Сравнительный анализ показателей агрессивности с видом родительского отношения по методике «Взаимодействие родитель – ребенок»
Подросткам была предложена методика И. М. Марковской «Взаимодействие родитель–ребенок», в дальнейшем ВРР (подростковый вариант),с целью изучения характерных черт взаимодействия и отношений родителей с подростками глазами подростков.
Результаты изучения характерных черт взаимодействия и отношений родителей с подростками глазами подростков по методики ВРР представлены в таблице № 9.
По результатам интерпретации данных исследования можно сделать следующие заключение:
Агрессивные подростки оценивают своих родителей как требовательных (88,8%), очень строгих (66,6%) и контролирующих (44,4%). Подростки считают, что их родители стремятся быть лидерами в семье, проявляют авторитарность, хотят, чтобы подростки во всем подчинялись им. При этом родители, по мнению подростков, чаще всего не считают нужным хоть как-то обосновывать свои требования, во взаимодействии с ними бывают, жестоки и критичны. Как считают подростки, родительский контроль за их поведением осуществляется в виде суровых запретов и нередко физических наказаний. В то же время некоторые агрессивные подростки считают своих родителей понимающими и принимающими их (22,2%), сотрудничающими с ними (44,4%), не устанавливающих психологическую дистанцию (11.1%) и авторитетными (22,2%). Однако подростки отмечают, что их родители проявляют непоследовательность в воспитании (44,4%) и не удовлетворены взаимодействием с ними (100%). Обращает внимание сочетание высоких показателей по шкалам требовательности, строгости, контроля, принятия, авторитетности, с одной стороны, и одновременно проявлениями непоследовательности воспитания, неумением сотрудничать с подростками – с другой стороны, что указывает на неопределенный стиль воспитания, в котором сочетаются черты авторитарного и непоследовательного стилей.
Сравнительные данные подростков с высокие показатели агрессивности, выявленные у девятерых подростков с родительскими отношениями, сведены в отдельную таблицу № 10
Таблица № 10
Данные по методике Басса – Дарки | Результаты изучения характерных черт взаимодействия и отношений родителей с подростками глазами подростков по методике ВРР (опросник «Взаимодействие родитель – ребенок») подростковый вариант. | |||||||||||
№ п/п | агрессия | 1. нетребовательность – требовательность | 2. мягкость – строгость | 3. автономность – контроль по отношению к ребенку; | 4. эмоциональная дистанция – эмоциональная близость | 5. отвержение – принятие | 6. отсутствие сотрудничества – сотрудничество | 7. несогласие – согласие | 8. непоследовательность – последовательность родителя | 9. авторитетность родителя | 10. удовлетворенность отношениями | |
14,5 | ||||||||||||
19,5 | ||||||||||||
13,5 | ||||||||||||
13,5 |
Умеренноагрессивные подростки отмечают, что их родители очень строги (33%), требовательны (22%), и контролирующие (44,4%). . При этом, по мнению подростков, их родители достаточно авторитетны (22%), эмоционально принимают подростков (55,5%), проявляют внимание к их жизни, относятся к ним с уважением, стремятся понять их интересы, взгляды. Родители требуют от подростков осмысленного поведения и стараются им помочь (33%) и сотрудничают с подростками (55,5%) . Однако умеренно агрессивные подростки недостаточно удовлетворены взаимодействием (100%).
Сравнительные данные подростков с высокими показателями агрессивности при норме, выявленные у подростков с родительскими отношениями, сведены в отдельную таблицу № 11
Таблица № 11
Данные по методике Басса – Дарки | Результаты изучения характерных черт взаимодействия и отношений родителей с подростками глазами подростков по методике ВРР (опросник «Взаимодействие родитель – ребенок») подростковый вариант. | |||||||||||
№ п/п | Агрессия | 1. нетребовательность – требовательность | 2. мягкость – строгость | 3. автономность – контроль по отношению к ребенку; | 4. эмоциональная дистанция – эмоциональная близость | 5. отвержение – принятие | 6. отсутствие сотрудничества – сотрудничество | 7. несогласие – согласие | 8. непоследовательность – последовательность родителя | 9. авторитетность родителя | 10. удовлетворенность отношениями | |
12,5 | ||||||||||||
13,5 | 13,5 | |||||||||||
15,5 | ||||||||||||
12,5 | ||||||||||||
12,5 | ||||||||||||
13,5 | ||||||||||||
15,5 |
Неагрессивные подростки считают своих родителей авторитетными (8%), эмоционально принимающими (80%) . По мнению подростков, их родители чрезмерно стремятся проводить много времени вместе с ребенком, заинтересованы в их делах и планах, старается во всем помочь. Одновременно неагрессивные подростки отмечают, что их родители требовательны (44%), строги (38.6%), непоследовательны в своих требованиях (32,5%), эмоционально холодны с подростками (21,5%) и недостаточно сотрудничают с ними (1%) Эти подростки недостаточно удовлетворены взаимодействием (100%).
Сравнительные данные подростков с низкими и средними показателями агрессивности при норме, выявленные у подростков с родительскими отношениями, сведены в отдельную таблицу № 12
Корреляционный анализ
Корреляция в математической статистике, это вероятностная или статистическая зависимость, не имеющая, вообще говоря, строго функционального характера. В отличие от функциональной, корреляционная зависимость возникает тогда, когда один из признаков зависит не только от данного второго, но и от ряда случайных факторов или же когда среди условий, от которых зависят и тот и другой признаки, имеются общие для них обоих условия.
Математической мерой корреляции двух случайных величин служит коэффициент корреляции. Некоторые виды коэффициентов корреляции могут быть положительными или отрицательными (возможна также ситуация отсутствия статистической взаимосвязи — например, для независимых случайных величин). Если предполагается, что на значениях переменных задано отношение строгого порядка, то отрицательная корреляция — корреляция, при которой увеличение одной переменной связано с уменьшением другой переменной, при этом коэффициент корреляции может быть отрицательным; положительная корреляция в таких условиях — корреляция, при которой увеличение одной переменной связано с увеличением другой переменной, при этом коэффициент корреляции может быть положительным.
Если значение по модулю находится ближе к 1, то это означает наличие сильной связи, а если ближе к 0 — связь слабая или вообще отсутствует. При коэффициенте корреляции равном по модулю единице говорят о функциональной связи, то есть изменения двух величин можно описать математической функцией.
Наиболее широко известен коэффициент корреляции Пирсона (Карл Пирсон (Pearson), английский математик, 1857-1936), характеризующий степень линейной зависимости между переменными.
Он определяется, как
где буква M обозначает математическое ожидание.
Корреляционного анализа состояние агрессии по методике «Басса – Дарки» и методика оценки личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), где x – данные детей по методике «Варга – Столина» шкала «агрессия» , а y – данные детей по методике Е.П. Ильин, П.А. шкала «негативная агрессивность субъекта»
Данные представлены в таблице № 13.
Для большей наглядности изобразим это графически
Показатели агрессии подростков по методике «Басса – Дарка» (Ряд № 1) и методики оценки личностной агрессивности и конфликтности Е.П. Ильин, П.А. Ковалев (Ряд№ 2).
Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод о наличии корреляции для нашей группы исследуемых.
Величина полученного коэффициента корреляции равна 0.8515, приближается к единице и положительна, что свидетельствует о близкой связи выбранных показателей, т.е. мы можем сказать, что, несмотря на малую выборку, полученные данные являются достоверными.
Корреляционный анализ детско – родительских отношений по методике «Варга – Столина» по шкале 1 – «принятие – отвержение» и методике ВРР по шкале 5 – «отвержение – принятие», для большей наглядности оформлено в виде таблицы № 14, где x – данные родителей по методике «Варга – Столина», а y – данные детей по методике ВРР.
Данные представлены в таблице № 14.
Для большей наглядности изобразим это графически
Показатели по методике «Варга – Столина» по шкале 1 – «принятие – отвержение» (Ряд №1) и методике ВРР по шкале 5 – «отвержение – принятие» ( Ряд № 2)
Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод о наличии корреляции для нашей группы исследуемых.
Величина полученного коэффициента корреляции равна 0.7795, приближается к единице и положительна, что свидетельствует о близкой связи выбранных показателей, т.е. мы можем сказать, что, несмотря на малую выборку, полученные данные являются достоверными.
Корреляционный анализ детско – родительских отношений по методике «Варга – Столина» по шкале 2 – «кооперация» и методике ВРР по шкале 6 - «отсутствие сотрудничества – сотрудничество», для большей наглядности оформлено в виде таблицы № , где x – данные родителей по методике «Варга – Столина», а y – данные детей по методике ВРР.
Данные приводятся в таблице № 15.
Для большей наглядности изобразим это графически
Показатели по методике «Варга – Столина» по шкале 2 – «кооперация» (Ряд № 1) и методике ВРР по шкале 6 - «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» ( Ряд № 2)
Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод о наличии корреляции для нашей группы исследуемых.
Величина полученного коэффициента корреляции равна 0.6784, приближается к единице и положительна, что свидетельствует о близкой связи выбранных показателей, т.е. мы можем сказать, что, несмотря на малую выборку, полученные данные являются достоверными.
Корреляционный анализ детско – родительских отношений по методике «Варга – Столина» по шкале 3 – «симбиоз» и методике ВРР по шкале 4 - «эмоциональная дистанция – эмоциональная близость» для большей наглядности оформлено в виде таблицы № , где x – данные родителей по методике «Варга – Столина», а y – данные детей по методике ВРР.
Данные приводятся в таблице № 16.
Для большей наглядности изобразим это графически
Показатели по методике «Варга – Столина» по шкале 3 – «симбиоз» (Ряд № 1) и методике ВРР по шкале 4 - «эмоциональная дистанция – эмоциональная близость» ( Ряд № 2)
Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод о наличии корреляции для нашей группы исследуемых.
Величина полученного коэффициента корреляции равна 0.7388, приближается к единице и положительна, что свидетельствует о близкой связи выбранных показателей, т.е. мы можем сказать, что, несмотря на малую выборку, полученные данные являются достоверными.
Корреляционный анализ детско – родительских отношений по методике «Варга – Столина» по шкале 4 – «авторитарная гиперсоциализация» и методике ВРР по шкалалам 1. «нетребовательность – требовательность», 2 «мягкость – строгость», 3 - « автономность – контроль по отношению к ребенку» для большей наглядности оформлено в виде таблицы № , где x – данные родителей по методике «Варга – Столина», а y – данные детей по методике ВРР.
Данные приводятся в таблице № 17.
Для большей наглядности изобразим это графически
Показатели по методике «Варга – Столина» по шкале 4 – «авторитарная гиперсоциализация» и методике ВРР по шкалалам 1. «нетребовательность – требовательность», 2 «мягкость – строгость», 3 - « автономность – контроль по отношению к ребенку»
Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод о наличии корреляции для нашей группы исследуемых.
Величина полученного коэффициента корреляции по шкале 4 – «авторитарная гиперсоциализация» равна 0.4526, по шкале 2 «мягкость – строгость» равна 0.6263, по шкале 3 - « автономность – контроль по отношению к ребенку» равна 0.2178 приближается к единице и положительна, что свидетельствует о близкой связи выбранных показателей, т.е. мы можем сказать, что, несмотря на малую выборку, полученные данные являются достоверными.
ВЫВОДЫ
Используемые нами методики для изучения детско-родительских взаимоотношений и проявление агрессивности у подростков (методика «Диагностика состояния агрессии Баса-Дарки», методика оценки личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), методика «Взаимодействие родитель-ребенок», методика родительского отношения А.Я.Варга-В.В.Столин») дали нам возможность выявить уровень агрессивности у подростков и родительские стили отношения к ребенку.
Табличные данные свидетельствуют о том, что несмотря на небольшую выборку полученные данные верны для нашей группы испытуемых и свидетельствуют о выраженной связи коррелируемых данных т.е. выдвинутая нами гипотеза о проявлении подростками агрессивных тенденций являющихся следствием внутрисемейных дисгармоничных отношений верна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема проявления подростками агрессивности всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества.Практика доказывает,что агрессия не относится к тем явлениям,которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла,а именно так пытаются поступать родители и педагоги при управлении агрессией сегодня.Сколько нибудь эффективное воздействие на агрессию может быть оказано в том случае,когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения агрессии,прелставляем закономерности ее развития и решения,для чего нужна помощь науки. В последние годы научный интерес к проблемам подростковой агрессивности существенно возрос,но,к сожалению,работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. Большое значение в плане становления агрессивного поведения подростка в семье и вне ее,а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания (т.к. именно в семье подросток проходит первичную социализацию):
- реакция родителей на не устраивающее их поведение подростка;
- характер отношений между родителями и детьми в целом;
- уровень семейной гармонии или дисгармонии;
- характер отношений с родными братьями и сестрами;
- плохие отношения с одним или обоими родителями;
- ощущение подростком безразличия к своим чувствам;
- отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности жизнью подростка.
Агрессивные подростки осуждаются и отвергаются взрослыми из-за непонимания и незнания причин их агрессивного поведения,вызывая открытую неприязнь и неприятие в целом. Взаимодействие со взрослыми,готовыми понять и принять его,дает агрессивному подростку бесценный опыт,что взрослые бывают разными,а мир не только,что может положительно сказаться на базовом доверии подростка к людям и миру в целом. Т.к. подросток находится в постоянно меняющихся условиях,то и реакция его психики на происходящее изменчива.Поэтому возрастает роль сознательности родителей в критическом отношении к себе как члену семьи и воспитателю,т.е.усиление взаимопонимания в семье зависит от педагогического уровня родителей,что сказывается на развитии и поведении подростка.
Изучив проблему детско-родительских отношений и опираясь на результаты нашего исследования с учетом корреляционного анализа влияния особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о проявлении подростковой агрессии как следствии внутрисемейного неблагополучия верна.