Тема: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов.

Цели урока:

Ø Изучить взаимосвязь музыки и живописи в картинах природы.

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Музыкальный материал урока:

Ø П. Чайковский. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года». Фрагмент (слушание).

Ø И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету «Весна священная»;

Ø П. Чайковский, стихи Г. Иващенко. Неаполитанская песенка (слушание).

Ø Ты река ли моя. Русская народная песня (пение).

Дополнительный материал: портреты композиторов, репродукции картин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит вступление к балету «Весна священная» Игоря Фёдоровича Стравинского «Поцелуй земли».

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полного жизни». (И.В. Гёте)

II. Сообщение темы урока.

— Ребята, как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях? (Думаем, что да. Потому что природа передаёт то или иное настроение. А каково оно — можно услышать в музыке и увидеть на картине.)

III. Работа по теме урока.

Природа в искусстве

— Природа в искусстве никогда не выглядела простым копированием. Она всегда одухотворена — печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой ее видит художник.

Природа всегда привлекала музыкантов. Она дарила ей звуки и тембры, которые слышны и в шуме дождя и ветра, и в пении птиц, и в плеске волн. Подражание звукам природы можно найти уже в музыке ХV века, к примеру, в хоровых пьесах Клемана Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Постепенно, кроме подражания звукам природы, музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала,

но и заиграла красками, цветами, бликами — стала зримой.

Выражение композитора и критики А. Серова «музыкальная живопись» говорит о возросшей выразительности музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу — пространственно-изобразительную.

Времена года

— Цикл Петра Ильича Чайковского «Времена года» относится к числу самых ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы.

По программе, предложенной нотным издателем, он написал свой знаменитый фортепианный цикл. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона — зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному — к русскому человеку, русской природе, русским обычаям. Каждой из двадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.

Например, к пьесе «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник», эпиграфом являются строки из стихотворения А. Майкова.

Откройте учебник на стр. 166 и прочитайте это стихотворение. А теперь мы прослушаем эту пьесу.

Слушание в исполнении учащихся.

— Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой? (Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки. Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, а может, и звон капели.)

Правильно, эти безыскусные строки поэта Макова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из-под снега.

В вальсовом движении мелодии журчит ручей, звенит капель. Всё это включает в себя образ ранней весны и символизирует пробуждение сил человека, его стремление к новым чувствам, свету, солнцу.

«Протокольная правда никому не нужна, — говорил Исаак Левитан. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку». Посмотрите на репродукцию картины «Весна» — большая вода, удивительно светлые, чистые тона нашёл композитор для передачи более поздней весны. Вспомните ещё одну картину Левитана, которая имеет музыкальное название. («Вечерний звон», эта картина тоже звучит.)

Левитана по праву называют непревзойденным мастером настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение. И художнику, и композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песнь в искусстве — лирическую песнь русской души.

Музыка Чайковского, при всей своей изобразительности, направлена на передачу настроения, вызванного пробуждением природы.

Образы природы

— Очень часто к образу цветка обращаются как композиторы, так и живописцы. Прочитайте высказывание Ференца Листа на стр. 168.

Что говорил Лист? (Он говорил о том, что цветок настолько прекрасен, что не может не найти своего воплощения в искусстве.)

Форма цветка, его видение зримо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительно замечательное явление природы — распускание бутонов, стебельков запечатлено в этой музыке.

Очень интересно нарисовал этот процесс композитор в своей музыке. Вначале фагот изображает стебелёк, тянущийся вверх. По мере того, как стебель обрастает листочками, мелодия всё больше и больше «обрастает» мелодическими подголосками.

Слушание фрагмента из балета «Весна священная» — «Поцелуй земли» И. Стравинского.

— Что вы заметили? (Музыка, и правда рисует очень похоже распускающееся растение. Звучит как-то очень свежо, светло.)

«Пейзаж не имеет цели, — говорил Саврасов, — если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».

Вокально-хоровая работа

— А сейчас мы с вами выучим новую шуточную песню «Колдунья».

В каждой шутке, говорят, есть доля правды, попробуйте найти правду в этой песне.

Исполнение песни «Колдунья», муз. В. Серебрянникова, сл. М. Бородицкой.

— Поделитесь впечатлениями. (Песня звучала подвижно, весело, смешно. В ней говорилось о колдунье, которой почему-то не удавалось колдовать как обычно. Наколдует одно— явится другое.)

А почему, как вы думаете? (Потому что она дулась на целый белый свет и вдохновение у неё пропало.)

Как вы думаете, а композиторы, художники, поэты и другие создатели по-своему колдуны, волшебники? (Да, наверное. Они ведь творят новое, создают замечательные произведения искусства, которые помогают остальным людям видеть мир по-другому, более глубоко и разносторонне. Для этого тоже необходимо вдохновение.)

Я думаю, что злые люди, не могут создавать ничего прекрасного, правда'?

Вокально-хоровая работа.

IV. Итог урока.

— Итак, ребята, вы были абсолютно правы, сказав в начале урока о том, что природа и в музыке, и в живописи не бездушна, а отражает настроение, она не простое копирование — а душа того или иного произведения.

V. Домашнее задание.

«Дневник музыкальных наблюдений», стр. 28.

Урок 27

Наши рекомендации