В поэтическом творчестве рок-музыкантов
(на материале песенного творчества группы «Аквариум»
(автор текстов и исполнитель Б.Гребенщиков), «Наутилус Помпилиус»
(исполнитель В.Бутусов, авторы текстов И.Кормильцев, В.Бутусов),
«Чиж» (автор текстов и исполнитель С.Чиграков)
Тема любви является сквозной в мировой литературе. Пронизывает она и творчество рок-музыкантов. Отношение к теме любви существенно в определении системы ценностей автора, мира его чувств. Попытаемся выяснить, что вкладывают в понятие любви, как ее чувствуют русские рок-музыканты.
Рок-музыка стала неотъемлемым явлением русской культуры ХХ века, выражением настроений и устремлений, духовных запросов молодежных, прежде всего, кругов, реакцией на официально пропагандируемые каноны общественной жизни.
В статье анализируется лирика групп «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Чиж». Это обусловлено тем, что мы считаем их творчество знаковым в русской рок-культуре, близким по духу многим молодым людям, в частности автору статьи. Причастность авторов песен к единому пласту культуры рождает общие тенденции, особенности творчества. Сильно в песнях рок-музыкантов эпатирующее начало, обусловленное реакцией на официальную идеологию. Строки их стихотворений в сочетании с музыкой они образуют неразделимое целое.
Шедевром любовной лирики рок-поэзии является стихотворение Б.Гребенщикова «Он ждал»:
Он слышал ее имя,
Он ждал повторенья,
Он бросил в огонь все,
Чего было не жаль.
Он смотрел на следы ее,
Жаждал воды ее,
Шел далеко
В свете звезды ее.
В пальцах его
Снег превращался в сталь.
И он встал у реки,
Чтобы напиться молчанья,
Смыть с себя все
И снова остаться живым,
Чтобы голос найти ее,
В сумрак войти ее,
Странником стать
В долгом пути ее.
В пальцах его
Вода превращалась в дым.
И когда его день
Кончился молча и странно,
И кони его
Впервые остались легки,
То пламя свечей ее,
Кольца ключей ее,
Нежный, как ночь,
Мрамор плечей ее
Молча легли
В камень его руки.
Любовь в понимании Б.Гребенщикова – это бесконечное притяжение двух любящих сердец, преодоление пространства и времени («шел далеко в свете звезды ее», «его день кончился молча и странно»). В концепции любви Гребенщикова есть, на наш взгляд, что-то от платоновской идеи узнавания душ, которая прослеживается и в индийской философии.
Не случайно в лирике Гребенщикова звучит тема зова («он слышал ее имя», «…снова остаться живым, чтобы голос найти ее» и т.д.). Любовь – путеводная звезда, которая направляет лирического героя поэзии Гребенщикова («шел далеко в свете звезды ее», «пускай ведет звезда тебя// дорогой в дивный сад»).
В описании любви у мэтра отечественной рок-музыки много таинственного: употребление большого количества метафор, символов, наличие абстрактного сюжета или только штрихи к нему, метафоризация эротических мотивов. Все это говорит о восприятии любви как интимного, сокровенного чувства, природа и существо которого до конца не разгаданы.
Любовь – самое ценное явление в человеческой жизни, - утверждается в лирике Гребенщикова. О ценностности любви мы делаем вывод, например, на основе анализа композиции и содержания стихотворения «Черный брахман». В первой его части отвергаются какие-либо ценности, кроме любви:
Мне не нужно ни пушек, ни войска,
И родная страна не нужна, <…>
У меня за малиновой далью,
На далекой лесной стороне
Спит любимая в маленькой спальне
И во сне говорит обо мне.
В следующих же строках утверждается мысль о том, что любовь вызывает желание счастья вокруг, становится ценностным ориентиром и в итоге рождает гармонию мира.
Активная роль завоевателя или странника в поисках своей любви отводится мужчине. Женщине присуще скорее не рациональное начало, а таинственное, интуитивное:
Она расскажет тебе твои сны,
И этим лишит тебя сна.
И она раскроет своим ключом
Клетки всех твоих спрятанных птиц,
Но не скажет их имена.
(«Диплом»)
Видимо, именно этому приписывается магия женского любовного обворожения, колдовства.
Итак, по мысли Гребенщикова, любовь – светлое начало, которое организует мироздание, это чувство огромной силы и масштаба («Не стой на пути у высоких чувств»), в котором есть доля предначертанности. Метафорическая форма выражения подобной мысли сочетается с изумительной музыкой.
Иначе звучит тема любви в творчестве группы «Наутилус Помпилиус». Показательны в этом отношении слова песни «Колеса любви», которая перекликается по пафосу с песней «Не стой на пути у высоких чувств» Гребенщикова. Тон песни «Колеса любви» задается эпиграфом, который объясняет метафору в названии:
Как писала Каренина
В письме к Мэри Лин:
«Колеса любви
Расплющат нас в дым».
В данной символической метафоре смысл расширяется за счет эпиграфа. Так, колесо издревле служит символом вечности, бесконечности, а в сочетании со словом любовь это значение распространяется и на нее. Со знаковым именем Анны Карениной метафора «колеса любви» приобретает зловещие очертания безжалостного механизма смерти.
Любовь осмысляется как всеподчиняющая сила, уравнивающая всех людей в мире:
Это знали Христос, Ленин и Магомет –
Колеса любви едут прямо нам вслед.
Чингисхан и Гитлер купались в крови,
Но их тоже намотало на колеса любви.
Интересно осмысливается роль человека в любви. С одной стороны, посредством метафоры «колеса любви» в песне выражается мысль, что человек – объект, на который направлено действие, что его независимо от воли настигает чувство любви:
Тебя догонят колеса любви,
И ты уже никакой.
С другой стороны, в строках «мы ложимся, как хворост, под колеса любви» избран активный залог, что делает человека выразителем собственной воли.
В творчестве группы «Наутилус Помпилиус» сюжетно обыгрывается достаточно устойчивое понимание любви как жажды, когда любимый человек необходим, как воздух, как глоток воды:
Я раньше и не думал, что у нас
На двоих одно лишь дыхание.
(«Дыхание»)
С тех пор я пил из тысячи рек,
Но не смог утолить этой жажды.
(«Жажда»)
В песне «Жажда» сравнение любви со зверем показывает, что речь идет о страсти, древнейшем животном инстинкте, когда преобладает физическое влечение:
Первая любовь была слепа,
Первая любовь была, как зверь,
Ломала свои хрупкие кости,
Когда ломилась сдуру в открытую дверь.
Заметим, что по сравнению с Гребенщиковым выражение эротических мотивов в творчестве группы носит более конкретный характер, например:
В последнем месяце лета
Я встретил тебя,
В последнем месяце лета
Ты стала моей…