Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей

В числе мер по решению данной задачи Программы предполагается проведение на уровне города систематической работы по просвещению семей по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российских духовных и культурно-исторических традиций.

Реализация Программы предполагает два этапа в работе с семьями:

- просветительский;

- этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап предполагает проведение курсов и отдельных лекций для родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве лекторов медиков, педагогов, священнослужителей. Базой для проведения этих занятий могут стать женские консультации, детские поликлиники, психолого-медико-социальные центры, семейные и психологические консультации, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, вузы, воскресные школы.

Тематика лекций выстраивается в соответствии с насущными проблемами молодой семьи, связанными с оздоровительными программами (подготовка молодых супругов к рождению ребенка, уходу за малышом), семейными традициями, духовно-нравственными основами уклада жизни семьи, годовым кругом праздников в жизни семьи. Для семей, имеющих детей подросткового и более старшего возраста, целесообразно проведение бесед о проблемах духовно-нравственного становления в отрочестве и юности, о возможности тактичного и компетентного оказания родительской помощи детям в преодолении искушений современной жизни.

В основу реализации указанной задачи с молодыми семьями может быть положено внедрение на муниципальном уровне положительно зарекомендовавших себя на общероссийском уровне программ и методических

рекомендаций по оздоровлению детей до и после рождения (обучение родителей и будущих родителей основам медико-педагогических и психологических знаний) «К здоровой семье через детский сад», «Рождение и воспитание здорового ребенка», разработанные Санкт-Петербургской академией постдипломного образования (директор программы – Коваленко В.С.). А также комплекса оздоровительных и педагогических программ «Семейный лад» (разработчик – региональная общественная организация «Семейный клуб родительского опыта «Рождество» (г.Москва) и др.

Просвещение родителей предполагает издание и распространение серии книг, брошюр и печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание», подготовку и комплектование подборок аудио- и видеокассет для всей семьи из одноименного цикла.

В рамках обозначенного этапа работы осуществляется и создание библиотек и книжных лавок для родителей в образовательных учреждениях, при храмах.

Необходима также широкая информационная работа по распространению лучшего опыта семейного воспитания (из отечественной истории, истории региона, современной жизни) в местных средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях.

Духовно-нравственное воспитание и образование в учреждениях дошкольного, общего среднего, дополнительного и высшего образования.

Программа предполагает разработку и интегрирование духовно-нравственного содержания в муниципальную систему дошкольного, общего среднего, дополнительного, высшего образования. Начальные этапы реализации данного направления Программы предполагают определение опорных зон, базовых площадок по духовно-нравственному воспитанию в образовательных учреждениях города.

Планируется анализ степени применимости на уровне города имеющихся воспитательно-образовательных программ духовно-нравственного содержания, а также целевая разработка (на основе имеющихся) и доработка программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию для использования в образовательных учреждениях города.

Параллельно с общим содержанием предполагается разработка регионального (муниципального) содержания духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников, школьников и подростков.

В подпрограммы дошкольного, школьного и вузовского образования предполагается включение разработки методических рекомендаций по интеграции духовно-нравственного содержания с учетом местной специфики в предметы общеобразовательного (в первую очередь гуманитарного) цикла.

Предусматривается разработка учебных пособий (учебников, тетрадей на печатной основе, наглядных материалов) по основам православной культуры, духовному краеведению.

Планируется конкурсная разработка силами творческих педагогов и методических объединений циклов уроков, сценариев праздничных мероприятий и учебных экскурсий по духовно-нравственному воспитанию и духовному краеведению, а также координация планирования системы работы по трудовому, экологическому, эстетическому, военно-патриотическому и другим направлениям воспитательной работы с учетом задач духовно-нравственного воспитания и функциональных особенностей.

Отдельным блоком воспитательно-образовательных подпрограмм является разработка и апробирование контрольно-диагностических мероприятий по определению уровня духовно-нравственной и патриотической воспитанности выпускников учреждений различных звеньев системы образования.

Предусматривается проведение олимпиад и конкурсов ученических и студенческих работ по духовно-нравственной и культурологической тематике, проведение совместных научно-практических конференций студентов вузов, учащихся общеобразовательных и воскресных школ, конференций молодых ученых. Установление специальных стипендий и грантов на разработку духовно-нравственной проблематики за счет средств фонда «За духовное и нравственное здоровье города».

Подпрограммы предполагают разработку циклов досуговых мероприятий духовно-нравственной направленности, содействие организации творческих объединений, конкурсов, молодежной экскурсионно-паломнической службы, трудовых и социально-благотворительных молодежных акций.

Специальные подпрограммы планируется создать в рамках направления «Противодействие распространению в сфере детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия»

Наши рекомендации