Особенности физического развития школьников 13-14 лет

Для того чтобы методически правильно строить занятия по волейболу с детьми, педагог должен знать анатомо-физиологические особенности детского организма. Только при этом условии занятия по волейболу будут способствовать правильному физическому развитию и спортивному совершенствованию школьников.

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека не только размерами и весом тела, но и целым рядом анатомо-физиологических особенностей.

Рассматривая организм человека как целостную, сложную, управляемую систему, необходимо подчеркнуть, что деятельность его различных органов и систем находится в тесной взаимосвязи. Современными исследованиями установлено, что развитие мышечного аппарата оказывает благотворное влияние на внутренние органы, а высокий уровень функционирования внутренних органов благоприятно влияет на мышечную деятельность.

Однако для своевременного и нормального развития всех органов во время роста большое значение имеет степень физической нагрузки, ее адекватность возрастным и половым особенностям школьников. Так, например, при перегрузке организма наблюдается задержка роста, а при оптимальных физических упражнениях опорно-двигательный аппарат ребенка развивается гармонично. Отрицательное влияние могут оказывать на школьников в период полового созревания интенсивные нагрузки игрового характера, так как повышенная эмоциональная возбудимость, возникающая в результате таких упражнений, отдаляет субъективное чувство усталости, а развивающееся утомление может повлечь за собой явления перетренированности. В частности, быстрый рост костно-связочного аппарата у подростков при некотором отставании развития сердечно-сосудистой системы требует постепенного подхода к дозированию тренировочных нагрузок, вызывающих значительное увеличение частоты сердечных сокращений. При этом такие нагрузки должны быть кратковременными, их следует чередовать с интервалами отдыха.

Неравномерно у детей происходит увеличение веса тела, формирование мышц и скелета. В связи с этим необходимо учитывать, что преждевременное и непропорциональное увеличение различных мышечных групп может привести к задержке подвижности в суставах. Это в свою очередь может отрицательно сказаться на амплитудных характеристиках движений в период овладения детьми спортивной техникой.

При проведении занятий по волейболу необходимо учитывать, что в детском возрасте процессы возбуждения явно преобладают над тормозными процессами, и в связи с этим следует осторожно подходить к дозированию тренировочных нагрузок, так как, возбуждаясь, дети часто не замечают наступающего утомления.

При выполнении мышечной работы у детей наблюдаются резкие изменения в деятельности различных функций организма. Особенно это проявляется в период полового созревания, когда повышение реактивности организма способствует уменьшению работоспособности и ускоренному наступлению утомления. Чрезвычайно бурно реагирует организм юных спортсменов и на различные эмоциональные воздействия. Например, предстартовое состояние подростков характеризуется более значительными по сравнению с взрослыми изменениями частоты сердечных сокращений и артериального давления. Более интенсивно в детском возрасте протекают и обменные процессы, что объясняется, во-первых, ростом организма ребенка, а, во-вторых, меньшими размерами тела в расчете на единицу веса. При одной и той же мышечной работе обмен веществ у детей выше, чем у взрослых, так как по сравнению с последними у них более высокая возбудимость нервной системы и большая реактивность организма .

В связи с этим большое значение для роста и работоспособности детей имеет правильно организованное питание. У юных спортсменов суточная потребляемость калорий должна быть значительно выше, чем у детей, не занимающихся спортом. У систематически тренирующихся школьников создаются благоприятные предпосылки для лучшего стимулирования и протекания процессов обмена.

Педагогу необходимо знать, что развитие сердечно-сосудистой системы в детском возрасте происходит неравномерно. Так, в возрасте 10-11 лет наблюдается наибольшее отставание увеличения веса сердца относительно веса тела, а в возрасте 11-15 лет вес сердца увеличивается сравнительно с весом тела более интенсивно. После восемнадцатилетнего возраста это соотношение выравнивается .

К 14 годам в детском организме количество крови относительно веса тела достигает 9% (У взрослых 7-8%) Частота сердечных сокращений у детей также больше, чем у взрослых. Однако ударный объем сердца у взрослых значительно больше, чем у детей. При систематической тренировке у юных спортсменов сердечная мышца увеличивается, становится более работоспособной и адаптированной к дозированным нагрузкам.

В сравнении с взрослыми кровяное давление у детей несколько ниже: в 7-8 лет оно равно 99/66 мм, в 13-15 лет – 117/73 мм, в 16-18 лет – 120/75 мм.

С ростом тела у детей увеличивается потребность в кислороде, что благотворно влияет на увеличение грудной клетки и жизненной емкости легких. Частота дыхания также зависит от возраста. Например, в пятилетнем возрасте она составляет 26 в одну минуту, а в возрасте от 15 до 20 лет - 20. Уменьшение частоты дыхания с возрастом связано с глубиной дыхательного цикла, то есть с увеличением количества вдыхаемого воздуха.

В период полового созревания у детей резко увеличиваются функции желез внутренней секреции, что способствует интенсивному росту всего организма. В это время наблюдается повышение работоспособности, увеличение росто-весовых показателей, а также мышечной силы и других физических качеств.

Таким образом, при занятиях спортом необходимо постоянно осуществлять тщательный врачебно-медицинский контроль за школьниками. Каждый учащийся обязательно должен пройти дважды в течение года медицинское освидетельствование.

1.3 Определение уровня развития двигательных способностей и их совершенствование как необходимое условие подготовки юных волейболистов

Для достижения высоких спортивных результатов необходимо обладать определенными задатками, которые выражаются в потенциальных возможностях спортсмена. Эти задатки при правильной методике и нормальном режиме тренировочных занятий могут раскрываться и проявляться в высоких спортивных достижениях.

Двигательные задатки складываются из морфологических, функциональных и психологических признаков. Эти задатки предполагают возможным отбор способных молодых людей, у которых ярко выражены конституциональные особенности и физические способности, необходимые для волейбола.

В настоящее время в волейболе наметилась определенная тенденция по отбору занимающихся, при которой внимание обращается на рост и проявление скоростно-силовых качеств.

Скоростно-силовые качества у волейболистов наиболее ярко проявляются в способности высоко прыгать. При этом имеющиеся задатки в проявлениях этого комплексного качества позволяют в значительной мере прогнозировать их дальнейшее развитие и совершенствование.

Динамичность движений в волейболе, умение быстро, свободно и точно дифференцировать мышечные усилия в предельно короткое время – необходимое условие для совершенствования двигательных функций волейболиста.

Функциональными показателями, необходимыми для успешного совершенствования в волейболе, являются: быстрое восстановление частоты сердечного ритма после стандартных проб и в особенности после повторного выполнения специальных нестандартных проб, а также высокие показатели жизненной емкости легких.

Учитывая важность рассмотренных выше тестов при отборе детей для занятий волейболом, следует подчеркнуть, что их применение имеет особое значение в том случае, когда учащиеся еще не начали заниматься спортом.

Если же школьники уже избрали себе спортивную специализацию и принимают посильное участие в двусторонних играх, то в данном случае тренер, основываясь на своем опыте, рекомендует наиболее способным ученикам (более быстрым, ловким, прыгучим, метким, ориентирующимся в игровой обстановке и уже владеющим игровыми навыками и умениями) заниматься волейболом в детской или юношеской секции коллектива физкультуры школы или детской юношеской спортивной школе (ДЮСШ).

Наиболее ярко проявляются спортивные дарования в процессе соревнований при повышенном эмоциональном и волевом напряжении. Поэтому важное значение для отбора детей имеет просмотр соревнований различных масштабов, начиная от внутришкольных и кончая районными и городскими соревнованиями.

1.4 Организация, планирование и учет работы по волейболу

Для того чтобы создать секцию волейбола и привлечь к занятиям как можно больше желающих, целесообразно провести в коллективе некоторые мероприятия. Начать можно с показа кинофильма о соревнованиях по волейболу, например о чемпионате мира на каком-либо вечере или после общего собрания. Затем проводится встреча с известными волейболистами страны, города, лучшими тренерами, которые рассказывают о волейболе, об интересных эпизодах из их спортивной практики, о том, что дают занятия по волейболу. В заключение вечера хорошо провести показательную игру лучших команд города. Все это вызывает у присутствующих большой интерес к волейболу, который очень важно затем упрочить и углубить за счет умелого проведения уже практических занятий.

Комплектование учебных групп во многом предопределяет успех в обучении волейболистов навыкам игры. К этому надо подойти очень серьезно и ни в коем случае не допускать простого разделения «по списку», лишь бы количественный состав был полным. Конечно, в небольшом коллективе, где число желающих составляет всего 15-20 человек, комплектование не представляет особого труда. Однако при большом количестве желающих очень важно распределить волейболистов по группам с учетом их подготовленности и потенциальных возможностей в овладении навыками игры в волейбол. При этом всех, имеющих лучшие показатели, надо объединить в одну группу, тех, кто слабее в другую и так далее.

Для выявления уровня физической подготовленности применяются контрольные испытания: вертикальный прыжок, прыжок в длину с места, бег по треугольнику со сторонами 10м и 5м, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками с места и в прыжке, метание теннисного или хоккейного мяча в цель через волейбольную сетку в прыжке.

Высоту вертикального прыжка можно определить прибором В. М. Абалакова или другим способом. При этом учитывается высота подъема общего центра тяжести тела независимо от роста испытуемого. Основные способы определения «прыгучести»:

1)вытягивание сантиметровой ленты сквозь зажимное устройство на месте опоры;

2)доставание подвешенной размеченной ленты, где отмечается начальное положение ладони по кончикам пальцев и конечное – в высшей точке взлета вверх;

3)по положению тени испытуемого на размеченной белой бумаге фиксируется начальное положение тени от головы и конечное положение.

Прыжок в длину должен выполняться на мягкую опору. Отмечается расстояние от стартовой линии до ближайшего к ней следа ступни.

Для испытаний по бегу надо начертить два равносторонних треугольника: у одного сторона 10м, у другого 5м. В каждом углу треугольника кладется набивной мяч. По сигналу испытуемый левым боком к треугольнику (против движения часовой стрелки) пробегает 30м. Во втором испытании он пробегает 15м левым боком к треугольнику, после чего поворачивается кругом и пробегает еще 15м, но правым боком к треугольнику (в направлении движения часовой стрелки).

Метание с места производится из положения, когда набивной мяч опущен вниз перед испытуемым. Взяв мяч, надо сделать замах назад, за голову, и затем бросить его двумя руками вперед. Метание в прыжке производится тоже из этого же исходного положения. Нужно подпрыгнуть вверх, во время прыжка сделать замах назад и бросить затем мяч вперед.

Метание теннисного мяча через сетку выполняется так: испытуемый с мячом в руке располагается у линии нападения в зоне 4. Затем, разбежавшись, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами, и в прыжке метает мяч одной рукой через сетку в цель – гимнастический мат, положенный на площадке в зоне 6. Высота сетки должна соответствовать возрасту и полу испытуемых.

Чтобы определить способности к овладению техникой игры, занимающимся предлагают выполнять технические приемы игры в волейбол в упрощенных условиях после показа этих приемов инструктором или кем-либо из волейболистов, приглашенных специально для просмотра. Выполняются: верхняя передача над собой и вверх-вперед, нижняя подача и верхняя прямая, нападающий удар по мячу на резиновых амортизаторах. Выполнение оценивается в баллах (по пятибалльной системе). По первоначальным попыткам выполнить технический прием можно в известной мере судить о возможностях того или иного испытуемого в овладении техникой.

О способностях к овладению тактикой судят по наблюдениям в играх. Такие наблюдения помогают определить, как занимающийся действует в игровой обстановке, насколько умело и целесообразно использует ранее приобретенные двигательные умения и навыки. По поведению в игре можно судить о развитии у занимающегося быстроты реакции, ловкости, сообразительности, тактического мышления и других качеств, необходимых для успешных занятий волейболом. Кроме того, применяются эстафеты с разнообразными заданиями: выполнение разных способов передвижения из различных исходных положений, повороты в движении, преодоление препятствий и т. д. Используются также подвижные игры, где можно определить быстроту реакции в сочетании с быстротой перемещения и другими действиями.

В заключение проводятся игры в волейбол, где все желающие разбиваются на команды, примерно равные по силам. Наблюдение за играми дает возможность выявить уровень овладения навыками игры в волейбол. Тот, кто имеет хорошие показатели в указанных испытаниях, как правило, быстрее других осваивает технические приемы и тактические действия и успешнее действует в игре.

Кроме всех показателей, надо располагать также сведениями о состоянии здоровья и антропометрическими данными. При прочих равных показателях предпочтение следует отдавать тем занимающимся, которые имеют лучшие антропометрические данные, особенно ростовые.

Широкий круг показателей при комплектовании учебных групп необходим для того, чтобы более полно выявить возможности каждого желающего играть в волейбол. Руководствоваться только наблюдениями в контрольных играх по волейболу нельзя, так как здесь возможны ошибки. Можно «не заметить» будущего хорошего волейболиста только потому, что в данный момент он не умеет играть в волейбол. А пройдет некоторое время, и в результате регулярных занятий такой игрок обойдет многих уже играющих в волейбол.

Как известно, учебно-тренировочный процесс у квалифицированных спортсменов делится на периоды: подготовительный, соревновательный и переходный. Периодизация учебно-тренировочной работы обусловливается закономерностями формирования двигательных навыков и особенностями подготовки спортсменов к состязаниям. Календарные сроки проведения основных соревнований для определенного контингента занимающихся служат определяющим пунктом при планировании.

Планирование учебно-тренировочной работы для начинающих имеет существенные отличия, что вытекает из основных задач учебно-воспитательной работы с этим контингентом занимающихся. Так, у волейболистов, тренирующихся много лет, преобладают совершенствование в технике и тактике и подготовка их организма к высоким нагрузкам, характерным для соревновательного периода тренировки. У начинающих преимущественное значение имеет обучение техническим приемам и тактическим действиям.

Спортивные состязания, в которых могут участвовать занимающиеся после 5-6 месяцев занятий, подчинены решению задач обучения. Волейболисты приучаются применять приобретенные на занятиях умения и навыки в более сложных условиях соревнований. Периодизация в обучении и тренировке начинающих несколько отличается от аналогичной для квалифицированных волейболистов. Все внимание на этом этапе должно быть направлено на специальную физическую подготовку, обучение техническим приемам волейбола и тактическим действиям. Во время соревновательного периода целесообразно провести серию игровых тренировок, контрольных игр, а также принять участие в соревнованиях среди новичков.

Общий план работы секции составляется и утверждается на весь период работы. При составлении плана надо учитывать состав занимающихся, условия и характер работы предприятия или учреждения, условия для занятий волейболом. План секции охватывает все вопросы, связанные с деятельностью секции. Если имеется несколько учебных групп, создается бюро секции в количестве 3-5 человек. Бюро секции должно оказывать активную и всестороннюю помощь инструктору-общественнику.

Правильное планирование учебно-тренировочной работы во многом определяет успех в подготовке волейболистов. При этом нужно исходить из основных задач физического воспитания молодежи, условий работы секции, уровня подготовленности занимающихся, сроков обучения и условий, в которых будут проходить занятия. Большое значение имеет уровень подготовки руководителя занятий – инструктора-общественника или кого-либо из занимающихся, лучше других подготовленного и взявшего на себя обязанности руководителя.

Основные документы планирования: типовая программа, учебный план, график прохождения учебного материала по месяцам или неделям, рабочий план и план-конспект занятия. Эти документы необходимы при многолетней учебно-тренировочной работе.

Курс обучения рассчитан на 120 уроков, количество занятий в неделю три, продолжительность одного занятия 120 мин. Это соответствует одному учебному году работы в спортивной секции.

Основная форма занятий с начинающими – групповой урок. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность подготовительной части 15-25 мин., основной – 90-100 мин., заключительной – 5 мин.

Цель подготовительной части урока заключается в организации занимающихся: построение, принятие рапорта, проверка посещаемости, сообщение задач урока, упражнения в движении, в основном на внимание. Осуществляется также подготовка организма занимающихся к предстоящему изучению нового материала в основной части урока, совершенствованию навыков, а также к развитию двигательных качеств. В этой части урока главным образом применяются общеразвивающие и специальные упражнения, подвижные игры и эстафеты.

В основной части урока происходит обучение технике, тактике, воспитание физических и волевых качеств. В каждом уроке решаются две-три задачи, одна из которых - главная: либо обучение техническому приему или тактическим действиям, либо совершенствование навыка выполнения приема техники или тактических умений. В зависимости от этого происходит подбор средств и распределение времени на отдельные упражнения.

Во время совершенствования техники одной группой занимающихся другая выполняет задания по развитию физических качеств. Это значительно повышает продуктивность занятий и особенно важно при непродолжительном периоде обучения.

В задачу заключительной части урока входит организованное завершение занятия. Применяются медленная ходьба, задания на внимание. В конце урока подводятся его итоги.

Важным условием эффективности учебно-тренировочной работы является правильная постановка учета этой работы.

Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивания из виса. Для определения уровня технической подготовленности используются упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударах проверку по физической подготовке и технике целесообразно проводить в начале и конце года. Для этого можно выделить дополнительные специальные занятия.

В текущем учете основное место занимают наблюдения за тем, как происходит овладение техническими и тактическими приемами и как занимающиеся применяют их в игре.

Наши рекомендации