Социология как наука об обществе
Глава I
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
Определение социологии как науки. Социология в системе социальных наук. Научный статус социологии: объект, предмет и методы. Структура социологии. Функции социологии. Что такое общество. Понятие общества. Социальные и социетальные системы. Общество как социетальная система. Общество и индивид. Государство. Гражданское общество. Типология обществ. Эволюция, изменение, развитие общества
Определение социологии как науки
Когда во второй трети XIX в. О. Конт и Г. Спенсер закладывали основы социологии, трудно было предположить, что рождается наука, которую ждет столь большое будущее. Сегодня социология — одна из ведущих научных дисциплин.
Какие бы сложные и высокие задачи ни стояли перед человеком или группой, все они упираются в характер человеческих отношений, в умение и способности людей жить вместе, разделять какие-то общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций, которыми изобилует наш мир. Чем сложнее проблемы, стоящие перед нами, тем большую роль в их решении играет личность и ее знание о человеке.
Каждому из нас, и специалисту особенно, важно не только хорошо знать свое дело, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых строится семья, студенческая группа, общество, мировое сообщество.
Социология помогает разобраться в сложных социальных системах и структурах, понять, как живет и функционирует социальный мир.
В России и на Западе долгое время существовало мнение, что социальные знания нужны только тем, кто занимается политикой, культурой. Однако социальный мир исключительно сложен.
Он полон кризисов, конфликтов, противоречий. Кому из нас не нужно взаимопонимание, добрая воля? Легче не допустить конфликта, чем его разрешать. Это будет возможно тогда, когда мы будем способны к научному познанию окружающего мира. Социология как раз и является наукой, позволяющей понять социальный мир, социальное взаимодействие личности.
Социологический анализ отражает решение трех главных вопросов:
1. Как формируются социальные структуры, каковы причины и условия образования различных форм социальной организации?
2. Каким образом эти социальные структуры и образцы поведения приобретают устойчивость и стабильность?
3. Как изменяются и разрушаются социальные структуры, каковы причины социальной дезорганизации?
Ответы на поставленные вопросы выдвигают основные проблемы социологии: насколько возможен социальный порядок и какими способами его добиться.
Социология — это научное изучение структурных механизмов изменения и функционирования общества и составляющих его компонентов — социальных групп, общностей, социальных институтов, возникающих в процессе социального взаимодействия людей.
Главная цель социологии — объяснение и рациональное пони-» мание поведения человека и социальной организации, благодаря чему становится возможным определение научных путей решения встающих перед обществом проблем.
Структура социологии
Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную структуру, исследуя социальные процессы и явления как на уровне общества в целом, так и на уровне личностных и межличностных связей. Социологическая наука делится на следующие составные части:
1. Общетеоретическую социологию, направленную на выяснение общих закономерностей функционирования и развитие социума как целого и представляющую собой макросоциологическое исследование.
2. Социологию среднего уровня, направленную на выяснение об-» щих закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы (например, социологию социальных групп, социологию города, социологию права, социологию образования, социологию спорта, социологию труда, социологию семьи и т.д.).
3. Микросоциологию, изучающую социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.
В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находятся само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.
Было бы серьезной ошибкой разрывать теоретическое и эмпирическое в социальном исследовании, как это было в недавнем прошлом, когда социология сводилась к эмпирическому исследованию общественного мнения, к опросам. Это двуединые стороны целостного исследования.
Иной специфический аспект характеристики структуры социологии отражает различение фундаментальной и прикладной социологии.
Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическим исследованием. Фундаментальная социология направлена на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки. Прикладная социология — на изучение практических вопросов, отдельных сторон социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области.
Следует различать:
социальные исследования — широкое понятие, они проводятся в других общественных науках: экономике, политологии;
социологические исследования — ядро более широких социологических исследований.
Функции социологии
Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-познавательную, практически политическую и идейно-воспитательную. Разграничение этих функций не должно быть чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.
Реализация теоретико-познавательной функции позволяет расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамического развития самого объекта познания этой науки — социальной действительности. Особая роль принадлежит здесь эмпирической социологии и непосредственно специальным социологическим теориям.
Практически политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. Таким образом, обогащение и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология — одна из теоретических основ политики и практики.
Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и приклад-
ные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. На основе эмпирических социологических знаний обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Предвидение, планирование и прогнозирование являются конкретными формами реализации практически политической функции социологии, из которых следуют функции социального проектирования и конструирования; управленческая и организационно-техническая функции (разработка и внедрение социальных технологий).
Вопросы и задания
1. В чем суть социологического знания?
2. Чем социология отличается от философии, психологии и других гуманитарных наук?
3. Расскажите о предмете изучения социологии.
4. Какова структура социологической науки?
5. Чем отличается фундаментальная социология от прикладной?
6. Что является предметом исследования макро- и микросоциологии?
7. Перечислите основные функции социологии.
Литература
Смелзер Н. Социология. — М., 1994.
Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. — М., 1993. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — М., 1995. Социология: Учебное пособие / Отв. ред. Э.В.Тадевосян. — М., 1995. Харчева В. Основы социологии: Учебник. — М., 1997.
ОБЩЕСТВО КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ И ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Что такое общество. Понятие общества
Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей.
Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. От других образований оно отличается собственными признаками и свойствами. Американский социолог Э. Шиле выделил следующие критерии, отвечающие понятию «общества»:
1. Оно не является частью какой-либо крупной системы.
2. Оно состоит из людей, браки которых заключаются, как правило, между представителями данного объединения.
3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются представителями данного объединения.
4. Объединение имеет свою территорию, которую считает своей собственностью.
5. У данного объединения собственное название и собственная история.
6. Оно обладает собственной системой управления.
7. Объединение сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Э. Шиле достаточно полно характеризует общество с социологической точки зрения, поскольку указывает на главные его признаки: семейно-брачные и кровно-родственные отношения; описывает способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией.
В отличие от общества, государство — искусственный политический конструкт — учреждение или институт, призванный управлять социальными отношениями. В то же время понятие «страна» включает в себя естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы.
Итак, страна — часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство — политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (парламент, правительство). Общество — социальная организация не только страны, но и также нации, народности, племени.
Понятия «общество», «государство», «страна» иногда по смыслу могут совпадать, но обязательно различаются по содержанию, поскольку отражают разные стороны одного и того же предмета. Рассматривая общество как социологическую категорию, можно констатировать, что это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей. Это своеобразный организм или система, обладающая своими составными элементами, пространственными и временными границами своего существования. Например, древнее общество, средневековое общество, современное европейское общество, французское общество, российское общество и т.д.
Итак, общество — это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей. Общество возникает по мере упорядочения, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.
^^шшат^я^шш^ш^ш^^шяяяшшяшшя^^^^^^^^^^^^^^^ш ^ш
Гражданское общество
Если из многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, т.е. все то, что неподконтрольно государству. В социологии это понятие появилось благодаря работам Г.Гегеля и К. Маркса. У Гегеля «гражданское общество» предстает как промежуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства. У К. Маркса термин «общество» редко употребляется сам по себе. По мнению классиков, «гражданское общество есть подлинный источник и театр всей истории». Таким образом, объяснение политических событий, изменения в праве и развитии культуры надо искать в развитии структуры гражданского общества. Между принудительными государственными отношениями и экономической сферой производства пролегает область граж-
данского общества, а именно — область социальной жизни, которая выступает в качестве феномена согласия гражданского и индивидуального.
Типология обществ
Существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, то есть тем, как используются и контролируются экономические ресурсы.
Классификация обществ может быть составлена на основе господствующих в них религий (например, православия) или языка (франкоязычное общество). Г. и Дж. Ленски классифицировали общества в соответствии с основными способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.
1. Общества, живущие собирательством и охотой. Большинство таких обществ обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корений и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи. Имущество этих людей ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей. Политические структуры в этом обществе почти не существуют, во главе его обычно стоит старейшина или вождь.
2. Огороднические общества впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры. В дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы и сохранились до настоящего времени, главным образом в Африке, на юге Сахары. Так же как в обществе охотников и собирателей, огороднические общества не производят прибавочного продукта: люди трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопроизводительную систему сельского хозяйства. Политические структуры этих обществ имеют до двух социальных слоев. Система родственных связей также является основой социальной структуры данных социумов.
3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства, они могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Это создало возможность для возникновения городов, ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство, была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные политические организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее родственные связи продолжали иг-
рать важную роль в политической жизни — крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными.
4. Промышленные общества возникли лишь в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе, в Восточной Азии. Как и при переходе от огороднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом. Физический труд человека уступает место использованию тепловой, электрической, а в дальнейшем и атомной энергии.
Создаваемый прибавочный продукт промышленного общества настолько велик, что обеспечивает жизнь больших масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. В то же время индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.
Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Под традиционным понимается общество с аграрным уклоном, с малоподвижными структурами. В сегодняшнем понимании традиционное общество воспринимается как примитивное и отсталое.
Термин «индустриальное общество» впервые ввел К. А. Сен-Симон, подчеркивая тем самым иную производственную основу. Другими важными чертами индустриального общества являются гибкость, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
Постиндустриальное общество — господство технократического государства: приоритет знаний и образования и в то же время усиления социального контроля.
Понятие постиндустриального общества впервые было введено Д. Белл ом в 1962 г. Согласно Беллу, этот новый тип экономики имеет шесть характеристик:
— широкие торговые отношения между странами;
— большой излишек товаров;
— большой сектор обслуживания;
— разнообразие товаров, доступных среднему человеку;
— «информационный взрыв»;
— «глобальная деревня» — глобальная информационная сеть связи, которая делает возможным мгновенные всемирные коммуникации.
Постиндустриальное общество характеризуется растущей властью технократов в экономической и политической жизни. В то же
время основное воздействие на принятие решений оказывают новые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс. Постиндустриальная экономика позволяет среднему человеку высокоразвитых стран жить на таком уровне, о котором несколько поколений назад только мечтали.
Эволюция общества
Даже элементарное знакомство с историей формирует представление об изменчивости, развитии общества. У социолога это представление перерастает в потребность познания основных тенденций социальной эволюции.
В XIX в. под воздействием дарвинизма прочные позиции занял эволюционизм — система взглядов, признающая объективный характер социального развития.
О. Конт определяющим фактором такого развития считал процесс знания. Развитие знания от теологической формы к научной обусловливает переход человека от военного общества к индустриальному.
Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества. Движение общества от гомогенности к ее терогенности сопровождается ростом свободы индивидов.
Э.Дюркгейм считал, что эволюция общества сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости индивидов, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации.
Марксизм определяющим фактором социального развития считает производственные силы, рост которых ведет к смене производства.
Отличительной чертой марксизма стала настоятельное стремление соединить эволюцию с революцией. Маркс считал, что прогресс возможен только на основе кардинального обновления способа производства.
Значение эволюционизма заключается в том, что признается объективность развития общества. Однако процесс развития настолько сложен, что теория эволюционизма, несмотря на его признание, не могла ответить на вопросы, которые ставит жизнь: кризисы, распады обществ, исчезновения целых цивилизаций. Для объяснения этих явлений ученые обратились к теориям циклического развития: своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка — маятникообразное развитие (крайности — стабильность).
Вопросы и задания
1. Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определение этого явления.
2. Раскройте критерии понятия общества, выделенные Э.Шилсом.
3. Обоснуйте содержание понятий «страна», «общество», «государство». Покажите, что в этих понятиях общее, а что специфическое.
4. Дайте понятие системы.
5. Что из себя представляет общество как социетальная система и каковы ее основные элементы?
6. Охарактеризуйте основные противоречия, возникающие между обществом и индивидом.
7. В чем особенности понятий «государство» и «гражданское общество»?
8. Обоснуйте главный критерий типологии общества.
9. В чем суть понятий «изменение», «развитие», «эволюция общества»?
Литература
Смелзер Н. Социология. — М.,1994.
Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. — М., 1993. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — М., 1995. Социология: Учебное пособие / Отв. ред. Э.В.Тадевосян. — М., 1995. Харчева В. Основы социологии: Учебник. — М., 1997.
Глава II
СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА
Общее представление о социологии физической культуры и спорта. Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина. Базовые понятия учебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта. Сходство и основные отличия социологии физической культуры и спорта от других специальных наук. Исторические аспекты развития социологии спорта
И РАЗВИТИЯ
Содержание и структура,цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта
Физическая культура и спорт, заняв прочное положение в системе явлений общей культуры человечества, стали полноправными объектами изучения социологии — науки о движущих силах и закономерностях развития и функционирования общества.
Исторически сложилось так, что раньше всех сформировалось научное знание о теории физической культуры, психологии, педагогике, цикле медико-биологических дисциплин и лишь впоследствии — социологическое знание о физической культуре и спорте. Разработка социологической теории в области физической культуры и спорта в западных странах началась в 1950—60-х годах, в России — в конце 1950-х годов.
Как любая научная дисциплина, социология физической культуры решает свои специфические проблемы и имеет свой предмет, отличный от других социальных наук. Ее объект — физическая культура и спорт как общественные явления. Она исследует их социальную природу, законы их возникновения, развития и функционирования, систему и закономерности, которые сложились и существуют в современном обществе. Решение данных проблем и составляет сущность ее как науки. В ее фукнции входит также изучение взаимосвязей физической культуры, спорта с другими общественными явлениями и сторонами культурной жизни общества: с производством, социальной, политической и духовной сферами социума, с его природными основами. Значительное место отводится социологии физической культуры в решении проблем воспитания и образования подрастающего поколения. В ней рассматриваются проблемы ценностно-потребительского отношения людей к сфере физической культуры и спорта.
Исходя из предмета, определяющего специфические черты социологии физической культуры и спорта, можно заключить, что эта наука — одно из прикладных направлений социологии. Как научная и учебная дисциплина, она выясняет механизмы и характер общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, рассматривает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также специальные взаимодействия в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности [2]. Кроме того, по определению В.И.Столярова [3], социология физической культуры и спорта является научной дисциплиной, изучающей место физической культуры и спорта в обществе, их социальные функции и связь с другими общественными явлениями, а также потребности, интересы, ценностные ориентации и общественное мнение различных социально-демографических групп населения. Целью научной дисциплины «Социология физической культуры и спорта» является исследование физической культуры и спорта как общественных явлений, использование его результатов для построения закономерностей и тенденций их развития, прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.
В качестве учебной дисциплины социология имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую куль-
2—444
туру и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.
Социология физической культуры и спорта призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами.
Задачи социологии физической культуры и спорта можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.
Приоритетной задачей социологии физической культуры и спорта считается выявление факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер и подразделяются на две группы.
I группа — объективные факторы, определяющие массовость
физкультурно-спортивных занятий. К ним относятся:
• уровень развития материальной базы физической культуры и спорта;
• подготовка профессиональных кадров, их численность и качество подготовки.
II группа — субъективные факторы, влияющие на разрешение
проблемы массовости физкультурно-спортивной деятельности. К ним
относятся:
• формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта;
• формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкулыурно-спортивную деятельность;
• воспитание у населения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.
Не менее значимой для социологии физической культуры и спорта является задача разрешения социальных проблем спорта, заключающаяся в решении следующих вопросов:
Что такое спорт и спортивная деятельность?
Как соотносится спорт с другими социальными явлениями?
Как осуществляется спортивная деятельность в структуре образа жизни и свободного времени?
Какие факторы стимулируют занятия спортом или, наоборот, препятствуют развитию спортивной деятельности?
Каким образом развивается спорт как самостоятельный социально-культурный феномен?
Ответы на эти вопросы можно получить с помощью конкретных социологических исследований (КСИ).
Определив цели и приоритетные задачи социологии физической культуры и спорта, можно представить структуру построения этой науки. Первая часть исследует развитие физической культуры как общественного явления (изучение проблем физической культуры и массового спорта, выявление динамики отношения людей к занятиям физическими упражнениями, анализ и прогноз развития физической культуры). Вторая часть социологии физической культуры и спорта построена на изучении спорта как социально-культурного феномена, его противоречий, основных закономерностей и тенденций развития в современном обществе.
Социология физической культуры, являясь по своей сути прикладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции — теоретико-познавательные, мировоззренческие и организационно-управленческие.
Теоретико-познавательные функции состоят в изучении социальных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольных спортивных обществах и других организациях. Результаты исследований дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере физической культуры и спорта.
Социология физической культуры и спорта выполняет присущие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них процессов, прослеживая все характерные для них причинно-следственные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относящимся к физической культуре и спорту. Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся тенденции, открывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция [6].
Мировоззренческая функция социологии физической культуры и спорта состоит в формировании общественного сознания по отношению к ценностному содержанию физической культуры и спорта, в распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культуры и спорта, формулирует мотивацию и интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Исследуя пути, средства и формы вовлечения населения в регулярные физкультурно-спортивные занятия, социология физи-
ческой культуры и спорта призвана давать практические рекомендации по организации и управлению в сфере физической культуры и спорта. Разрабатывая прогнозы развития социально-экономической сферы отрасли, социология физической культуры и спорта выполняет свою организационно-управленческую функцию.
Литература
1. Виноградов П. А, Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. — Пенза, 1995.
2. Жолдак В. И., Коротаева Н.В. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. — Малаховка, 1994.
3. Харчева В. Основы социологии: Учебник для средних специальных учебных заведений. — М., 1997.
4. Пономарев Н.А. Основы социологии физической культуры. — Л., 1976.
Глава III
Глава IV
Глава V
Литература
1. Государев Н. А. Так становятся чемпионами. — М., 1989.
2. Стамбулова Н. Б. Кризисы спортивной карьеры // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 10.
3. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. — М., 1987.
СПОРТ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятие личности в социологии
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если строго подходить к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек — понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях — биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как:
1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременными условиями этого развития являются: 1) биологические, генетически заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, — еще не человек в собственном смысле этого слова.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.
Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом:
— с точки зрения ее структуры;
— с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.
Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реального носителя. Конечно же, личность, с точки зрения социологии, обо-
значает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.
Таким образом, социология личности как предмет изучения составляет отрасль знаний, в которой личность как объект и субъект социальных отношений действует в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем. В отличие от социологии личности социология физической культуры и спорта сосредоточена на трех основных проблемах:
1) изучении личности спортсмена как элемента социальной системы;
2) изучении личности спортсмена как объекта социальных отношений (воздействие общества на спортсмена, в том числе и в процессе его социализации, воспитания);
3) рассмотрении личности спортсмена как субъекта общественных отношений, в том числе его социальной деятельности и активности.
Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности
Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое в