Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуза

В высшей школе студент должен творчески осваивать профессиональные, общекультурные, идеологические знания и тем самым формироваться как целостная творческая личность, а не быть только профессионально развитой, хотя и творческой личностью. Сфера образования должна решать сложнейшую задачу в формировании социального индивидуума, способного влиться в общество как отдельно взятой страны, республики, так и международное сообщество полноправным гражданином, который несёт не только свою национальную культуру, но и адекватно воспринимает культуру других народностей.

В русле этой тенденции формируется мировое информационно-образовательное пространство. При этом совершенно ясно, что в этом конкурентном единстве эффективна лишь та система образования, которая органично вписана в культурную традицию России и мира, соотнесена с её национальным менталитетом и имеет своей целью становление личности на путях овладения целостным образом мира, соотнесённым с индивидуальными способностями и целями. Для гармоничного развития подрастающего поколения в условиях поликультурного образовательного процесса наш вуз – Башкирский Государственный Аграрный Университет апробирует новый подход к образовательному процессу, движущими силами которого является поиск личностных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития.

Своеобразие нашего образовательного учреждения состоит в том, что большинство студенческого контингента – дети села - непосредственно формируется в этнонациональных традициях. Авторитет родителей, устойчивость религиозных представлений, этических ценностей оказывают на личность молодого человека не менее сильное воздействие, чем информационное Интернет-пространство или телевидение. Первоочередной задачей вуза в этих условиях является формирование способности адекватно ориентироваться в современном социуме, адекватно понимать свои способности, возможности и цели. Социализация личности студента, с нашей точки зрения, происходит не иначе как в процессах освоения современной культуры с учетом ее исторических этнических традиций. Поэтому социализация личности студента означает обучение его жизни в поликультурной среде современной России, умению свободно выбирать свой жизненный путь, работать в различных сферах общественной практики, в селе или в городе, продолжать образование в социокультурных условиях других регионов России или за рубежом.

Решение этой задачи предполагает формирование системы ценностных ориентаций, гражданственности, патриотизма, толерантности, чувства собственного достоинства, умения понимать другого и самого себя. Эти задачи определили пути реализации поликультурного образования в вузе, проводимого кафедрой истории и культурологии БГАУ: усвоение научно-образовательной информации на основе культурологического (как объективная связь человека и культуры, система ценностей) и синергетического (как педагогическая система самоактуализации личности в поликультурном пространстве) подходов. Формированию познавательного интереса к проблемам поликультурного общества помогло решение руководства вуза о создании этнографического музея народов Башкортостана. Стараниями студентов и преподавателей вуза была создана выставочная экспозиция, позволяющая воочию оценить материальную и художественную культуру народов республики, единство и разнообразие культур, этносов, религий, их историческое право на отличие, непохожесть. Способствует этому и уже ставшее традицией посещение Национального Краеведческого музея, Музея археологии и этнографии, Художественного музея им.М.В.Нестерова, завершающее изучение курсов «История Башкортостана», «Культурология».

Культура мира, толерантность, которую мы в настоящее время пытаемся привить подрастающему поколению, есть культура принятия другого, терпимости к нему, его образу мышления и поведения. Однако одновременно это и социальная потребность в формировании у молодых людей навыков культурного поведения, умения владеть собой и строить отношения с окружающими в быту, в семье, профессиональной и общественной деятельности. БГАУ – один из немногих вузов страны, где, осознав эти задачи, был введён курс по выбору «Этикет». Студенческая среда – это одна из наиболее интенсивных зон коммуникаций в период обретения взрослой идентичности, поэтому на практических занятиях по данной дисциплине, усваивая основные правила этикета, молодые люди овладевают культурным механизмом принятия решений, учатся уважению, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.

Таким образом, вузовское образование, на примере БГАУ, может и должно реализовать традиционную культурологическую функцию – формирование в условиях поликультурного общества гражданина своей страны, гордящегося своим Отечеством и делающего всё возможное для его блага.

[1] Орлик О.В. «Гроза двенадцатого года…». М.,1987. – С.75

[2] Там же. – С. 76.­

[3] Бикмеев М.А. Исторический опыт военно-организационной и мобилизационной работы Башкирской АССР периода Второй мировой войны. Уфа, БИРО 2005.-С.79.

[4] Документы мужества и героизма 1941-1945. Уфа, 1980. -С.35.

[5] Бикмеев М.А. Современные подходы к изучению истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: теория, методология, технология и методика: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. - Уфа: Издательство БИРО,2009.-С.47.

[6] История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов 19 века-Уфа: Китап, 1996. с.397

[7] Асфатуллин С.Г. Северные амуры в Отечественной войне 1812 года. Уфа 2000 год с.145


Наши рекомендации