Iii. программа духовно-нравственного воспитания детей

Программа духовно-нравственного воспитания детей Воскресной школы разработана на принципах православной педагогики и христианской антропологии, в основе которых лежит православный взгляд на человека как на образ и подобие Божие.

Главной сферой жизни ребенка, где происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления, помимо школы и Церкви, является семья. Отсюда следует, что организация совместного взаимодействия воскресной школы, прихода и семьи является одной из педагогических задач по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Исходя из этих задач, особое внимание в работе Воскресной Школы уделяется взаимодействию с родителями.

Можно выделить следующие формы проводимой работы:

· родительские собрания 2 раза в полугодие;

· открытые уроки;

· анкетирование;

· занятия по рукоделию и творчеству с педагогами Воскресной школы;

· информационные стенды для родителей;

· выставки творческих детских работ;

· совместные с родителями праздники, спектакли;

· совместное участие в Богослужении;

· паломнические поездки;

· помощь в облагораживании территории Воскресной Школы;

· шитье костюмов, изготовление реквизита;

· подготовка к ярмаркам, фоторепортажи с праздников, техническая помощь.

Духовник Воскресной школы оказывает постоянную духовную поддержку директору Воскресной школы, педагогическому составу, воспитанникам Воскресной школы и их родителям.

IV. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

Воскресная школа организует учебно-воспитательный процесс в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами (для детей) Русской Православной Церкви». Решение о зачислении учащихся в Воскресную школу принимает директор с благословения Настоятельницы на основании письменного заявления родителей (законных представителей). При зачислении в Воскресную школу директор знакомит родителей (законных представителей) учащихся с документами, регламентирующими деятельность учебно-воспитательного процесса (Правила поведения в Воскресной школе).

Расписание занятий в Воскресной школе составляется директором с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических норм и графиком богослужений. Ежегодно состав и количество классов в Воскресной школе определяется в зависимости от числа полученных заявлений, условий, созданных для осуществления учебно-воспитательного процесса и возрастных особенностей учащихся. Дисциплина в Воскресной школе поддерживается на основе православных традиций, взаимного уважения учащихся друг к другу. Применение методов грубого физического и психического насилия не допускается.

Учебный год в Воскресной школе начинается в первое воскресенье октября и заканчивается в последнее воскресенье мая. Учебный год в Воскресной школе начинается и заканчивается богослужением. Учебным днем является воскресенье, но занятия могут быть организованы и в другие дни недели. В Воскресной школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности. Форма оценки знаний определяется педагогическим советом Воскресной школы. Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией и проходит в форме итоговой аттестации по изучаемым дисциплинам. Аттестационная комиссия возглавляется директором и формируется им из числа преподавателей Воскресной школы. Духовник Воскресной школы по должности является членом аттестационной комиссии. Количество и состав участников комиссии определяется директором и утверждается Настоятельницей. Общее количество членов комиссии - не менее четырех человек.

В Воскресной школе организованы дополнительные занятия в форме кружков: "Рукоделие и творчество", "Хор".

Цель обучения детей по программе "Рукоделие и творчество" – привить детям любовь к творчеству и созиданию.

Освоение детьми данной программы направлено на реализацию следующих задач:

· укреплять навык молитвы перед началом каждого дела и по его окончании;

· содействовать развитию у детей трудолюбия и полезных навыков;

· воспитывать у детей уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;

· помогать ребенку правильно выстраивать отношения в детском коллективе;

· прививать навыки служения ближнему, прощать и просить прощения, воспитывать чувства совестливости и стыда;

· развивать в ребёнке усидчивость, нацеленность на результат;

· учить детей работать в команде и радоваться совместному творчеству, сопричастности чему-то общему, большому.

Предметные результаты освоения программы "Рукоделие и творчество":

· готовые индивидуальные и коллективные работы;

· знакомство с различными техниками и видами творчества.

Личностные результаты освоения программы "Рукоделие и творчество":

· наличие и практическая реализация навыков индивидуального и совместного творчества;

· бережное отношение к результатам своего и чужого труда;

· усидчивость, нацеленность на результат.

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. Хор занимает особое место в развитии музыкальных способностей ребёнка, служит одним из важнейших факторов развития слуха, помогает формированию интонационных навыков.

Программа «Хор» направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие воспитанников. Цель обучения детей по программе «Хор»: развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства и духовно-нравственное развитие учащихся на лучших образцах вокальной и хоровой музыки.

Освоение детьми данной программы направлено на реализацию следующих задач:

· воспитание любви к музыке и хоровому исполнительству;

· развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

· приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений;

· осуществление межпредметных связей с основными вероучительными предметами начальной ступени воскресной школы, а именно «Основами хорового церковного пения».

В Воскресной школе предусмотрено питание для воспитанников всех учебных ступеней после Причастия перед началом занятий.

ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ

СЕТКА ЧАСОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Учебные предметы Количество часов в неделю (всего за год)
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
Закон Божий 0,5 часа (14 часов) 0,5 часа (14 часов) 0,5 часа (14 часов)
Творческая мастерская 0,25 часа (7 часов) 0,25 часа (7 часов) 0,25 часа (7 часов)
Музыкальная разминка 0,25 часа (7 часов) 0,25 часа (7 часов) 0,25 часа (7 часов)
ИТОГО: 1 час (28 часов) 1 час (28 часов) 1 час (28 часов)

Данные учебные предметы реализуются в рамках программы "Введение в Закон Божий".

НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ

СЕТКА ЧАСОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Учебные предметы Количество часов в неделю (всего за год)
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения
Священная библейская история 1 час (28 часов) 1 час (28 часов) - -
История Христианской Церкви - - 0,5 часа (14 часов) -
Устройство православного храма и богослужение 1 час (28 часов) - - -
Основы христианской нравственности - - 0,5 часа (14 часов) 1 час (28 часов)
Церковно-славянский язык - 1 час (28 часов) 1 час (28 часов) 1 час (28 часов)
Основы хорового и церковного пения - 1 час (28 часов) - -
ИТОГО: 2 часа (56 часов) 3 часа (84 часа) 2 часа (56 часов) 2 часа (56 часов)

"Священная библейская история", "История Христианской Церкви" и "Устройство православного храма и богослужение" преподаются в рамках программы "Закон Божий (7 - 10 лет)".

ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ

СЕТКА ЧАСОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Учебные предметы Количество часов в неделю (всего за год)
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения
Священное Писание: Ветхий Завет 1 час (34 часа) - - -
Священное Писание: Новый Завет - 1 час (34 часа) - -
Православное Богослужение 1 час (34 часа) - - -
Основы православного вероучения - 1 час (34 часа) 0,5 часа (17 часов) -
История Христианской Церкви - - 1 час (34 часа) 1 час (34 часа)
Христианская этика - - - 1 час (34 часа)
ИТОГО: 2 часа (68 часов) 2 часа (68 часов) 1,5 часа (51 час) 2 часа (68 часов)

В воскресной школе женского монастыря в честь иконы Божьей Матери «Державная» ведется постоянная работа скаутов с воспитанниками основной ступени (11-15 лет). Скаутское движение занимается физическим, духовным и умственным развитием молодых людей. Одна из заповедей скаутов звучит «Носи Бога в сердце и помни девиз свой: «Будь готов!». При посвящении в скауты каждый ребенок дает обещание: «Клянусь своей честью, что я сделаю все от меня зависящее, чтобы выполнить мой долг перед Богом и Родиной: помогать другим и жить по законам скаутов».

Для того, чтобы стать скаутами, детям нужна подготовка. Вместе с преподавателями Воскресной школы и наставниками из скаутской организации, воспитанники Воскресной школы несколько раз в год отправляются в поход на несколько дней. Наши воспитанники самостоятельно разбивают палаточный лагерь и готовят еду, в походе они учатся ориентироваться на местности, вязать узлы, изучают природу нашего края. Для скаутов очень важно совершение хороших, добрых дел, ведь помощь ближнему – это центральная мысль скаутского движения. Вместе со скаутами воспитанники Воскресной школы воплощают в реальность заповедь "возлюби ближнего своего как самого себя".

Преподаватели Воскресной школы, воспитанники и их родители несколько раз в год совершают экскурсионно-паломнические поездки по храмам и монастырям города Калининграда и Калининградской области.

Наши рекомендации