Возрастные особенности физического развития детей

Со дня рождения ребенок непрерывно растет и развивается. Этот

процесс глубоко затрагивает как его организм, так и психику. Дошкольный

возраст отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием

организма, с другой стороны, низкой сопротивляемостью неблагоприятным

воздействиям внешней среды (инфекциям, температурным колебаниям).

Наиболее интенсивно происходит развитие организма и психики

ребенка в первые годы жизни. Каждый месяц раннего детства является

значительным этапом в формировании детских способностей. За первый год

рост ребенка увеличивается на 50% и более, а его вес возрастает в 4-5 раз.

Скелет грудного ребенка преимущественно состоит из хрящевой ткани.

Костная ткань непрочная из-за малой плотности, пористости и

повышенного содержания воды - от 70% до 20%. Повышенные

теплопотери организма связаны с высокой потребностью кислорода (из-за

активных обменных процессов) и увеличенным объемом кожи (на 1 кг

массы тела у дошкольника кожи в 3 раза больше, чем у взрослого). В

значительной степени этим и объясняется слабая сопротивляемость ребенка

простудным заболеваниям.

Бурно происходит психическое развитие ребенка.

В течение первого месяца малыш реагирует на звук и свет, у него

развивается зрение и слух. На 4-5 месяце он узнает мать, на 8-9 месяце

указывает, где находится предмет (игрушка), на вопрос “Где?” дает

предметы - на 9-10 мес., складывает кубики, кольца - на 10-11 мес.

Двигательная деятельность.

Для ребенка первых двух месяцев характерны беспорядочные не

координированные движения, ко второму месяцу ребенок удерживает

головку в положении лежа. На третьем месяце появляются произвольные

самостоятельные движения - тянется к игрушкам. Овладение движениями

идет быстро: малыш переворачивается на спину в 4-5 мес., ползает - в 5-6

мес., встает и садится - в 7-8 мес. Рост тела опережает развитие силы

групп мышц нижних конечностей, происходит неравномерное развитие

силы сгибателей и разгибателей (ручки в кулачок, полусогнуты -

преобладает тонус мышц-сгибателей). После 10 мес. ребенок начинает

самостоятельно ходить.

На втором и последующих годах жизни энергия роста постепенно

снижается. Во второй половине дошкольного возраста (4-6 лет) усиливается

рост ног, постепенно изменяются пропорции частей тела: ребенок

вытягивается, теряется округлость форм, также постепенно замедляется и

нарастание веса. Перемещается центр тяжести тела.

На втором году дети овладевают различными способами ходьбы, с

удовольствием ползают, подлезают и перелезают через различные

предметы, любят игры с мячом. На 3-ем и 4-ом году значительно

расширяется двигательный опыт детей и развивается произвольность

управления движениями. В 4-летнем возрасте хорошо сохраняют

равновесие, а в последующие годы движения становятся более точными,

появляется

способность

сохранять

некоторые

кинематические

характеристики движений: направление, амплитуду, темп.

Движения, с одной стороны, способствуют их совершенствованию и

приспособлению к условиям действий ребенка, с другой стороны, влияют

на развитие психики и познание окружающего. Постепенно у детей этого

возраста развиваются и уточняются доступные им представления,

воображение, некоторые понятия. Осмысливание двигательных действий

способствует развитию устойчивости внимания и восприятия, способности

понимания причины связей явлений и некоторых обобщений. Таким

образом, двигательная деятельность не только совершенствует движения

ребенка, но и развивает его интеллектуально.

Периодизация возрастного развития детей

Дошкольного возраста

По биологическим и организационно-педагогическим признакам,

связанным со структурой дошкольных учреждений, дошкольный возраст

подразделяется на периоды.

Периодизация возрастного развития детей дошкольного возраста

Годы

жизни

Периоды

Возрастные

По биологическим

По организационно- Группы дошкольных

признакам

педагогическим

учреждений

признакам

1-10

дни

Новорожденный

Ранний дошкольный Первая (ясельная)

1-й

Грудной возраст

возраст

Вторая (ясельная)

2-й

Раннее детство

Младший

Первая младшая

3-й

дошкольный

Вторая младшая

возраст

4-й

Первое детство

Средний

Средняя

дошкольный возраст

5-й

Старший

6-й

дошкольный

Старшая

7-й

возраст

подготовительная

Возрастная периодизация детей имеет практическое значение, т.к. с

учетом биологического развития детей она позволяет конкретизировать

задачи, содержание и методы ФВ, а также организационные формы занятий

физическими упражнениями.

Физическое воспитание дошкольников осуществляется в семье и в

дошкольных учреждениях. “Программа воспитания и обучения в детском

саду” является обязательным государственным документом для всех

воспитателей. Она включает: физическое, умственное, нравственное,

трудовое, эстетическое воспитание.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре

возрастные ступени физического и психического развития детей:

1) от рождения до 2 лет (1-я и 2-я группы раннего возраста);

2) младший дошкольный возраст от 2-х до 4-х лет (1-я и 2-я младшие

группы);

3) средний дошкольный возраст до 5 лет (средняя группа);

4) старший дошкольный возраст от 5-ти до 7-ми лет (старшая и

подготовительная группы).

В каждой возрастной группе предусмотрено формирование

представлений, умений и навыков на занятиях и их совершенствование вне

занятий.

3. Задачи и содержание физического воспитания в детском саду

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические

условия, осуществляется уход за детьми, обеспечивается пребывание на

свежем воздухе, организуется полноценное питание, закаливающие

мероприятия, а при наличии условий обучение плаванию.

ФВ в детском саду нацелено на охрану и укрепление здоровья,

совершенствование функций организма ребенка и полноценное физическое

развитие, воспитание интереса к доступным видам двигательной

деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт

личности.

Учитывая

возрастные

особенности

физического

развития

дошкольников в первые годы жизни, равноценное значение для них

приобретают все три группы средств физической культуры: естественные

силы природы, гигиенические факторы, физические упражнения.

Природные факторы: воздух, вода и солнце - широко используемые

средства для закаливания детского организма. Систематическое применение

закаливающих процедур укрепляет нервную систему, повышает

адаптационные возможности и устойчивость организма, облегчает течение

возникающих заболеваний. Одно из неотъемлемых правил дошкольных

учреждений - возможно большее времяпрепровождение детей на воздухе.

Летом практикуется принятие солнечных ванн и водных процедур на

игровых площадках.

Не меньшее значение для детей имеет санитарно-гигиеническая

обстановка: поддержание чистоты и порядка мест проведения занятий,

гигиена тела и одежды, соблюдение оптимального светового, воздушного и

температурного режима в помещении. Особая роль принадлежит режиму

дня (чередованию бодрствования, сна, питания и различных видов

деятельности). Соблюдение режима предохраняет нервную систему от

переутомления, поддерживает нормальную ритмичность работы организма

и удовлетворяет его жизненную потребность в движениях.

Физические упражнения применяются во всех возрастных группах. В

группах раннего дошкольного возраста - это пассивные упражнения:

разведение рук в стороны и скрещивание их на груди, поднимание рук и

ног, сгибание и разгибание ног (пассивная гимнастика). Применяется также

массаж. С 2-х до 7-ми лет выполняют разнообразные упражнения: ОРУ

с предметами и без них; упражнения основной гимнастики: ходьба и бег,

прыжки и метания, лазания; построения и танцевальные упражнения;

подвижные игры: бессюжетные игры (городки, эстафеты) и сюжетные

(“гуси-лебеди”); элементы спортивных игр; спортивные упражнения

(катание на самокате, велосипеде); простейший туризм (пешие и лыжные

прогулки).

Типовой программой по физическому воспитанию в детском саду

предусмотрены общие, характерные для дошкольного периода задачи

направленного использования вышеперечисленных средств физической

культуры:

1. Охрана и укрепление здоровья, закаливание, повышение

устойчивости организма к неблагоприятным влияниям внешней среды

(естественные силы природы, гигиенические факторы).

2. Обеспечение своевременного и гармонического развития организма,

расширение его функциональных возможностей, содействие формированию

правильной осанки (систематическое выполнение физических упражнений

повышает функциональные возможности сердечно-сосудистой системы,

развивает дыхательный аппарат, стимулирует регуляцию функций

пищеварения.

Малоподвижность

задерживает

развитие

сердечно-

сосудистой и дыхательной систем).

3. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и

навыков игровых действий.

Программа предусматривает:

1) последовательное обучение детей двигательным умениям в ходьбе;

ползание и лазание по гимнастической стенке и скамейке; в беге, прыжках с

места и с разбега; катание и метание мяча;

2) обучение подвижным играм;

3)

обучение

“спортивным”

упражнениям

в

старшей

и

подготовительных группах (скольжению по ледяной дорожке, катанию на

санках и коньках, велосипеде и самокате, плаванию, ходьбе на лыжах), а

также элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона,

настольного тенниса, игры в городки );

4) дети должны четко и ритмично выполнять ОРУ для рук и плечевого

пояса, ног, туловища, уметь строиться в колонну, шеренгу, круг.

4. Разностороннее воспитание двигательных способностей: воспитание

физических качеств в среднем и старшем дошкольном возрасте, глазомера;

развитие

координации

движений,

пространственной

ориентации,

равновесия.

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях должно

обеспечивать физическую готовность детей к успешному овладению

школьной программы.

Формы организации занятий

С детьми грудного возраста проводятся индивидуальные занятия в

течение 8-10 мин., включающие пассивные упражнения и приемы массажа.

Во 2-й группе раннего дошкольного возраста рекомендуется проведение

занятий два раза в неделю по подгруппам в количестве 6-10 чел.

продолжительностью 10-15 мин. Они включают групповые ОРУ с

предметами, а также в ходьбу, бег и лазание. Рекомендуется проведение

подвижных игр и ФУ на прогулке.

В детском саду занятия физическими упражнениями занимают

больший объем времени и более разнообразны по форме; они проводятся

преимущественно по группам.

Рекомендуются следующие виды занятий: занятия урочного типа,

утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на

прогулке, самостоятельная двигательная деятельность под наблюдением

воспитателя, физкультурные минутки. Физкультурные праздники и дни

здоровья лучше проводить по потокам.

Организационные формы занятий

Виды

Возрастные группы

занятий 1-я

2-я

1-я

2-я

Средняя Старшая

раннего

раннего младшая младша

возраста

возраста

я

Занятия по Массаж

2 раза в 2 раза в 3 раза в неделю по группам (из

физичес-

гимнасти- неделю

неделю по них один раз в часы прогулки)

кой куль- ка

по 10-15 10-15 мин.

туре

8-10 мин. мин. по по

под- 15-20мин. 20-25мин.25-30 мин.

ежедневно под-

группам

группам

Утрянняя -

-

Е ж е д н е в н о

гимнасти-

4-5 мин. 5-6 мин. 6-8 мин. 8-10 мин.

ка

Подвиж-

Индивиду- 8-10 Ежедневно по 2 раза (на утренней и

ные игры и ально

мин.

вечерней прогулках)

ФУна

10-15 15-20 20-25 25-30

прогулке

мин. мин. мин. мин.

В дни проведения ф/занятий:

6-8 6-10 8-10 10-12

мин. мин. мин. мин.

Физкуль-

-

-

-

-

-

Ежедневно

турная

на теоре-

минутка

тических

занятиях

1-3 мин.

Физкуль-

-

-

-

-

2 раза в 2-3 раза в

турный

год до 60 год до 1

праздник

мин.

часа 30

мин.

День

-

-

-

Не реже 1 раза в квартал

здоровья

Самостоя- Ежедневно под наблюдением воспитателя

тельная

Характер и продолжительность индивидуальны, зависят от

двигатель- потребностей детей

ная дея- УГ, ФУ под контролем

тельность родителей и вместе с ними

Наши рекомендации