Сравнительный анализ родительских сочинений по типам взаимодействия «Ребенок—родитель»
Тип взаимодействия | ||||||
1. Конфликтный тип | 2. Гармоничный тип | 3. Дистантный тип | 4. «Родитель-диктатор» | 5. «Ребенок-диктатор» | ||
Параметры сравнения | Примечания | Слабая ориентация на эмоционально-личностные особенности ребенка, распространенность описания низкая, по сравнению с другими группами выражена ориентация на настоящее | Выраженацентрированность на отношениях с ребенком (в настоящем, прошлом) | Редко упоминается категория «доброта», выражена амбивалентность в описании ребенка, по сравнению с другими группами, выражена ориентация на будущее | По сравнению с другими группами, ожидания от ребенка наиболее конкретизированы | В актуальном образе ребенка почти не встречаются определения «тревожен», «плаксив» и часто встречается упоминание об эгоизме, акцент на значимости для родителя позитивного эмоционального настроения у ребенка |
Значимые характеристики | Коммуникативные качества, различные способности | Личностные качества (доброта как наиболее встречаемое качество) | Самостоятельность. Эмоциональный знак выраженно-нейтральный или амбивалентный | Коммуникативные качества | Волевые качества, любознательность, речевая активность | |
Положительная оценка ребенка | Способности, физическое благополучие | Личностные качества | Коммуникативная сфера, самостоятельность | Личностные и волевые качества | Самостоятельность, коммуникативные качества, умение «разбираться в жизни» | |
Сравнительная оценка ребенка | Коммуникативные качества | Коммуникативные качества | Коммуникативные качества | Большая «зрелость», по сравнению со сверстниками, выражена центрированность родителя на себе | Коммуникативные качества, отмечается удовлетворенность поведением ребенка | |
Опасения | Физическое благополучие, послушание | Обобщенные или относительно здоровья | Выраженные тенденции не выявлены | Подчинение чужому влиянию | Личностные особенности ребенка, самоконтроль, здоровье, внешние влияния | |
Образ ребенка в прошлом | Положительная оценка физической стороны развития и деятельностных предпочтений | Позитивное внутрисемейное взаимодействие, негативные эмоциональные реакции ребенка | Констатация отсутствия проблем с ребенком (спокойный, послушный) | Положительная эмоциональная окраска, отмечаются категории внешности, когнитивного развития, физической активности | Отмечаются категории беспокойства, капризов | |
Интересы ребенка | Не имеют яркой выраженности, тенденция к физическим занятиям | Широкий диапазон с выраженным предпочтением игры | Продуктивные виды деятельности | Нет выраженной тенденции в предпочтениях | Продуктивные виды деятельности, игра | |
Образ отношения с ребенком | Положительно окрашенный, приоритет определенных категорий не выявлен | Наиболее выражена категория дружбы | Декларация близости без выраженной позитивной эмоциональной окраски | Выражена категория дружбы. Эмоциональная оценка отношений критическая и ситуативная | Акцент на совместности во взаимодействии, но сфера позитивно окрашенной совместной деятельности ограничивается отдыхом, категория совместных занятий почти не представлена, как и категория дружбы | |
Причины трудностей | Негативные эмоциональные реакции ребенка | Волевые и коммуникативные качества ребенка | Личностные и волевые качества ребенка | Волевые качества ребенка | Волевые качества ребенка, взаимодействие с ребенком (неумение воздействовать на него) | |
Образ будущего | Успешность, достижения в различных областях | Обобщенные или связанные со здоровьем | Обучение в школе, здоровье | Требования послушания, но и активности в достижении целей | Ориентация на получение образования (часто высшего), требования послушания и самоконтроля |
Приложение 2
Рекомендации к проведению методики «Родительское сочинение»
Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений позволяет выявить особенности образа ребенка глазами родителя, особенности принятия ребенка родителем. С помощью методики «Родительское сочинение» возможно исследование многих аспектов отношения родителя к ребенку, восприятия и переживания родителем характера взаимодействия с ребенком.
Методика позволяет получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско-детском взаимодействии, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнестическую информацию, отражающую историю развития ребенка. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя.