Сравнительный анализ результатов по методике О.В.Дыбиной «Наши привычки»

Изучение уровня информированности дошкольников о способах укрепления здоровья показал, что 50 % ЭГ детей и 70 % КГ детей могут на доступном для возраста уровне самостоятельно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения, разумного поведения в непредвиденных ситуациях, оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Достаточно ориентируются в способах укрепления здоровья 30 % ЭГ детей и 20% КГ детей. Они знают задачи культуры здоровья, безопасного поведения в непредвиденных ситуациях, но затрудняются в ответах на некоторые вопросы. Чаще это связано с оказанием элементарной медицинской помощи, психологической самопомощи и помощи. Это свидетельствует о том, что полученная детьми информация ещё не стала для них регулятором поведения. Она не оказывает влияние на обогащение деятельности и развитие ребёнка. Очевидно, что взрослые ограничивают свободу ребёнка в оказании элементарной

индивидуальной помощи и самопомощи. Низкий уровень представлений о

безопасном поведении имеют 20 % ЭГ детей и 10 % КГ детей. Эти дети не умеют дифференцировать свою деятельность в плане укрепления здоровья, затрудняются в выборе средств для решения конкретных задач.

Вывод по главе II

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами была организована опытно-поисковая работа по формированию культуры здоровья.

В соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа опытно-поисковой работы, состоящая из следующих этапов:

I этап: Подобрать методы опытно-поисковой работы.

Использовали метод наблюдения за поведением ребенка, индивидуальная беседа, контент-анализ. Использовали методики «Неоконченные предложения», «Наши привычки», «Здоровье и болезнь», «Что мы знаем о своем организме», тест-опросник для детей старшего дошкольного возраста, анкета для родителей, позволяющий изучить культуру здоровья семьи.

Провести первичную диагностику уровня отношения ребенка к здоровью. Использовали метод наблюдения.

II этап: Разработать «Здоровячок», направленную на формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Организовать целенаправленную работу с родителями, сотрудниками ДОО по формированию по ознакомлению с программой «Здоровячок».

III этап: Провести вторичную диагностику уровня сформированности культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Дать рекомендации родителям по формированию культуры здоровья детей.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы показывает, что у детей произошли заметные изменения в культуре здоровья. Наиболее значительные - отсутствие числа детей, которые в начале опытно-экспериментальной работы были отнесены к группе с низким уровнем культуры здоровья, увеличением числа детей со средним уровнем и появлением детей с высоким уровнем культуры здоровья.

Проделанная нами работа на этапе формирующего эксперимента подтверждает гипотезу, что методы, формы и технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста являются эффективными, когда:

- учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста;

- работа проводится в системе целостного педагогического процесса; - в данный процесс вовлечены родители.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное развитие ребёнка. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, современна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков культуры здоровья. Поэтому перед дошкольным учреждением стоит задача правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребёнка.Актуальность проблемы исследования обусловлена социальным заказом на формирование культуры здоровья у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования качества воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОО.

Исходя из определения понятий «здоровье» и «культура здоровья», мы определили содержание понятия «культура здоровья» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы помог нам прийти к выводу о том, что процесс формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения. Таким образом, ребенку должна быть предоставлена возможность получать информацию о физическом, психическом и социальном здоровье, должен

быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, поступки и формировать отношение и создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий. Разработанная нами программа формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста представляет систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков, состоящих из совокупности элементов: целевой (цель, задачи, принципы); содержательный, отражающий смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу; процессуальный (педагогические условия, этапы, методы); оценочно-результативный (результат и критерии его оценки, уровни) и системообразующие связи между ними). Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста, то основное внимание мы уделили рассмотрению процессуального компонента, условиям формирование культуры здоровья в период дошкольного детства через сотрудничество педагогов и родителей. Для выявления уровня сформированности культуры здоровья использовались следующие критерии : критерий достаточности знаний (наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье); сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками); критерий отношения (значимость здорового образа жизни, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью); позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций).

Результаты констатирующего эксперимента позволили прийти к выводу о том, что большинство испытуемых находятся на среднем и низком уровне культуры здоровья. Для формирования культуры здоровья нами был проведён формирующий эксперимент, в процессе которого была

реализована программа формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста через использование различных методов, форм и здоровьесберегающих технологий. Результаты контрольного эксперимента показали повышение уровня культуры здоровья у детей. К значимым результатам исследования можно отнести поиск детьми нового знания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности; изменение позиции дошкольников в процессе обучения (стали более инициативными и самостоятельными).

Таким образом, главным результатом нашего исследования является овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому, социальному здоровью (повышение жизнестойкости, дружелюбность по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабельность, готовность помочь, дисциплинированность. Дети стали более способными к осознанию ценности своего здоровья, к рефлексии стали лучше оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой. На основе проведённой опытно - экспериментальной работы по формированию культуры здоровья можно сделать вывод, что выявленные нами и реализованные условия являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.

Список литературы

1. Александрова, Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях пo программе «Остров здоровья» [Текст]/ Е.Ю. Александрова.-Волгоград: Учитель,2006.

2. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам [Текст]/ Е.А. Алябьева.-М.:ТЦ Сфера, 2003.

3. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст]/ В.Г. Алямовская.- М.: 2011.

4. Андрющенко, Л.И. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления. Учебное пособие для пед. псих. студентов пед. учебн. заведений [Текст]/ Л.И. Андрющенко.- Благовещенск, 2001.

5. Бароненко, В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья [Текст]// В.А. Бараненко. Валеология.- 2002.

6. Богина, Т.Л. Сохранение и укрепление здоровья ребенка [Текст]// Т.Л. Богина, М. Рунова. Дошкольное воспитание.-2007.

7. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод. пособие [Текст]/ Т.Л. Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

8. Большая медицинская энциклопедия [Текст]/ Большая медицинская энциклопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

9. Борисова, Е.Н. Система физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками [Текст]/ Е.Н. Борисова.: Глобус, 2007.

10. В мире мудрых мыслей [Текст]/ Автор-составитель А.О. Давтян. – СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 2001.

11. Воронцова, И.М. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации [Текст]/ И.М. Воронцова, Л.А. Беленький.-СПб., 2002.

12. Глушкова, Г.В. Взаимодействие детского сада с семьей [Текст]// Г.В. Глушкова. Ребенок в детском саду. -2004.

13. Головко, Н.В. Бережем здоровье с детства [Текст]// Н.В. Головко. Воспитатель ДОУ.-2007.

14. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст]/ В.А. Деркунская.-М.: Академия, -2006

15. Деркунская, В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников [Текст]// В.А. Деркунская. Дошкольная педагогика. – 2007.

16. Дик, Н.Ф. Увлекательное физкультурное занятие для дошкольников [Текст]/ Н.Ф. Дик.- М.:ООО «ТИД» Русское слово – РС, 2007.

17. Доронова, Т.Н. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет [Текст]/ Т.Н. Доронова, Я.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2005.

18. Доскин, В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка [Текст]/ В.А. Доскин, Я.Г. Голубева. – М.: Просвещение, РОСМЭН, 2006.

19. Ефименко, Н.Н. Материалы оригинальной авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» [Текст]/ Н.Н. Ефименко. – М.: Линка-пресс, 2003.

20. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная тенология 21 века. Пособие для исследователей и практических работников [Текст]/ Авт.-сост.: Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. 3-е изд. испр. И доп.- М.: Аркти, 2003.

21. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации [Текст]/ Материалы Всемирного совещания. – М., 2001.

22. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст]/ Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

23. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия [Текст]/ сос. Н.И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.

24. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий [Текст]/ Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная Пресса, 2007.

25. Здравствуй: Программа формирования здоровья дошкольников [Текст]/ Под ред. М.Л.Лазарева. – М.: Академия здоровья, 2004.

26. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [Текст]/ Ю.Ф. Змановский. – М.: Медицина, 2009.

27. Каневская, Л.Я. Здоровое питание [Текст]/ Л.Я. Каневская.- М.: Медицина, 2009.

28. Коняева, Л. Будь здоров малыш [Текст]// Л. Коняева. Дошкольное воспитание.- 2007.

29. Колесникова, Т. Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым [Текст]// Т. Колесникова. Дошкольное воспитание. – 2012.

30. Кудрявцева, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка [Текст]// В. Кудрявцева. Дошкольное воспитание. -2014.

31. Кузнецова, М.Н. Аромотерапия в системе оздоровления дошкольников. Методическое пособие [Текст]/ М.Н. Кузнецова, В.М. Шищенко, С.В. Петричук. – М.: Айрисс-пресс, 2004.

32. Лазарев, М. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста (Теория валеологии) [Текст]// М. Лазарев. Начальная школа: Прил. к газ. Первое сентября. -2007.

33. Лаптев, А.П. Коварные разрушители здоровья [Текст]/ А.П. Лаптев, В.В. Горбунов. – М.: Советский спорт. – 1990.

34. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.В. Марков. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

35. Мартынов, С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей: Кн. для родителей [Текст]/ С.М. Мартынов. - М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2002.

36. Маханева, М. Воспитание здорового ребенка [Текст]// М. Маханева. Дошкольное воспитание. – 2002.

37. Медицинская энциклопедия [Текст]/ Пер. с англ. М. Луппо. – М.: «Крон-Пресс», 2002.

38. Мюллер, И. Моя система для детей [Текст]/ И. Мюллер. – М., 1991.

39. Оверчук, Т.Н. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]/ Т.Н. Оверчук. – М., 2004

40. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ С.И. Ожегов. – М., 2005.

41. Пароль в страну здоровья. М.: Физкультура и спорт, 2012.

42. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст]/ Под редак. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1989.

43. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. Ч. 2. Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста [Текст]/ Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2008.

44. Права ребенка. Конвенция о правах ребенка [Текст]/ Педагогическое общество России. – М., 2005

45. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) [Текст]/ Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.

46. Платон. Собрание сочинений [Текст]/ Платон.- М., 1968.

47. Решетнева, Г. Формирование у старших дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания [Текст]// Г. Решетнева, С. Абольянина. Дошкольное воспитание. – 2008.

48. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие [Текст]/ Под общей ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

49. Студеникин, М.Я. Книга о здоровье детей. 3-е издание, исправленное и дополненное [Текст]/ М.Я. Студеникин. – М.: Медицина, 2012.

50. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей [Текст]/ Материалы конф. – Дубна, 1992.

51. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] /Режим доступа: http:// www. Firo.ru/

52. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014.

53. Чалкин, А.В. Сохранить здоровье смолоду [Текст]/ А.В. Чалкин, И.Л. Милиевская. – М.: Педагогика, 1997.

54. Чистякова, М.И. Психогимнастика в детском саду [Текст]/ М.И. Чистякова. –М.: Просвещение, 1990.

Наши рекомендации