : учеб. пособие для муз. училищ. – М. : Музыка, 1994. – Вып. 6. – 478 с.

Музыкальная литература зарубежных стран : учеб. пособие для муз. училищ / сост. И. Гивенталь, Л. Щукина, Б. Ионин. – М. : Музыка, 2005. – Вып. 7. – 448 с.

Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений : учеб. пособие. – 2-е изд. – СПб. : «Лань», 2001. – 496 с. (Учебники для вузов. Специальная литература).

Мугинштейн, М. Хроника мировой оперы. 1600 – 1850. / М. Л. Мугинштейн. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 640 с.

Культурология : учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 608 с.

Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие. – М. : Академия, 1998. – 448 с.

Мировая художественная культура: учеб. пособие: в 2 т. / Б.А. Эренгросс, Е.А. Ботвинник, В.Е. Комаров и др.; под ред. Б.А. Эренгросс. – 2-е изд. – М. : Высш. шк. , 2005. – Т.1. – 447 с. ; Т. 2. – 511 с.

Дополнительная

И. С. Бах, Г.Ф. Гендель.

Бах и современность: Сб. ст. – Киев, 1985.

Друскин, М. Иоганн Себастьян Бах. – М., 1982.

Друскин, М. Пассионы и мессы Баха. – Л., 1976.

Ливанова, Т. Музыкальная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи. – М., 1980. – Ч.II. Вокальные формы и проблемы большой композиции. Майкапар, А. Тайнопись Баха // Муз. жизнь. – 1990. – № 15.

Берченко, Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». – М.: Издат. дом «Классика – XXI», 2005. – 372 с.

Берченко, Р. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире» // Муз. академия. – 1993. – № 2.

Носина, В.Б. Символика музыки И.С.Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире».– М., 1991.

Петров, Ю. Символика и диалектика чисел в «Хорошо темперированном клавире» И.С.Баха. – Минск, 1999.

Проблемы музыкального стиля И.С. Баха, Г.Ф. Генделя.– М., 1985.

Роллан, Р. Гендель // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. – М., 1987. – Вып. 2.

Русская книга о Бахе: сб. ст. / ред.– сост. Т.Н. Ливанова и В.В. Протопопов. – М., 1986.

Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах. – М., 1965.

Культура классицизма

Арановский, М.Г. Симфонические искания. – Л., 1979. – Введение.

Ливанова, Т.Н. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств.– М., 1977.

Ливанова, Т. Музыка в эпоху Просвещения // Проблемы Просвещения в мировой литературе. – М.,1970.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. – М., 1966.

Гозенпуд, А.А. Краткий оперный словарь. – Киев, 1986.

Глюк К.В., Гайдн Й., Моцарт В.А., Бетховен Л.

Друскин, М.С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков. – Л., 1960.

Булычева, А. Обманчивая ясность: поэтика рококо в клавесинных пьесах Франсуа Куперена // Муз. академия. – 2001. – № 3.

Белецкий, И. Глюк. – М., 1971.

Рыцарев, С.А. Кристоф Виллибальд Глюк. – М., 1987.

Кириллина, Л. В. Реформаторские оперы Глюка. – М. Издат. дом «Классика – XXI», 2006. – 384 с.

Кириллина, Л. О композиторском мастерстве Глюка // Муз. академия. –

2003. – № 2.

Сусидко, И. Моцарт и Глюк // Сов. музыка. – 1991.– № 12.

Асафьев, Б. Гайдн // Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке. – Л., 1981.

Кремлев, Ю. Иозеф Гайдн. – М., 1972.

Новак, Л. Йозеф Гайдн. – М., 1973.

Скудина, Г. Мир Гайдна // Муз. жизнь. – 1982. – № 6.

Штейнпресс, Б. Любовь к Гайдну в России // Муз. жизнь. – 1986. – № 9.

Аберт, Г. В.А. Моцарт. – М., 1989. – Ч. 1-2.

Чигарева, Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. – М., 2000.

Луцкер, П. В. Загадки и легенды «Волшебной флейты» // Муз. жизнь. – 1987. – № 9.

В.А. Моцарт. К 200-летию со дня смерти: Статьи // Сов. музыка.– 1991.–

№ 12.

Попов, Ин. Второй Шекспир (О постановке оперы «Дон Жуан» Моцарта) // Муз. жизнь. – 1988. – № 2.

Роллан, Р. Моцарт по его письмам // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. – М., 1988. – Вып. 3.

Фрумкис, Т. «Свадьба Фигаро» // Муз. жизнь. – 1986. – № 10.

Черная, Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М., 1963.

Чичерин, Г. Моцарт: Исследовательский этюд. – Л., 1987.

Эскина, Н. Маленький оперный театр (О В.А. Моцарте) // Муз. жизнь. – 1990. – № 15.

Эскина, Н. На пороге Вечности // Муз. жизнь. – 1991. – № 21-22.

Письма Бетховена. – М., 1970, 1977, 1986.

Музыка французской революции. Бетховен. – М., 1967.

Альшванг, А. Бетховен. – М., 1963.

Бетховен: сб. статей: в 2 вып. – М., 1971, 1972.

Кремлев, Ю. Фортепианные сонаты Бетховена. – М., 1970.

Эррио, Э. Жизнь Бетховена. – М., 1960.

Адорно, Т. Поздний стиль Бетховена // Сов. музыка. – 1988. – № 6.

Содержание тематики

Введение

Значение курса истории зарубежной музыки (художественно-музыкальной культуры) в системе профессионально-педагогического и общего музыкально-эстетического образования. Методологические основы. Предмет курса. Связи с другими дисциплинами, общее и особенное в сравнении с музыкальной литературой. Цели и задачи. Формы работы и отчетности. Зачетные и экзаменационные требования, критерии оценки. Учебно-методическое обеспечение.

Тема 1. Художественно-музыкальная культура

Древнейшего мира

Культура как антропогенный феномен, ее смысл и функции. Культура и цивилизация. Периодизация мировой истории и культуры. Логика антропо- и культурогенеза. Общие черты древнейшей культуры: традиционализм, примат родовой памяти, художественный синкрезис, ведущая роль ритуала. Музыка данной эпохи как сфера этномузыкознания. Архаический мелос, ритмика, инструментарий, раннее многоголосие.

Наши рекомендации