Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
При планировании образовательного процесса распределены различные виды и формы детской деятельности в течение дня.
В организованной образовательной деятельностииспользуются следующие формы:
- игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно- ролевые, подвижные, коммуникативные, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры- драматизации, игры имитационного характера;
- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;
- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
- создание ситуаций педагогических, морального выбора;
- педагогические ситуации социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
- наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
- изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности;
- проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
- оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, в уголках природы;
- викторины, сочинение загадок;
- инсценировки и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.); обсуждение средств выразительности;
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, по мотивам знакомых стихов и сказок, произведений устного народного творчества с музыкальным сопровождением; на тему прочитанного или просмотренного произведения; иллюстрации к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных;
- творческие задания, иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям;
- слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
- подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкаль-
ных инструментов;
- пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;
- танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально- ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;
- физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки;
- игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы знакомых литературных произведений;
- ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку
- мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские,
- физкультурные досуги (проводятся 1 раз в месяц);
- спортивные праздники (проводятся 2 раза в год);
- тематические досуги;
- праздники;
- театрализованные представления;
-конкурсы;
- экскурсии.
В ходе образовательной деятельности при проведении режимных моментовреализуются следующие формы по направлениям:
• физическое развитие:
комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
• социально-коммуникативное развитие:
педагогические ситуации при проведении режимных моментов; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
• познавательное развитие:
свободные диалоги с детьми в играх, наблюдения на прогулке;
• речевое развитие:
создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми;
называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
• художественно- эстетическое развитие:
использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детейосуществляется в формах:
• физическое развитие:
самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия;
• социально-коммуникативное развитие:
индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
• познавательное развитие:
самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
• речевое развитие:
самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра,
сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок;
• художественно-эстетическое развитие:
предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать
(преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.
Вид деятельности | Непрерывная образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьёй |
Двигательная активность | Физкультурные занятия (сюжетно-игровые, тематические, тренирующие, на улице и др.) Подвижная игра с правилами, Музыкально-ритмические упражнения, Спортивные упражнения, общеразвивающие упражнения | Индивидуальная работа с детьми. Игровые упражнения. Утренняя гимнастика. Физкультминутки. Динамические паузы. Подвижная игра с правилами, Музыкально-ритмические упражнения, Спортивные упражнения | подвижная игра с правилами, игровые упражнения, спортивные упражнения | Беседы. Совместные игры. Спортивные упражнения, Занятия в секциях, бассейне |
Игровая | Сюжетно-ролевая игра, наблюдение, экскурсии, беседа, рассказ, чтение потешек, стихотворений, игры-экспериментирования, ситуативный разговор, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, использование ЭОР | Обучение, Объяснение, показ, Напоминание, Личный пример, Педагогические ситуации, игры, упражнения, рассматривание иллюстраций, применение информации, ситуативный разговор | Сюжетно-ролевая, дидактическая, театральная игра, самообслужива ние, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность | Личный пример, рассказ, объяснение, беседа, напомина ние, чтение произведе ний художественной литературы |
Самообслуживание и элементарный труд | Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться, показ, объяснение, обучение, наблюдение, напоминание | Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться, Самообслуживание, обучение, напоминание, беседы, упражнение, объяснение, наблюдение разыгрывание игровых ситуаций, совместный труд, экскурсии, продуктивная деятельность, чтение и рассматривание произведений и иллюстраций | Игры (сюжетно-ролевые, дидактические), Совместный труд, Дежурство, Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность | Беседы, личный пример, показ, напомина ние, объяснение, совместный труд детей и взрослых, рассказ, просмотр видео фильмов |
Познавательно-исследовательская деятельность | Показ, наблюдение, педагогические ситуации, опыты, экспериментирование, игровые занятия, игровые упражнения, игры – дидактические, подвижные, проблемно-поисковые ситуации, продуктивная деятельность | Напоминание, объяснение, обследование, наблюдение, развивающие игры, игры-экспериментирова ние, проблемные ситуации, игровые упражнения, рассматривание чертежей и схем, тематическая прогулка, трудовая деятельность, тематические выставки, мини-музеи | Игры (развивающие, подвижные, со строительным материалом, экспериментирование), наблюдение, продуктивная, игровая деятельность, опыты, труд в уголке природы | Беседы, коллекциони-рование, прогулки, просмотр видео фильмов, домашнее эксперимен тирование, совместное творчество, интеллек туальные игры |
Коммуникативная деятельность | игры с предметами и сюжетными игрушками, дидактические игры, настольно-печатные игры, коммуникативные игры с включением фольклорных форм, настольный театр, продуктивная деятельность, чтение и рассматривание иллюстраций, проектная деятельность, этюды | Речевое стимулирование (повторение, объяснение, побуждение, напоминание, уточнение), хороводные игры, пальчиковые игры, речевые дидактические игры, разучивание скороговорок, чистоговорок, праздники, развлечения, чтение, беседа, освоение форм речевого этикета | Игра-драматизация с использованием разных видов театров, сюжетно-ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, словотворчество, дидактические игры, продуктивная деятельность, игра-импровизация по мотивам сказок, игры в парах и совместные игры | Речевые игры, беседы, чтение, рассматривание иллюстра ций, игры-драматиза ции, разучивание чистогово рок, скорогово рок, пример общения |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Заучивание, чтение художественной и познавательной литературы, рассказ, пересказ, беседа, объяснение, рассказывание по иллюстрациям | Беседа, Рассказ, Чтение, дидактические, настольно-печатные игры, досуги, игры-драматизации, выставка в книжном уголке, викторины, презентации проектов | Рассматривание иллюстраций, театрализованная игра, игры-драматизации, беседы, словотворчество | Посещение театра, музея, выставок, беседы, рассказы, чтение, прослушивание аудиозапи сей |
Изобразительная деятельность | дидактические игры, рассматривание репродукций, чтение, наблюдение, обыгрывание незавершённого рисунка, опытно-экспериментальная деятельность, беседа, творческие задания, коллективная работа использование ЭОР | Наблюдение, беседа, обсуждение, занимательные показы, индивидуальная работа, тематические праздники, развлечения, проблемные ситуации | Сюжетно-ролевые игры, наблюдение, сбор материала для оформления, экспериментирование с материалами | Беседа, рассматривание, наблюдение, рассказ, экскурсии, чтение произведе ний |
Музыкальная деятельность | Занятия, слушание (музыкальные сказки, инструментальная музыка), беседы о музыке, музыкально-дидактические игры, театрализованная деятельность, рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов | Музыкально-дидактические игры, праздники, развлечения, использование фоновой музыки, просмотр мультфильмов | Игры, концерт, музыкальные занятия, сюжетно-ролевые игры, инсценировка песен, хороводов, музыкально-дидактические игры, детский ансамбль, оркестр, составление композиций танца, импровизация на инструментах, игры-драматизации | Посещение музеев, выставок детских муз.театров, прослушивание аудиозапи сей, просмотр иллюстра ций, репродукцийвидеофиль мов, обучение игре на музыкаль ных инструмен тах |
Конструктивно-модельная деятельность | дидактические игры, рассматривание репродукций, чтение, наблюдение, обыгрывание незавершённого рисунка, опытно-экспериментальная деятельность, беседа, творческие задания, коллективная работа | Наблюдение, беседа, обсуждение, занимательные показы, индивидуальная работа, тематические праздники, развлечения, проектная деятельность проблемные ситуации | Сюжетно-ролевые игры,наблюдение, сбор материала для оформления, экспериментирование с материалами | Беседа, рассматривание, наблюдение, рассказ, экскурсии, чтение произведений, детско-родительская проектная деятельность |