Часть 2. Текущее положение обязывает

Вторая часть доклада содержит информацию о том, каким образом упомянутые выше темы должны быть затронуты на уроке Трезвости, и касается в первую очередь молодых преподавателей уроков Трезвости. Объясню почему. Преподаватель Трезвости старше 40-50 неосознанно воспринимается детьми как родитель, который желает безусловно добра, которого надо хотя бы чуть-чуть послушать из-за уважения к возрасту. Молодой же преподаватель 20-30 лет при первой встрече может восприниматься иначе: как ровесник со странностями, как некий соперник, как агитатор-рекламщик со своими скрытыми целями. Положение молодого преподавателя и хуже, и лучше, чем у своего старшего товарища: к нему изначально больше интереса, но и агрессии больше. Также молодой преподаватель гораздо сильнее вовлечён в современную медиа-сферу – он в курсе всех новостей, знает популярные мемы, чувствует передаваемые сообществами настроения. Это и надо использовать для увеличения эффективности проведения урока, для поддержания интереса к теме на протяжении всего урока и после. Ниже будут приведены несколько действий, способствующих этому.

1. Оформление вспомогательных материалов на уроке должно быть красивым. Например, в презентации должны быть использованы читаемые современные шрифты и небанальный, но тем не менее логичный переход от слайда к слайду, картинки должны быть с сочными сочетающимися цветами, хорошей композицией, интересными смысловыми ходами и элементами, которые хочется рассматривать. Но опять-таки много элементов – это плохо, оформление должно быть лаконичным, простым, что в свою очередь упрощает задачу: например, для оформления слайдов презентации достаточно использовать лёгкий, красивый шрифт, которым будут написаны тезисы, и, может быть, рамочку яркого цвета.

2. Отсылки к книгам, фильмам, мемам, событиям. Упоминая их, вы постоянно открываете дополнительные точки входа, или правильнее назвать их точками пересечения. В таком случае вы сообщаете, что знакомы с современной культурой, что живёте не в параллельной вселенной, при том можете эти известные факты или события объяснять с новой позиции, с позиции теории Трезвости. Например, на уроках для старшеклассников мы рисуем таблицу со столбцами «Что хочет получить человек, отравляясь алкоголем, табаком?», «Что получает, отравившись?» и «Кому выгодно?», и два первых являются по сути отражением мема ОЖИДАНИЕ/РЕАЛЬНОСТЬ. Заметив это, мы говорим уже о животрепещущей теме и подключаем память о многократно развеянных иллюзиях. Или упомянув популярный мем про русских хакеров, а также фильм «Начало» (в котором главные герои внедряют мысль прямо в подсознание человеку), информация о программировании на самоотравление обретёт дополнительных проводников, уровень доверия к ней повысится.

И даже если мы сделаем отсылку не к столь широко известной информации, эта отсылка всё равно сработает. Сработает эффект новизны. Например, упоминая фильм «Хвост виляет собакой», можно вкратце рассказать о рычаге, которым обладают средства формирования и управления общественным сознанием (СФиУОС), и в то же время включить внимание тех, кто потерял его («а, что там, о фильмах речь, послушаю…»). Интернет – великий советчик, и людям это нравится. Так же и ваша рекомендация с рецензией заинтересует слушателя.

3. Искренность, отсылки к своей личной жизненной истории. Вопрос про личную Трезвость преподавателя достаточно популярен у учеников и, вообще, любая личная история всегда вызывает интерес – такова человеческая природа. Поэтому надо с удовольствием на него отвечать или самому эту тему затрагивать. Тем более есть вероятность, что ситуация, благодаря которой вы пришли в Трезвость, совпадёт с положением некоторых слушателей. В урок Трезвости будет привнесён элемент стенд-апа.

И опять-таки не должно быть заигрываний со слушателем. Возвращаясь к разговору о модерне, постмодерне и мета-модерне, надо понимать, что больший вес пока что у постмодерна, который является собственно жизненным стилем большинства, и любое неточное, или неправдивое, или слишком «сладкое» высказывание будет подвержено циничной оценке (а следствием получим потерю интереса). Например, надо точно формулировать блага, приносимые Трезвостью. В частности, то же здоровье Трезвость не обеспечит, ведь помимо этого человеку надо правильно питаться, заниматься физкультурой и т.д. Правильнее будет сказать – фундамент здоровья, то есть то, что надо первым построить.

4. Использование метафор, оборотов, сравнений, особенных слов и интонаций. Это в принципе нужное качество для любого человека, и надо его развивать чтением, повышением внимательности к мелочам и деталям, наблюдением за природой, людьми, техникой. Красивая речь вкупе с богатым кругозором не оставят собеседника равнодушным.

5. Нестандартные ходы. Само проведение урока Трезвости пока ещё нестандартно для учебных заведений, и в этом есть некий плюс. На наших уроках существует возможность использования неформального подхода в подаче материала, во взаимодействии со слушателями. Целый урок можно превратить в игру. Или можно гуманитарное понятие «счастье» представить в виде математической формулы и посмотреть, от каких переменных оно зависит и какое влияние на эти переменные оказывает Трезвость (научное сейчас, кстати, популярно).

6. Прямое вовлечение учеников. Одного или несколько из учеников можно вызвать в качестве помощников: нарисовать домик Трезвости, сделать какие-либо другие записи, сыграть роль абсолютного трезвенника. Провести опросы, дать задание на разработку соцрекламы, спросить их совета, оставить возможность слушателям задать вопросы на темы, не касающиеся Трезвости напрямую (например, про свою работу, увлечения, семью, чтобы показать пример в полной мере), таким образом мы включим их в созидательную работу, отнесёмся к ним не как к маленьким людям, от которых ничего не зависит, а как к равным, как к творцам.

7. Понять и быть правильно понятым. Изложение своих мыслей, мнений или чувств таким образом, чтобы их получатель понял именно то, а не что-то другое, крайне важно. То же касается и понимания входящей информации. Соответственно, надо пользоваться техникой точного приёма/передачи посланий (например, пояснением, объяснением, обоснованием).

Это лишь малая часть того, что можно сделать для увеличения эффективности уроков Трезвости у молодых преподавателей, требующая разработки, конкретизации, но сама необходимость использования актуальной информации из современной массовой культуры и некоторых положительных современных принципов подачи этой информации вряд ли оспорима.

Список литературы

1. Рашкофф Дуглас. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание/Дуглас Рашкофф. – М.: Издательство «Ультра. Культура», 2003. – 368 с.

Сведения об авторе

Кушнарёв Герман Сергеевич, действующий член ЮГОО УСТ «Трезвый Южноуральск», [email protected], +7-951-791-9197

About author

Kushnarev German Sergeevich, member of Yuzhnouralsk city public organization «Trezviy Yuzhnouralsk», [email protected], +7-951-791-9197

УДК 37.034

Баженов А. И., Загумённый В.А., Зверев А.А.

Bazhenov A.I., Zagumenniy V.A., Zverev A.A.

Баженов А. И., Загумённый В.А., Зверев А.А.
Опыт молодого учителя Трезвости в старших классах, ССУЗах и ВУЗах

The experience of young teacher of Sobriety lessons at schools, technical schools and institutes of higher education

В статье приведён план проведения уроков Трезвости в старших классах. Перечислены основные принципы, на которые стоит обращать внимание при проведении уроков Трезвости.

Ключевые слова: Трезвость, уроки Трезвости.

The paper contains Sobriety lessons plan for senior pupils. Main principles of Sobriety lessons teaching are enumerated.

Keywords: Sobriety, Sobriety lessons.

Введение. За годы работы трезвого движения наработаны научные [1] и методические материалы [2] для преподавания уроков Трезвости [3; 4; 5]. Однако пока нет опубликованной методики проведения уроков в старших классах, ССУЗах и ВУЗах. В данной работе мы решили представить свои наработки в этом направлении.

Наши рекомендации