Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Дадим краткую характеристику, что такое формы, методы и средства. При этом разработчики могут использовать разные технологии.

Формы, методы и средства

Форма – внешнее выражение деятельности (характеризует особенности взаимодействия педагога и ребенка, определяет систему дидактических отношений).

Общие формы: индивидуальные, групповая, коллективная.

Конкретные: занятия, экскурсии, дидактические игры, индивидуальная работа с ребенком и др.

Методы –способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, в ходе которых происходит усвоение ребенком содержания социального опыта. Методы делятся на:

· методы организации и осуществления познавательной деятельности воспитанников (словесные, наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные, продуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы детей);

· методы мотивации и стимулирования познавательной деятельности воспитанников (познавательные игры, игровые упражнения, анализ жизненных ситуаций, опора на опыт ребенка, создание ситуаций успеха, педагогическое требование, поощрение, порицание);

· методы контроля и оценки результатов познавательной деятельности воспитанников (действия с предметами, речевые задания, диагностические тесты, анализ продуктов деятельности детей, наблюдения).

Средства - материальные или идеальные объекты, которые помещены между педагогом и дошкольниками и используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности.

Материальные средства: учебные пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, технические средства, ИКТ и др.

Технологии -а) системное практическое применение научного и другого организованного знания к практическим задачам; б) система учебно-воспитательных, организационно-методических, материально-технических и иных воздействий на процесс обучения, позволяющая создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала обучаемых путем совершенствования мотивов к обучению, его индивидуализации, использования продуктивно-творческих методов, гуманизации всех составляющих системы обучения.

Технология педагогическая – научно обоснованная и апробированная на практике упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Основные образовательные технологии: адаптивные, развивающие, личностно-ориентированные, диалоговые, модульные, информационные, мультимедиатехнология, игротехники, технологии педагогического общения, технологии группового воздействия.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы опираются на сквозные механизмы развития ребенка. Сквозными механизмами развития ребенка могут быть различные виды деятельности.

Виды деятельности

Ранний возраст (1 - 3 года):

· предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками;

· экспериментирование;

· общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

· самообслуживание и действия с бытовыми предметами;

· восприятие (музыки, сказок, стихов);

· двигательная активность.

Дошкольный возраст (3 - 8 лет):

· игровая;

· коммуникативная;

· познавательно-исследовательская;

· восприятие художественной литературы и фольклора;

· самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

· конструирование;

· музыкальная;

· изобразительная;

· двигательная.

Формы, методы, способы и средства реализации программы по разным образовательным областям

Образовательная область Содержательные модули Интеграция модулей
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ * Сенсорная культура * ФЭМП * Расширение кругозора   Чтение художественной литературы – решение специфическими средствами идентичной основной задачи – формирования целостной картины мира. Коммуникация– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Здоровье– расширение кругозора детей в части в представлений о здоровом образе жизни. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. Труд – расширение представлений о труде взрослых. Безопасность – расширение представлений о собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.


Формы работы по освоению образовательной области
Познавательное развитие
Режимные моменты (утренний отрезок времени, прогулка, вечерний отрезок времени) наблюдение; игры-экспериментирования; проблемные ситуации; развивающие игры; рассматривание; объяснение; игровые упражнения; напоминание; моделирование; сюжетно-ролевая игра; игровые обучающие ситуации; исследовательская деятельность; конструирование; экскурсии; рассказ; беседа; ситуативный разговор. Совместная деятельность педагогами с детьми занятие; наблюдение; беседа; рассказ; познавательная; игротека; экскурсия; проектная деятельность; экспериментирование; ребусы; конкурсы; проблемно-поисковые ситуации; труд в уголке природы и на участке; показ; объяснение; игровые и творческие задания, изготовление поделок; исследование; просмотр фильмов; целевые прогулки; моделирование; обучающие и развивающие игры; создание коллекций. Самостоятельная деятельность детей игры (дидактические, развивающие, подвижные, со строительным материалом сюжетно-ролевые); наблюдения; опыты и эксперименты; конструирование; продуктивная деятельность; рассматривание иллюстраций; исследовательская деятельность. Совместная деятельность с семьей беседа; консультации; наглядный материал; деловая игра; газеты, буклеты семинары; выставки.  
Сенсорная культура представляет: совершенствование восприятия детей путем активного использования всех органов чувств
ЗРЕНИЕ Развитие умения выделять цвет, форму, величину, расположение предметов в пространстве, выделять характерные детали, красивые сочетание цветов и оттенков СЛУХ Развитие умения воспринимать звучание различных муз. инструментов, родной речи (фонем. сл), звуков окружающей среды ОБОНЯНИЕ Развитие умения различать запахи ОСЯЗАНИЕ Развитие умения различать осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, пушистый, жесткий, и т.д.) ВКУС Развитие умения различать на вкус Сенсомоторные способности Формирование умения обследовать предметы разной формы, развитие мелкой моторики руки, совершенствование координации рук и глаз, совершенствование глазомера.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников - student2.ru Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников - student2.ru Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников - student2.ru

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников - student2.ru

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников - student2.ru

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников - student2.ru

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников - student2.ru Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников - student2.ru Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников - student2.ru Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников - student2.ru Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников - student2.ru

Наши рекомендации