Октябрь 1917: | Бифуркация (переход первенства от религии к идеологии) |
Особенности советской культуры | идеологизация, директивное утверждение единого художественного метода, ограничение свободы творчества, аннигиляция (уничтожение) культурных традиций, возведение массовой культуры в ранг официальной, противоречивость, неоднозначность. |
Социокультурные периоды: | |
1918-1920 | Раскол общества и деятелей культуры по их отношению к революции |
20-е гг.: | Равновесие противостоящих тенденций в культуре, контакты России с русским зарубежьем: - возможность творческого плюрализма, диалога культур, инакомыслия. - дискуссии об отношении к культурному наследию прошлого; - появление новых художественных течений, научных школ в социологии, психологии, педагогике, естественных науках |
массовая кампания ликвидации неграмотности населения | - начало XX в.: 29,6 % грамотных, - 1939: 89,7% |
Литература | 1.Те, кто не принял революцию и создавал свои произведения за границей. 2.Те, кто принял социализм и прославлял новые достижения своей родины. 3.Колеблющиеся (то эмигрировали, то возвращались, поняв, что не могут творить в отрыве от своего народа). |
Живопись (новые направления) | - абстракционизм (отказ от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике) – В.Кандинский; - супрематизм (разновидность абстрактной живописи, основу которой составляют комбинации из простейших геометрических элементов) – К.С.Малевич; - конструктивизм (направление, выдвинувшее на передний план конструктивно-техническую сторону художественного творчества) – В.Е.Татлин; - аналитическое искусство (развитие кубизма) – П.Н.Филонов; - сюрреализм (направление, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства) - М.Шагал. |
Наука | И.Павлов, Н.Вавилов, К.Циолковский, А.Чаянов |
30-е гг.: | - Вытеснение независимо мыслящих деятелей культуры, массовые репрессии против интеллигенции, - утверждение строгой иерархии жанров и тем; - преображение на основе идеологических установок прошлого; - утверждение метода социалистического реализма как единственно допустимого, - проведение кампании за преодоление в искусстве «формализма» и «натурализма» (обвинение в формализме Д.Шостаковича, С.Эйзенштейна, Н.Заболоцкого, Ю.Олеши, И.Бабеля); - усиление контроля за культурной жизнью (создание творческих союзов, вне которых работа деятелей культуры была невозможна; создание органов, осуществлявших централизованное руководство культурой); - классовый подход в системе образования. |
Великая Отечественная война | Особая роль литературы и искусства в пропаганде патриотизма и исторических традиций защиты Отечества. |
40-е (вторая половина) - начало 50-х: | - идеологические кампании (объекты партийной критики: М.Зощенко, А.Ахматова и др.); - усиление изоляции советской культуры от мировой (закрытие Музея нового западного искусства) |
50-е (вторая половина) – начало 80—х гг.: | Постепенное противоречивое развитие культуры: «Оттепель» в культурной жизни: - время духовного обновления (поэтические вечера в Политехническом музее; открытие театра «Современник»; первые выставки западных художников; учреждение международных кинофестиваля и конкурса им. П.И.Чайковского; издание новых литературных журналов). - В то же время: осуждение поисков в области новых художественных форм, запрет идеологического плюрализма (встречи Н.С.Хрущева с представителями интеллигенции). |
Со второй половины 80-х гг.: | - борьба между сторонниками разных путей развития России и культуры, - начало гласности, снятия цензурных ограничений и существования культуры независимо от государственных установок, - расширение влияния массовой и американской культуры на общественное сознание. |
Следствия противоречивого развития культуры | - Сохранение архетипа русского человека (вера в идеал даже на безрелигиозной почве, нацеленность на будущее, ориентация на государство, на харизматического лидера), - развитие российской науки (физика, атомная энергетика, ракетостроение, космонавтика, авиация), - Нобелевские премии: Б. Пастернак (1958), М.А. Шолохов (1965), А.И. Солженицын (1970), И.А. Бродский (1987), - появление с конца 60-х г. нового пласта в художественной культуре, не соответствовавшего канонам социалистического реализма («неофициальное искусство», андеграунд), - углубление конфликта между властью и интеллигенцией, движение диссидентов. Основные требования: свобода слова, творчества, соблюдение прав человека, - процесс политизации культуры в конечном счете привел к категоричности оценок сложных культурных явлений, их примитивизации, к подавлению инакомыслия и творческого новаторского подхода, к кризису официального искусства. |
Две особенности формирования нового типа социальной реальности в XX В. | |
1.Становление нового типа общества в наиболее развитых странах. | Определения нового типа общества: постиндустриальное общество; сверхиндустриальная цивилизация; неотехническая эра, технотронное общество; информационное общество |
Концепция постиндустриального общества | Р.Арон, З.Бжезинский, Д.Белл, А.Тоффлер. Три стадии развития европейского общества: 1.Традиционное общество: преобладает сельское хозяйство (первичная сфера). Форма социальной организации: церковь и армия. Ведущая социальная группа: священнослужители, феодалы. 2.Индустриальное общество: преобладает производство (вторичная сфера). Форма социальной организации: фирма, корпорация. Ведущая социальная группа: бизнесмены. 3.Постиндустриальное общество: преобладает деятельность ученых, наука, образование, сфера обслуживания («третичная» сфера экономической деятельности). Форма социальной организации: университет (берет на себя функции социального планирования и разработки социальных инноваций). Наиболее важная социальная группа: ученые и специалисты. Соответственно меняются средства достижения и осуществления власти: на место денег, военной силы, идеологического влияния приходят знания, интеллект и талант. Основной признак постиндустриального общества: развитие техники, преобладание интеллектуального труда над физическим в сельском хозяйстве и на производстве. |
Концепция информационного общества (определила пути формирования «материального тела» культуры конца XX в.) | Дж.Несбитт, И.Масуда, Ф.Мэклап. Информационное общество: - ведущая технология – умственная (на предыдущих этапах: ручной труд; механизированная технология), - широкое использование вычислительной техники для решения задач, ее доступность для широких слоев населения, - увеличение скорости обмена информацией, разработка новых средств ее передачи, - увеличение числа людей, вовлеченных в этот процесс. |
2.Глобализация: | |
Экономический подход | Это объективный процесс слияния национальных экономик в единую экономическую систему под влиянием глобальных финансовых рынков и ТНК |
Политико-идеологический подход | Это эффективный инструмент установления членами «глобального клуба» «нового мирового порядка». Это – идеологическая доктрина. Она пришла на смену неолиберализму, который потерпел крах |
Экологический подход | Мир объединяется с целью решения межгосударственных или локальных региональных проблем |
Информационный аспект | Главное в глобализации – изменение предмета труда. Раньше – шло преобразование природы. Теперь – преобразование человеческого сознания (и индивидуального, и коллективного). Преобразование сознания – выгодный бизнес. Во всех государствах выделяется информационная элита, которая участвует в формировании сознания. Она имеет особую систему ценностей, специфическое мировоззрение, стиль поведения |
Социокультурный подход | П.Бергер, С.Хантингтон, С.Амин, Л.Бентон. Глобализация понимается как тотальная вестернизация (т.е. экстраполяция западных ценностей и технологий во все точки мира) |
Позитивные аспекты глобализации | Негативные |
Мир в условиях глобализации развивается как взаимосвязанный. Основной принцип взаимодействия культур – принцип культурного плюрализма | Углубление экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами |
Глобализация увеличивает плотность потока информации. У различных культур есть шанс вырваться за пределы своей этнической или национальной ограниченности | Глобальные проблемы современности пополняются новыми (угроза терроризма, новые болезни, неравномерность плотности населения). Это приводит к массовой миграции и усилению напряженности в отдельных регионах |
Оказание помощи многим странам третьего мира (рабочие места, развитие ирригационных систем, образовательных программ, проектов борьбы со СПИДом) | Социокультурные последствия: унификация культурных миров, разрушение базовых ценностей национальных культур, распространение североамериканской массовой культуры как культуры-лидера среди культур постиндустриального общества |