Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержательныемодули:

· Социализация, развитие общения, нравственноевоспитание.

· Ребенок в семье и сообществе, патриотическоевоспитание.

· Самообслуживание, самостоятельность, трудовоевоспитание.

· Формированиеосновбезопасности

Основныецели и задачи:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками,

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа и народов ближайшего окружения.

Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

Формирование межнациональной толерантности, развитие социального и эмоционального интеллекта с учетом особенностей национального состава ДОУ.




Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно- гигиенических навыков.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение доводить дело до конца, сделать его хорошо).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщемдоме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Содержательныемодули:

· Развитиепознавательно-исследовательскойдеятельности.

· Приобщение к социокультурнымценностям.

· Формированиеэлементарныхматематическихпредставлений.

· Ознакомление с миромприроды.

Основныецели и задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Содержательныемодули:

· Развитиеречи.

· Художественнаялитература

Развитие речи

Основные цели изадачи:

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.


Содержание работы по освоению образовательной области
Режимные моменты (утренний и вечерний отрезок времени, прогулка) Совместная деятельность педагогами с детьми Самостоятельнаядеятельностьдетей Совместнаядеятельность с семьей Способыподдержаниядетскойинициативы
Свободные диалоги с детьми в играх, Игрыдидактические, сюжетно-ролевые, под-вижные, психологические, музыкальные, Самостоятельноечтениедетьми Социально- педагогическая Уважительноеотношение к ребёнку
наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов Ситуативные разговоры с детьми Называние трудовых действий и гигиенических процедур Поощрение речевой активности детей Обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур) хороводные, театрализованные, игры- драматизации, подвижные игры имитационного характера Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач Чтение и обсуждениепрограммных произведений разных жанров, познавательных и художественных книг, иллюстрированных энциклопедий Беседы социально-нравственного содержания Ситуативные разговоры с детьми Наблюдения и экскурсии Проектная деятельность Викторины, сочинение загадок Инсценирование и театрализов.представления Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов, обсуждение средстввыразительности Пение и беседы по содержанию песни Драматизация песен Физкультминутки и физкультурные комплексные занятия (с элементами развития речи) Сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; Игровые беседы с элементами движений Тематические досуги и праздники Смотры и конкурсы Индивидуальная работа коротких стихотворений Самостоятельные игры по мотивам художественных произведений Самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра Рассматривание книг и картинок Развивающие настольно- печатные игры Сюжетно-ролевые игры Подвижные игры Театрализованные игры Игры- драматизации Игры на прогулке Труд и дежурства диагностика с использов. бесед, анкетирования, сочинений Дни открытых дверей Собрания-встречи Консультации Конференции Оформление стендов, газет, журна-лов, буклетов Лекции, семинары Мастер-классы Игры, тренинги Проектная деятельность Семейные гостиные Фестивали Семейные клубы Вечера вопросов и ответов Праздники (в том числе семейные), Прогулки Экскурсии Семейный театр Создание условий для сво-бодного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов Создание условий для при-нятия детьми решений, вы- ражениясвоих чувств и мыслей Стимулирование детской деятельностии поддержка самостоятельности вразных видах деятельности Поощрение желания ребенка строить собственные умозаключения Проявление уважения к интеллектуальному труду Обеспечение импровизации, пения Побуждениек формированию и выражать собственную эстетическую оценку Обсуждение выбора спектакля для постановки, песни, танца Создание ситуации дляреализации компетентности Создание ситуаций успеха Поощрения, ПРС


Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,музыкального, изобразительного), мираприроды; становление эстетическогоотношения к окружающемумиру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

· Приобщениекискусству.

· Изобразительнаядеятельность.

· Конструктивно-модельнаядеятельность.

· Музыкально-художественнаядеятельность.

Содержательныемодули:

Основныецели и задачи:

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству

Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальныепроизведения,красотуокружающего мира, произведения искусства.

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей.

Формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа.

Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

Образовательнаяобласть «Физическоеразвитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образажизни,

овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Содержательные модули

· Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

· Физическаякультура.

Основные цели и задачи:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура.

Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных (народных) и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.


Содержание работы по освоению образовательной области
Режимные моменты (утренний и вечерний отрезок времени, прогулка) Совместная деятельность педагогами с детьми Самостоятельна я деятельностьдетей Совместнаядеятельность с семьей Способы поддер-жания детской инициативы
Наблюдение Игры- экспериментирования Проблемные ситуации Развивающие игры Игровые упражнения Напоминание Моделирование Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Исследовательская деятельность Экскурсии Комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножныеванны), Утренняя гимнастика Гимнастика пробуждения Подвижные игры . Физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно- диагностического учебно-тренирующего характера Сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешекРитмическая гимнастика Игрыдидактические с элементами движений, сюжетно-ролевые, подвижные (народные), спортивные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации Дни здоровья и физкультурные досуги Спортивные праздники и соревнования Физкультминутки Смотры и конкурсы, викторины, выставки Экскурсии Просмотр и обсуждение видеофильмов, телепередач Чтение и обсуждениепознават. и художест. книг, детских иллюстрир, энциклопедий. Специальные рассказы об интересных фактах и событиях. Ситуативные разговоры с детьми. Каникулы. Индивидуальнаяработа. Самостоятельные подвижные игры, Игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.) Подвижные игры имитационного характера. Игрыдидактические с элементами движений, сюжетно- ролевые, подвижные (народные), спортивные, хороводные, театрализованны е, игры- драматизации . Специально организуе- мая социально- педагогическаядиагнос тика с использованием бесед, анкетирования, сочинений Посещение педагогами семей воспитанников Организация дней открытых дверей в детском саду Собрания-встречи Беседы Консультации, на собраниях, конференциях Наглядная пропаганда Лекции, Семинары, Мастер-классы, Тренинги, Игры Проектная деятельность Фестивали Семейные клубы, Вечера вопросови ответов Праздники Уважительное от- ношение к ребёнку; Создание условий для свободного выбора детьми двигательной дея- тельности, участ- ников совместной деятельности, материалов; Поддержка самостояельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной); Стимулирование детской деятельности; Повышение самооценки; Конкурсы; Поощрения; Создание ситуаций успеха ПРСВыставки

Приложение №2

к приказу № 242 от 01.09.2017г.

Краткая презентация образовательной программы

1 слайд - Возрастные категории детей
Характеристика контингента воспитанников ДОУ: основной структурной единицей МБДОУ детский сад «Кояшкай» д.Абзелилово является группа воспитанников дошкольного возраста.

В настоящее время в МБДОУ функционирует 3 группы детей дошкольного возраста: младшая группа «Гномики», средняя группа «Ромашки», старшая группа «Звездочки». Все группы однородны по возрастному составу детей: от 3,0-4, от 4-5,5, от 5,5-7 лет.

Слайд – Образовательная программа ДОУ

Основная образовательная программа МБДОУ детский сад «Кояшкай» д.Абзелилово разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и является документом, на основании которого дошкольные образовательные учреждения Россиийской Федерации могут самостоятельно разрабатывать, утверждать и реализовывать основную образовательную программу дошкольного образования.

3 слайд – Назначение образовательной программы ДОУ

Основная образовательная программа МБДОУ детский сад «Кояшкай» д.Абзелиловоопределяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социализацию личности ребёнка, приобщение его к культурным ценностям родного края, сохранение и укрепление здоровья.

4 слайд - Специфика образовательной программы ДОУ

Образовательная программа включает в себя две части – обязательную, обеспечивающую достижение воспитанниками готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования, и часть, формируемую участниками образовательного процесса, которая отражает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. Данная часть ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

5 слайд - Направления развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Образовательный процесс в ДОУ строится с учётом образовательной программы по 5 направлениям развития:

социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

6 слайд- Перечень используемых программ

Образовательный процесс МБДОУ детский сад «Кояшкай» основан на следующих программах:

- основная общеобразовательная программа дошкольного образования«От рождения до школы»ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой;

- парциальные программы:

· направление дошкольного образования ФГОС «Речевое развитие»:

- программа«Юный эколог»(Автор С.Н Николаева),

· направление дошкольного образования ФГОС «Физическое развитие»:

- программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева),

· направление дошкольного образования ФГОС «Познавательное развитие»:

- программа«Юный эколог»(Автор С.Н Николаева),

· направление дошкольного образования ФГОС «Худежественно-эстетическое развитие»:

- программа«Илhам»(Автор Ф.Г Азнабаева),

· направление дошкольного образования ФГОС «Социально-коммуникативное развитие»:

-программа «Земля отцов»(автор Гасанова Р.Х.),

- программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева),

- программа факультатива «Моя родина - Башкортостан».

Открытость детского сада для семьи, сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, создание активной развивающей среды обеспечивает возможность реализации единых подходов к развитию личности ребенка в семье и детском саду.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержательныемодули:

· Социализация, развитие общения, нравственноевоспитание.

· Ребенок в семье и сообществе, патриотическоевоспитание.

· Самообслуживание, самостоятельность, трудовоевоспитание.

· Формированиеосновбезопасности

Основныецели и задачи:

Наши рекомендации