Основы организации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

Духовно-нравственное воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений региональной и муниципальной поли­тик в области воспитательной деятельности.

Правовой основой духовно-нравственного воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07. 1992г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ, «О воинской обязанности и военной службе» от 16 февраля 2001 г. № 122-ФЗ, «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 года № 25-ФЗ, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010гг.», утверждённая постановлением Правительства РФ от 11.07.2005гю. № 477, и другие нормативные пра­вовые акты Российской Федерации и Кемеровской области в части, касающейся вопросов духовно-нравственного воспитания.

Чтобы объединить усилия органов власти, различных ведомств и организаций, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью, нужна единая региональная политика в области духов­но-нравственного воспитания детей и молодёжи и соответст­вующая этой политике муниципальная система духовно-нравственного воспи­тания и просвещения населения, способная консолидировать и координировать эту много­плановую работу.

Создание такой системы обязательно предполагает консолидацию деятельности всех органов исполнительной власти области, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений.

Система духовно-нравственного воспитания и просвещения включает в себя соответст­вующие государственные и муниципальные учреждения, общественные орга­низации, нормативно-правовую и духовно- нравственную

базу воспитатель­ной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс конкретных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи.

Система духовно-нравственного воспитания и просвещения охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых и иных коллективов и заканчивая высшими органами власти региона. Она предполагает организацию мероприятий духовно-нравственной направленности как на региональном и муниципальном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой лично­стью.

Ведущее место в системе духовно-нравственного воспитания занимает семья. Семья, являясь ячейкой общества, несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. В семье начинается процесс духовно-нравственного воспитания личности, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях.

В системе духовно-нравственного воспитания важнейшей составляющей является массовая работа, организуемая и проводимая на постоянной ос­нове государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, мо­лодежных и других общественных организаций, Русской Православной Церкви.

Система духовно-нравственного воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями пер­воочередных задач системы духовно-нравственного воспитания, так и изме­нениями, происходящими в экономической, политической, социальной и дру­гих сферах Алтайского края и Российской Федерации в целом.

Нормативно-правовое обеспечение духовно-нравственного воспитания включает в себя совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса духовно-нравственного воспитания, роли, места, задач, функций органов власти, каждого ведомства, организаций как состав­ляющих элементов единой системы духовно-нравственного воспитания с учетом их специфики. Нормативно-правовое обеспечение включает:

– подготовку и принятие законодательных актов по созданию системы духовно-нравственного воспитания населения в городе;

– заключение соглашений о сотрудничестве и разработке программы совместных действий органов исполнительной власти области, органов управления образованием, здравоохранения, культуры. Проведение социологических исследований по проблемам духовно-нравственной жизни населения города;

– создание группы по экспертизе воспитательно-образовательных программ и методических материалов по духовно-нравственному воспитанию;

– анализ и обобщение муниципального опыта духовно-нравственного воспитания;

– создание исследовательских лабораторий по проблемам духовного и нравственного воспитания в городе;

– разработку и внедрение учебных и просветительских программ формирования у детей, молодежи и населения в целом устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

Программное и организационно-методическое обеспечениепредполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по ор­ганизации и проведению духовно-нравственного воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения; развитие и совершенствование форм и ме­тодов воспитания, осуществляемого управлениями и ведомствами, институ­тами воспитания и общественными организациями; обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой духовно-нравственной работы; регулярное издание соответствующей литературы, ос­вещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ.

Реализация Программы предполагает:

– соотнесение содержания муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в г. Барнаула с содержанием действующих муниципальных программ социальной направленности;

– формирование комплекса предложений по интеграции духовно-нравственного компонента в действующие на муниципальном уровне гуманитарные программы и реализация этих предложений;

– подготовка, создание и распространение книг и печатных материалов в серии «Семейное духовно-нравственное воспитание»;

– формирование библиотек для родителей в образовательных учреждениях, при семейных клубах, объединениях, воскресных школах, распространение лучшего опыта семейного воспитания в городских и областных средствах массовой информации;

– создание православно-ориентированных родительских общественных объединений, семейных клубов;

– организация церковных воскресных школ.

Информационно-просветительское и культурно-просветительское обеспечение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания – утверждение духовно-нравственных ценностей в качестве важнейших ценностей

в сознании и чувствах жителей города; активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей в средствах массовой информации, литературе и ис­кусстве; целенаправленное и творческое использование позитивных возмож­ностей духовно-нравственных идей в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при актив­ном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно управлений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, отдела по делам молодежи, комитета социальной защиты населения, Алтайской епархии. Предполагается:

– разработка подпрограмм и рекомендаций по усилению патриотической и духовно-нравственной направленности для местных средств массовой информации;

– организация постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению в средствах массовой информации;

– организация и проведение Дней славянской письменности и культуры в городе;

– организация работы православного лектория в рамках Дней славянской письменности и культуры;

– проведение общественных чтений по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи;

– проведение уроков милосердия в учреждениях общего, среднего специального, высшего и дополнительного образования;

– создание видеофильма о духовном возрождении города;

– создание православных отделов в библиотеках города;

– создание телевизионных и радиовещательных образовательных программ, направленных на развитие духовности подрастающего поколения;

– создание в муниципальных СМИ специальных тематических рубрик, воспитывающих патриотические, духовно-нравственные качества населения;

– разработка мероприятий и организация работы по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности.

Научно-теоретическое и научно-методическое обеспечение включает организацию исследова­ний в сфере духовно-нравственного воспитания и использование их результа­тов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития духовно-нравственной личности; обо­гащение содержания духовно-нравственного воспитания посредством вклю­чения в него культурно-исторического, этического и других компонен­тов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных на­ук; научное обоснование путей приобщения населения, особенно подрастаю­щего поколения, к духовно-нравственным ценностям, их духовного

освоения. Данная работа предполагает:

· формирование научных коллективов по экспертизе и доработке

· программ по духовно-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях среднего специального и высшего профессионального образования;

· отбор и оценка степени применимости на уровне города имеющихся программ по духовно-нравственному воспитанию для дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, дополнительного, среднего специального и высшего профессионального образования;

· создание экспериментальных площадок для апробирования новых форм и методов педагогической деятельности по вопросам духовно-нравственного воспитания;

· организация работы по интеграции духовно-нравственного компонента в содержание образовательных программ по различным методикам и учебным дисциплинам;

· · создание научно-методических рекомендаций и проектов наглядных пособий по духовно-нравственному воспитанию для различных уровней системы образования;

· проведение серии установочных научно-практических семинаров по духовно-нравственному воспитанию для руководителей образовательных учреждений, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для специалистов разных уровней;

· курирование работы по духовно-нравственному воспитанию и преподаванию в дошкольных образовательных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования;

· проведение городской научно-практической конференции по вопросам духовно-нравственного воспитания в системе среднего специального и высшего профессионального образования;

· разработка положений и проведение конкурсов творческих работ школьников, научных работ студентов и молодых ученых по духовно-нравственной тематике;

· разработка программ и методических рекомендаций по туристско-экскурсионной краеведческой работе с учетом возрастных особенностей восприятия учащимися материала духовно-нравственного содержания;

· организация и проведение городских конкурсов и олимпиад по православной культуре. Разработка подпрограммы проведения молодежных досуговых мероприятий духовно-нравственного характера (праздники, паломничества, поездки, экскурсии);

· создание молодежной паломнической службы;

· разработка и апробирование контрольно-диагностических материалов по определению уровня духовно-нравственной воспитанности выпускников дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений системы дополнительного образования детей и т.д.

Обеспечение взаимодействия: различных ведомств в системе духовно-нравственного воспитания в рамках муниципалитета предусмат­ривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возмож­ностей,

разработку модели реализации основных на­правлений деятельности по духовно-нравственному воспитанию населения г. Барнаула.

Кадровое обеспечение предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различ­ного

уровня (представителей власти; управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры и т.д.) в вопросах духовно-нравственного воспитания, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи г. Баранула, что предполагает:

· проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения население г. Барнаула;

· поддержка постоянно-действующих учебных курсов-семинаров «Духовно-нравственное воспитание и преподавание учебного предмета «Основы православной культуры», «История христианства», «История мировых религий»;

· разработка и внедрение содержательных и методических учебных курсов и спецкурсов духовно-нравственной направленности для студентов учреждений среднего специального и высшего профессионального образования в городе;

· проведение ежегодного «круглого стола» на тему: «Основные современные проблемы духовно-нравственного воспитания» с привлечением известных ученых, деятелей искусства, представителей духовенства;

· проведение курсов повышения квалификации по духовно-нравственной тематике для различных категорий педагогов города;

· организация в городе работы постоянно действующего методического семинара по духовно-нравственному воспитанию;

· проведение регулярных встреч педагогов области с духовенством;

· организация паломнических поездок по святым местам.

Финансово-экономическое обеспечение духовно-нравственного воспитания означает оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в г. Барнауле», привлечение про­изводственных и предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности духовно-нравственного воспитания населения города.

Создание этих условий будет способствовать совершенствованию управления системой духовно-нравственного воспитания на муниципальном уровне.

Наши рекомендации