В поэтическом творчестве рок-музыкантов

(на материале песенного творчества группы «Аквариум»
(автор текстов и исполнитель Б.Гребенщиков), «Наутилус Помпилиус»
(исполнитель В.Бутусов, авторы текстов И.Кормильцев, В.Бутусов),
«Чиж» (автор текстов и исполнитель С.Чиграков)

Тема любви является сквозной в мировой литературе. Пронизывает она и творчество рок-музыкантов. Отношение к теме любви существенно в определении системы ценностей автора, мира его чувств. Попытаемся выяснить, что вкладывают в понятие любви, как ее чувствуют русские рок-музыканты.

Рок-музыка стала неотъемлемым явлением русской культуры ХХ века, выражением настроений и устремлений, духовных запросов молодежных, прежде всего, кругов, реакцией на официально пропагандируемые каноны общественной жизни.

В статье анализируется лирика групп «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Чиж». Это обусловлено тем, что мы считаем их творчество знаковым в русской рок-культуре, близким по духу многим молодым людям, в частности автору статьи. Причастность авторов песен к единому пласту культуры рождает общие тенденции, особенности творчества. Сильно в песнях рок-музыкантов эпатирующее начало, обусловленное реакцией на официальную идеологию. Строки их стихотворений в сочетании с музыкой они образуют неразделимое целое.

Шедевром любовной лирики рок-поэзии является стихотворение Б.Гребенщикова «Он ждал»:

Он слышал ее имя,

Он ждал повторенья,

Он бросил в огонь все,

Чего было не жаль.

Он смотрел на следы ее,

Жаждал воды ее,

Шел далеко

В свете звезды ее.

В пальцах его

Снег превращался в сталь.

И он встал у реки,

Чтобы напиться молчанья,

Смыть с себя все

И снова остаться живым,

Чтобы голос найти ее,

В сумрак войти ее,

Странником стать

В долгом пути ее.

В пальцах его

Вода превращалась в дым.

И когда его день

Кончился молча и странно,

И кони его

Впервые остались легки,

То пламя свечей ее,

Кольца ключей ее,

Нежный, как ночь,

Мрамор плечей ее

Молча легли

В камень его руки.

Любовь в понимании Б.Гребенщикова – это бесконечное притяжение двух любящих сердец, преодоление пространства и времени («шел далеко в свете звезды ее», «его день кончился молча и странно»). В концепции любви Гребенщикова есть, на наш взгляд, что-то от платоновской идеи узнавания душ, которая прослеживается и в индийской философии.

Не случайно в лирике Гребенщикова звучит тема зова («он слышал ее имя», «…снова остаться живым, чтобы голос найти ее» и т.д.). Любовь – путеводная звезда, которая направляет лирического героя поэзии Гребенщикова («шел далеко в свете звезды ее», «пускай ведет звезда тебя// дорогой в дивный сад»).

В описании любви у мэтра отечественной рок-музыки много таинственного: употребление большого количества метафор, символов, наличие абстрактного сюжета или только штрихи к нему, метафоризация эротических мотивов. Все это говорит о восприятии любви как интимного, сокровенного чувства, природа и существо которого до конца не разгаданы.

Любовь – самое ценное явление в человеческой жизни, - утверждается в лирике Гребенщикова. О ценностности любви мы делаем вывод, например, на основе анализа композиции и содержания стихотворения «Черный брахман». В первой его части отвергаются какие-либо ценности, кроме любви:

Мне не нужно ни пушек, ни войска,

И родная страна не нужна, <…>

У меня за малиновой далью,

На далекой лесной стороне

Спит любимая в маленькой спальне

И во сне говорит обо мне.

В следующих же строках утверждается мысль о том, что любовь вызывает желание счастья вокруг, становится ценностным ориентиром и в итоге рождает гармонию мира.

Активная роль завоевателя или странника в поисках своей любви отводится мужчине. Женщине присуще скорее не рациональное начало, а таинственное, интуитивное:

Она расскажет тебе твои сны,

И этим лишит тебя сна.

И она раскроет своим ключом

Клетки всех твоих спрятанных птиц,

Но не скажет их имена.

(«Диплом»)

Видимо, именно этому приписывается магия женского любовного обворожения, колдовства.

Итак, по мысли Гребенщикова, любовь – светлое начало, которое организует мироздание, это чувство огромной силы и масштаба («Не стой на пути у высоких чувств»), в котором есть доля предначертанности. Метафорическая форма выражения подобной мысли сочетается с изумительной музыкой.

Иначе звучит тема любви в творчестве группы «Наутилус Помпилиус». Показательны в этом отношении слова песни «Колеса любви», которая перекликается по пафосу с песней «Не стой на пути у высоких чувств» Гребенщикова. Тон песни «Колеса любви» задается эпиграфом, который объясняет метафору в названии:

Как писала Каренина

В письме к Мэри Лин:

«Колеса любви

Расплющат нас в дым».

В данной символической метафоре смысл расширяется за счет эпиграфа. Так, колесо издревле служит символом вечности, бесконечности, а в сочетании со словом любовь это значение распространяется и на нее. Со знаковым именем Анны Карениной метафора «колеса любви» приобретает зловещие очертания безжалостного механизма смерти.

Любовь осмысляется как всеподчиняющая сила, уравнивающая всех людей в мире:

Это знали Христос, Ленин и Магомет –

Колеса любви едут прямо нам вслед.

Чингисхан и Гитлер купались в крови,

Но их тоже намотало на колеса любви.

Интересно осмысливается роль человека в любви. С одной стороны, посредством метафоры «колеса любви» в песне выражается мысль, что человек – объект, на который направлено действие, что его независимо от воли настигает чувство любви:

Тебя догонят колеса любви,

И ты уже никакой.

С другой стороны, в строках «мы ложимся, как хворост, под колеса любви» избран активный залог, что делает человека выразителем собственной воли.

В творчестве группы «Наутилус Помпилиус» сюжетно обыгрывается достаточно устойчивое понимание любви как жажды, когда любимый человек необходим, как воздух, как глоток воды:

Я раньше и не думал, что у нас

На двоих одно лишь дыхание.

(«Дыхание»)

С тех пор я пил из тысячи рек,

Но не смог утолить этой жажды.

(«Жажда»)

В песне «Жажда» сравнение любви со зверем показывает, что речь идет о страсти, древнейшем животном инстинкте, когда преобладает физическое влечение:

Первая любовь была слепа,

Первая любовь была, как зверь,

Ломала свои хрупкие кости,

Когда ломилась сдуру в открытую дверь.

Заметим, что по сравнению с Гребенщиковым выражение эротических мотивов в творчестве группы носит более конкретный характер, например:

В последнем месяце лета

Я встретил тебя,

В последнем месяце лета

Ты стала моей…

Наши рекомендации