Особенности физического развития

и двигательных нарушений

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к сниже-нию двигательной и познавательной активности У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии В связи


Глава 2
с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладе-

нии пространственными представлениями и двигательными действи-ями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений

Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин

— расстройством функций зрения на основе органических на-рушений, сопровождающихся трудностями формирования физических качеств,

— ограничением возможностей зрительного подражания, порожда-ющим искаженное представление об окружающей действительности,

— неблагоприятным периодом дошкольного воспитания (у де-1 ей, не посещающих детские дошкольные учреждения), тормозящим развитие познавательной и двигательной активности,

— снижением иммунитета к инфекционным и простудным за-болеваниям, и как следствие, к пропускам академических занятий, снижению успеваемости учащихся

В ряде исследований (Земцова М И , Каштан М С , Певзнер М С , 1967) представлена анатомо-физиологическая связь между зритель-ной сенсорной системой и вегетативными функциями, связь между зрительной афферентацией и обменными процессами, состоянием

сердечно-сосудистой и дыхательной систем Авторы предполагают,
что энергия световых лучей, направляясь через глаз в гипоталамус

и гипофиз, регулирует вегетативно-эндокринные функции организма

и оказывает общее тонизирующее действие на центральную нервную систему Поэтому реализация резервных возможностей организма ребенка с ограниченными возможностями может быть эффективной только при рациональном двигательном режиме

Известно, что наибольший коррекционный эффект обучения де-тей с проблемами в развитии зависит от выбора оптимального воз-растного этапа Младший школьный возраст является наиболее бла-гоприятным, сенситивным для освоения различных видов деятельности, формирования у школьников привычки к систематическим заняти-ям физическими упражнениям, привития навыка здорового образа жизни, обеспечивающего реализацию личностных, жизненных потен-циалов детей с нарушением зрения В младшем школьном возрас-те развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зри-тельный и осязательный контроль за выполнением движений, совершенствуется координация между зрительными ощущениями и выполнением движений И М Сеченов отмечал, что согласованность движений рук и глаз человека разучивается с детства Всякий раз рука играет роль хватательного орудия и без руководства глаз слу-




52 Частныеметодикиадаптивнойфизическойкультуры

жить таким орудием не может. Однако младшие школьники с нару-шением зрения часто путают правую и левую стороны. Своеобра-зие развития сенсорных функций обусловливает выраженную сте-пень асимметрии в развитии движений левой и правой руки. Г.Х. Кекгель, М.И. Земцова, И.С. Моргулис (1962) своими иссле-дованиями показали несогласованность движений рук, обосновывая функциональную асимметрию явлениями компенсаторного характе-ра. В процессе обучения в связи с трудовой и игровой деятельно-стью правая рука более совершенствуется в исполнительных функ-циях, а левая — в контрольных. В связи с этим точность движения правой руки по мере обучения повышается.

Уровень физического развития и физической подготовленности детей младшего и среднего школьного возраста с депривацией зре-ния значительно отстает от нормально видящих сверстников: в весе (от 3 до 5%), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего возраста отставание составляет у слабовидящих до 4,7 см. Заметное отставание от нор-мы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Исследования И.И. Шмелькова (1981), Р.Н. Азаряна (1989), Л.Н. Ростомашвили (1999) показывают, что у детей 10—12 лет с нарушением зрения ЖЕЛ=1600 куб. см, а у нормально видящих — 1800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита. У слабовидящих школь-ников показатели кистевой динамометрии ниже на 28 %, чем у нормально видящих сверстников, в показателях гибкости они усту-пают последним в среднем на 12—15%. Л.Ф. Касаткин (1967, 1970), И.И. Шмельков (1981) и Б.В. Сермеев (1984) указывают на очень низкое развитие мышечной силы у девушек. Наиболее выраженная разница в росте мышечной силы у незрячих детей по сравнению с нормально видящими наблюдается в 7—14 лет: отставание у маль-чиков 3,5—5 кг, у девочек 1—1,5 кг.

У детей с патологией зрения отмечается нарушение координа-ции движений. В возрасте 8—9 лет оно составляет 28 %, а к 16 годам достигает 52%. Школьники испытывают трудности в выпол-нении согласованных движений рук и ног. Сопоставление результа-тов скоростно-силовых качеств показывает, что незрячие дети в 7—9 лет обладают самым низким уровнем прыжковой способно-сти. Исследование (И.И. Шмельков, 1981) прыгучести (прыжок в высоту с места) у незрячих школьников выявило отставание от нор-мально видящих сверстников на 6,9 см. Результаты прыжков в длину с места у мальчиков ниже результатов нормально видящих на 16—24%. По данным А. Г. Сухарева (1975), слабовидящие маль-


Глава2  
   

чики младшего школьного возраста проходят в день 4,1 км, а зря-чие дети 10,3 км; в среднем школьном возрасте слабовидящие — 6,8 км, а зрячие — 14,7 км; в старшем возрасте соответственно 3,5; 4,8 и 12,2 км. Эти данные свидетельствуют о низкой двигатель-ной активности, а следовательно, меньшей выносливости и работо-способности детей с нарушением зрения.

С возрастом показатели физического развития у детей со зри-тельной депривацией увеличиваются, но более медленно по сравне-нию с нормально видящими. У незрячих и слабовидящих отмечаются наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудис-той и дыхательной систем на всех возрастных этапах развития. Воз-растная динамика физического развития у этих детей сохраняется та-кой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже. Например, если в норме формирование быстроты движений завершается к 15 годам, то у детей с депривацией зрения развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет. У школьников с нарушением зрения отмечается задержка статической выносливости В норме развитие этой функции завершается к 14 годам, у слабовидя-щих продолжает развиваться до 17 лет.

Наиболее выраженные отклонения у детей с нарушением зре-ния в старшем школьном возрасте: длина тела у них меньше на 5—5,5 см по сравнению с нормально видящими сверстниками, мас-са тела на 6—7% ниже, окружность грудной клетки в среднем на 4 см меньше, чем у нормально видящих (Касаткин Л. Ф., 1980). Мышечная сила значительно ослабленна, движения угловаты, медленны инерешительны, наблюдается нарушение статического и динамичес-кого равновесия.

Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обусловленные нарушением зрения. По данным Е. И. Ливадо(1974), А К. Акимовой (1973, 1977, 1979), Р.Н. Азаряна (1989), у слабовидящих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8%, мышечная слабость — у 12 %. Б. П. Ермаков (1989, 1990) конста-тирует, что нарушение осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58 % девочек, тогда как у нормально видящих соответ-ственно у 20 % и 14 %; значительно больше и число простудных заболеваний. Исследования Л.Н. Ростомашвили (1997) показали, что 87% учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Санкт-Петербурга относятся к специальной медицинской группе. Нередко дети с нарушениями зрения поступают в школу с уже стой-кими нарушениями осанки, с круглой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопи-ем и т.д. При нарушении осанки и деформации позвоночника груд-

ная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сер-дечно-сосудистой системы.

По данным медико-психолого-педагогической оценки, все причи-ны вторичных отклонений можно разделить на две группы: 1) орга-нические нарушения, наследственные заболевания, врожденное сла-бовидение, обусловливающие трудности формирования гармонически развитой личности; 2) недостаточный уровень социальных и педаго-гических условий для гармоничного развития ребенка с депривацией зрения, отсутствие или недостаточность профилактической, коррек-ционной работы с данной категорией детей.

К сопутствующим заболеваниям, встречающимся у детей с на-рушением зрения, относятся: общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, недораз-витие письменной речи смешанного характера (разные виды дисгра-фии), соматические заболевания, задержка психического развития, дет-ский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция (ММД)

ММД — часто встречающееся заболевание. Оно характеризует-ся негрубым поражением центральной нервной системы, сопровож-дается мышечной дистонией — неуклюжестью, неловкостью, скован-ностью в движениях, трудностями в освоении письма, точности моторики. Наиболее характерны для ММД двигательная растормо-женность, суетливость, чрезмерная двигательная активность, шаловли-вость, плохая обучаемость, низкая дисциплина и неорганизованность. Периодически появляются вспышки гнева. Такие дети сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, оказываются в эпицентре конфликтов. В результате они накапливают отрицательный опыт меж-личностных отношений. Нередко у них развивается невроз в виде неврастении. Такой ребенок биологически не способен быть тихоней, сдержанным и целеустремленным. Эти качества необходимо терпели-во прививать, умело направлять его сверхактивность в русло продук-тивных игр, физических упражнений, интересной деятельности. При правильной коррекционной работе с таким ребенком к 10—11 годам отрицательные проявления сглаживаются, он будет нормально учиться и упорядочит свое поведение, станет достаточно контактным и адек-ватным в поведенческих реакциях (В. И. Гарбузов, 1982).

Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профи-лактической и коррекционной работе, направленной на нормализа-цию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т. е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.


Глава2

2.2. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения

Наши рекомендации