Тема 27 Культура советского периода (1917–1991 гг.)

Октябрь 1917 г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры. С победой революции советская власть сразу приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру на основе марксистко-ленинской идеологии. Политика советского государства и большевистской партии в области культуры получила название культурной революции.

Для руководства культурным строительством в стране был создан Наркомпрос, который возглавили А. В. Луначарский и Н. К. Крупская. Главной задачей в сфере культуры является ликвидация неграмотности, создание новой советской школы. Большую роль в решении этой задачи сыграл «Декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», подписанный В. И. Лениным 26 декабря 1919 г. Советское государство решало задачу подготовки специалистов для нужд народного хозяйства. Были утверждены правила приема в вузы, при вузах начали работать лаборатории. К концу 20-х годов система народного образования была радикально перестроена: образование стало доступным для рабочих и крестьян, утверждена идеологическая основа образования – марксизм.

Подвергалась изменениям система организации науки: сохранялась Академия наук и ее институты, возникли новые учреждения, специализированные научно-исследовательские институты.

За годы социалистического строительства в советском обществе была ликвидирована массовая неграмотность, обеспечен высокий уровень образования всего населения. В 1975 г. 86 % молодежи, вступающей в жизнь, имели полное среднее образование. Во всех автономных республиках, краях, во многих областях были созданы крупные центры высшего образования и уже к 1985 г. число университетов достигло 69.

Удалось добиться крупных успехов в развитии науки, решить такие сложные задачи, как овладение атомной энергией и освоение космоса. 4 октября 1957 г. был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. 12 апреля в 1961 г. Ю. А. Гагарин совершил первый космический полет.

Ряд выдающихся советских ученых был удостоен Нобелевских премий (физик Л. Д. Ландау – за разработку теории жидкого гелия; физики Н. Г. Басов и А. М. Прохоров – за исследования в области квантовой электроники; химик Н. Н. Семенов – за исследования химических цепных реакций.) Были сформированы крупные научные центры на востоке (Сибирское отделение АН СССР). Однако многие научные открытия, крупные изобретения годами не находили практического применения, т. к. существовавшая система управления экономикой была мало восприимчива к научно-техническим открытиям.

Художественная культура не была изолирована от повседневной жизни страны, ее экономических, политических и идеологических проблем. Художественные силы республики за первые десятилетия советской власти значительно обновились. Только с 1920 по 1926 гг. впервые выступили в печати более 150 писателей (среди них: В. Каверин, М. Шолохов, А. Фадеев). Ведущими темами в советской литературе были темы революции, социалистического строительства и военно-патриотическая.

Большую роль в становлении советского театрального искусства сыграли созданные после революции театры: театры им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета, театр на Таганке, театр «Современник». Ведущие театральные коллективы страны вели постоянную борьбу за идеалы подлинного гуманизма, свободу мысли и творчества. В 1936 г. было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены К. С. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Качалов, Б. Щукин, И. Москвин, А. Нежданова.

Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 г. была национализирована кинематографическая промышленность. В 1925 г. на экраны вышли историко-революционные фильмы С. М. Эйзенштейна «Стачка» и «Броненосец Потемкин», признанные шедеврами советского и мирового киноискусства. Значительным событием в культурной жизни довоенного советского общества был выход на экраны страны кинокомедий Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». В послевоенный период значительный вклад в развитие киноискусства внесли советские кинорежиссеры Г. Козинцев, С. Герасимов, С. Бондарчук, А. Тарковский, В. Меньшов, С. Говорухин, Н. Михалков, Г. Данелия, Э. Рязанов, Г. Гайдай.

Однако сформировавшаяся в 30-е годы административно-командная система тормозила процесс развития культуры. Партийно-государственное руководство культурным строительством принимало формы грубого административного диктата.

В конце 20–начале 30-х гг. широко обсуждался вопрос о художественном методе советской литературы и искусства. В ходе дискуссии была выработана концепция социалистического реализма. Метод социалистического реализма требовал от художника «… правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. …Правдивость… должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Метод социалистического реализма на практике часто использовали для политического контроля за художественным процессом.

Массовые репрессии 30–начала 50-х гг. привели к невосполнимым потерям в области культуры, отразились на нравственном состоянии общества. Противоречия между потребностями общественного развития и методами руководства страной стали особенно остро ощущаться в период 70-х–первой половине 80-х гг.

В конце 50-х гг. произошли некоторые изменения в общественно-политической жизни страны. Начался процесс демократизации жизни советского общества, который создавал благоприятные условия для развития культуры. Важным шагом на этом пути был ХХ съезд партии, на котором прозвучал доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях».

Более демократичной стала система руководства культурой. Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции. В 1956 г. были восстановлены Ленинские премии за наиболее выдающиеся работы в области науки и искусства. Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки, литературы и искусства, пострадавших от беззакония: Н. Вавилова, В. Мейерхольда, О. Мандельштама, Г. Серебряковой и многих других. Активизировались международные связи советской культуры. Стал регулярно проводиться Московский кинофестиваль, международный конкурс исполнителей им. П. И. Чайковского. Недаром этот период в жизни советского общества (вт. пол. 50-х–60-е гг.) получил название «оттепель».

Постепенно во властных структурах начинают побеждать консервативные воззрения, возрождается практика жесткой идеологической цензуры, оргвыводов, приклеивания политических ярлыков. В советской культуре, особенно после духовного подъема 60-х, можно заметить существование официально признанной, «разрешённой» и «запрещённой» культуры инакомыслия и оппозиционности (А. Солженицин, Э. Неизвестный, В. Высоцкий). Однако мерой и критериями настоящей культуры, которая с потом и кровью проливалась через политизацию и забвения, были в нашем советском прошлом обращение к национальным истокам и общечеловеческим ценностям. Примером того служит творчество писателей В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Быкова; художников Э. Корина, М. Савицкого; режиссеров М. Шатрова, А. Германа, М. Пташука; композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича.

Знание духовных достижений культуры советского общества необходимо нынешним поколениям как важная основа восстановления некоторых разрушенных устоев общественной нравственности, непременное условие роста социальной активности, творческой инициативы и политической культуры человека.

Тема 28 Белорусская культура в ХХ – начале ХХI вв.

После революции 1917 г. народ Беларуси получил возможность развития своей культуры на основе государственного суверенитета. 20-е годы вошли в историю культуры Советской Белоруссии как время белорусизации. Политика белорусизации предусматривала создание учебных заведений на белорусском языке обучения, развития белорусской литературы и искусства, всесторонние изучения истории Беларуси, выдвижение белорусов на партийную и государственную работу. Для изучения истории и культуры Беларуси был создан Инбелкульт (Институт белорусской культуры, 1922 г.). В 1928 г. на его базе была создана Белорусская Академия наук, где работали выдающиеся ученые В. Игнатовский, В. Пичета, писатели Я. Купала, Я. Колос.

В 20-е годы формируется национальная художественная школа, что имело огромное значение в деле пропаганды белорусского искусства и подготовки кадров. В это время в республике работали такие мастера живописи как Ю. Пэн, М. Шагал, К. Малевич, Я. Крюгер.

В 20–30-е гг. белорусскую литературу пришли новые имена: А. Кулешов, М. Чарот и др. Были созданы писательские объединения «Маладняк», «Узвышша», «Полымя». В 1920 г. открылся белорусский государственный театр (БГТ-1), в том же году в Витебске был создан второй белорусский государственный театр (БГТ-2). В 1937 г. была создана белорусская государственная филармония, а в 1939 г. открыт государственный театр оперы и балета.

Однако в 30-е годы ХХ в. по мере укрепления культа личности Сталина усилилось идеологическое давление на деятелей белорусской культуры. Некоторые из них были обвинены в «нацдемовщине» и репрессированы (В. Голубок, М. Лужанин, С. Астрейка и др.). Значительно сузилась сфера использования белорусского языка, ограничивались контакты с культурами других народов.

В период Великой Отечественной войны представители белорусской культуры активно включались в борьбу с врагом. Перед противниками выступали бригады белорусских артистов, белорусские писатели активно работали в жанре публицистики.

Подъем в развитии белорусской культуры обозначился на рубеже 50 – 60-х гг. и был связан, прежде всего, с изменениями в жизни страны. Этот период называют «оттепелью», т. к. для него характерно развенчания культа личности Сталина, начало процесса политической и культурной либерализации советского общества. Советское государство стало более открытым, активизировались международные связи (в 1958 г. реорганизовано Белорусское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами).

В художественной жизни Беларуси определились два основных направления: обращение к опыту прогрессивного зарубежного искусства и ориентация на национальные традиции (работы художников М. Савицкого, Я. Шемелёва, В. Данцига, В. Поплавского и др.). Появилась плеяда талантливых писателей, которые вошли в историю под названием «шестидесятники».

Наибольших успехов белорусская литература достигла в военной тематике (И. Науменко, В. Быков, Б. Саченко, В. Домашевич и др.). Однако не обходили вниманием белорусские писатели и тему современности (И. Шамякин, К. Крапива), а также прошлого белорусского народа (В. Короткевич, И. Мележ). Очень интенсивно развивалась в 60–70-е гг. белорусская драматургия. Стали театральной классикой пьесы А. Дударева, А. Макаёнка, М. Матуковского.

Большую работу по пропаганде белорусского фольклора проводили известные музыкальные коллективы «Песняры» (руководитель В. Мулявин), «Сябры» (руководитель А. Ярмоленко).

Архитектура БССР развивалась в тесной связи, взаимодействии со средствами изобразительной и монументальной пропаганды. В 70–80-е гг. были созданы монументальные комплексы «Хатынь», «Курган Славы», «Брестская крепость-герой», «Прорыв», посвященные подвигу белорусского народа в Великой Отечественной войне.

С конца 50-х годов начала активно развиваться система образования в Беларуси. Этому способствовали законы «Об утверждении связи школы с жизнью» и «О дальнейшем развитии системы народного образования СССР». В конце 70-х годов в БССР был завершен переход к всеобщему среднему образованию. Во второй половине 50–первой половине 80-х гг. значительные изменения произошли в сфере науки. Белорусские ученые работают на самых перспективных направлениях научных исследований: физика твердого тела и полупроводников, ядерная энергетика, вычислительная математика, радиология. В 1985 г. научные исследования проводили около 200 академий и отраслевых институтов, вузов и проектно-конструкторских организаций. Беларусь заслужила право называться «сборочным цехом» Советского Союза.

Таким образом, белорусская советская культура развивалась в сложных, противоречивых условиях. С одной стороны, следует отметить значительные достижения белорусской культуры. С другой – партийной установки на создание унифицированной советской культуры по сути выхолащивали национальный характер культуры, ее истории и традиций, национального языка. Творчество многих деятелей культуры сковывалось вмешательством партийно-государственных структур.

Демократизация общественной жизни, начавшаяся в середине 80-х гг., провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направление развития культуры и науки. Все больше эта сфера духовной жизни общества освобождалась от идеологического диктата и государственного контроля, появились новые формы и жанры, были сделаны существенные шаги по пути национально-культурного возрождения.

Перестройка обнажила многие проблемы белорусской культуры. В предыдущие годы под влиянием теории «о слиянии культур», «сближение наций» происходила унификация культуры. На деле это приводило к тому, что многое из национального наследия было забыто. Не случайно поэтому общественно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской культуры. На первый план выдвигались проблемы белорусского языка, его роли в обществе. Большое значение имело принятие Верховным советом БССР закона «О языках в Белорусской ССР» (1990). В соответствии с ним белорусский язык признан государственным в республике. Однако в ходе реализации Закона выявилась и перегибы. Имели место чрезмерное администрирование при введении белорусского языка, недостаточная просветительская работа. В результате референдума в мае 1995 г. русскому языку был придан статус государственного наравне с белорусским.

В июне 1989 г. по инициативе белорусских писателей было создано товарищество белорусского языка им. Ф. Скорины. Активную работу по сохранению и пропаганде культурного наследия проводит Белорусский фонд культуры.

В 1993 г. в Минске состоялся I съезд белорусов мира. Следует отметить, что белорусская диаспора дала миру многих известных ученых и деятелей культуры, таких как И. Пригожин – президент Бельгийской королевской Академии наук, литературы и искусства (лауреат Нобелевской премии 1977 г. в области химии), Алия Клеч (Пашкевич) – ведущий художник «Диснейленда», Уейн Грецки – звезда североамериканского хоккея, Б. Кит – академик Международной академии астронавтики.

Существенные изменения происходят в сфере образования. Изменяется содержание обучения. Большое внимание уделяется изучению белорусского языка, истории, культуры, литературы. Появились новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, в том числе коммерческие.

Процесс возрождения особенно ощутимо отразился на литературе. Переизданы произведения М. Горецкого, В. Игнатовского, А. Луцкевича.

Продолжают плодотворно трудиться Н. Гилевнч, Р. Бородулин. А. Лойко, И. Чигринов. С успехом идут в театрах пьесы А. Дударева, М. Ореховского.

В конце ХХ в. в Беларуси работали 24 профессиональных театра. Помимо заслуженных коллективов театров Я. Купалы (Минск), Я. Коласа (Витебск), Большого театра оперы и балета Беларуси, появилось много новых коллективов (театр сатиры и юмора «Христофор», театр-студия «Где я?»). Большой вклад в развитие белорусского театрального искусства внесли режиссеры В. Раевский, К. Луценко, М. Пинигин, хореограф В. Елизарьев. Хорошей традицией стали выставки дипломных работ студентов Белорусской академии искусств.

В республике создается законодательная база культуры. Был принят ряд законов, о культуре, об охране культурно-исторического наследия. Все они призваны быть надежным фундаментом национального возрождения.

Успехи дальнейшего развития культуры зависят от многих факторов. Важнейший из них – продуманная государственная политика в области культуры, всемерная поддержка и финансирование, формирование в обществе высоких гуманистических ценностей и идеалов.

Тема 29 Современные тенденции в культурной жизни человечества

Анализ различных социальных систем, цивилизаций, культур, присущих странам и регионам земли (Запад, Восток, Евразийский регион), приводит нас к выводу о том, что наряду с уникальностью, неповторимостью путей становления и развития цивилизаций в их историческом движении есть общее, сходное. В XX в. почти все страны, так или иначе, вступили в полосу индустриализации экономики и всей жизни общества. Наметилась общая тенденция информатизации общества, переход стран на постиндустриальную стадию. Сегодня очевиден тот факт, что мир становится все более взаимозависимой социальной системой. Мощный поток экономической и политической интеграции оказывает влияние и на мировое культурное пространство.

Так, например, достижения цивилизационного развития, которые были осуществлены в силу определенных исторических причин в рамках отдельных национальных культур, в условиях глобализации получают все более широкое распространение и становятся действенными компонентами культуры современного мира.

Однако следует отметить, что в рамках этого, в общем позитивного, процесса проводится идея о том, что современная мировая цивилизация должна строиться на ценностных основаниях какого-то одного культурного типа, а именно западного. Тезис о том, что западные ценности должны стать всеобщими, перерос в активную деятельность по их внедрению в другие культуры (этот процесс называют вестернизацией или американизацией мировой культуры). Основными чертами процесса вестернизации являются:

1) внедрение образа жизни и потребительских ориентаций западного общества;

2) односторонний поток информации;

3) насаждение западной культуры как универсальной, исключающей вклад других культур;

4) стремление достигнуть путем культурных связей политических целей;

5) формирование социально-культурной элиты, которая должна способствовать утверждению прозападных ориентаций.

Особую роль в этом процессе играют транснациональные корпорации (ТНК). Они изменяют всю систему ценностных ориентаций, делая установку на потребление. Таким образом, ТНК способствуют обесцениванию той культурной среды, в которой они действуют. Средства массовой информации и массовая культура также обеспечивают культурную экспансию. Известно, что 80 % всей информации передается через западные СМИ. Получается, что незападные страны видят себя и свой регион чужими глазами.

Внедрение массовой культуры (учитывая доминирующее положение США в западном мире, в первую очередь имеют в виду массовую культуру американскую) ведет к идеализации образа жизни, идеологии, ценностей, мировоззрения и искусства западной цивилизации. А это означает разрыв с культурным наследием своей нации, отказ от самостоятельного мышления и поведения.

Однако реалии ХХI в. показывают, что претензии Запада все более приводят его к столкновениям с другими цивилизациями. Всплеск национально-освободительных движений и религиозный фундаментализм свидетельствует о негативном отношении к процессам вестернизации. Неспособность западной цивилизации к пониманию других культур, снижение уровня морали и духовности, культ потребления ограничивают влияние Запада на другие цивилизации.

Постепенно приходит понимание необходимости устойчивого равноправного взаимодействия всех культур. Это взаимодействие включает обмен достижениями в сфере науки, искусства, морали, ознакомление и понимание ценностей и обычаев народов мира. Всякая культура избирательно воспринимает и оценивает ценности других культур, адаптируя их к своим условиям. Это делает возможным сохранение и возрождение самобытных культурных традиций.

Примером тому может служить культура современной Беларуси. Здесь можно наблюдать процессы, направленные на создание современного социокультурного пространства, воссоединяющего национальные традиции и современные формы межкультурного диалога.

Белорусская культура выросла в условиях полиэтничности, т. к. на исконных белорусских землях всегда мирно жили и живут по сей день представители разных наций и народностей. В этом плане белорусская национальная культура, развитие которой получает серьезную государственную поддержку, доказывает, что может существовать и развиваться на принципах взаимного уважения в отношении всех народов, живущих в одном государстве и имеющих культурные особенности (фестиваль региональных культур в Гродно, «Славянский базар» в Витебске).

В тоже время, благодаря тому, что белорусская культура формировалась на границе восточного и западного миров, она оказалась способной к диалогу с другими культурами. Важной частью нашей памяти является память об известных деятелях науки и культуры, которых дала миру белорусская земля. Среди них: Игнат Домейко – народный герой Чили, основатель университета в Сантьяго; Герман Малиновский – известный немецкий математик и физик; Александр Чижевский – основатель гелиобиологии; Лев Арцимович – известный советский ученый в области термоядерного синтеза; Николай Пржевальский – исследователь-путешественник; Софья Ковалевская – известный математик; Павел Сухой – советский авиаконструктор; Гийом Апполинер (Костровицкий) – знаменитый французский поэт; Марк Шагал – художник с мировым именем и многие др.

Таким образом, подводя итог исследованию проблемы современных тенденций в культурной жизни человечества, можно отметить, что в определенном плане идет становление единого общемирового пространства. Формируются глобальные экономические сети, происходит соответствующая социокультурная адаптация, приводящая к расширению общемировой культуры. Однако эти тенденции не отменяют разнообразия и самобытности локальных культур. Можно сказать, что современный мир един и разнообразен одновременно. Важнейшим предназначением современного белорусского государства является сохранение и развитие самобытной культуры народа и ее интеграция в систему современной общеевропейской и мировой цивилизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бачишин, В. А. Культурология. Энциклопедический словарь / В. А. Бачишин. – М. : Изд-во В. А. Михайлова, 2005.

Бессольнова, Н. В. Культура Беларуси в период хрущевской «оттепели» (1956–1964 гг.) : учеб. пособие / Н. В. Бессольнова. – Гомель : БелГУТ, 2004. – 35 с.

Бессольнова, Н. В. Культурология : пособие / Н. В. Бессольнова. – Гомель : БелГУТ, 2001. – 57 с.

Волкова Д. В. Культурология : учеб. пособие / Д. В. Волкова, А. Ю. Новиков. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.

Гуревич, П. С. Культурология : учеб. пособие / П. С. Гуревич. – М., 2006.

Древние цивилизации. – М., 1989.

Зезина, М. Р. История русской культуры / М. Р. Зезина, Л. В. Кошман, В. С. Шульгин. – М., 1990.

Калач, Е. Б. Основы культурологии. Словарь терминов и понятий / Е. Б. Калач. – Гомель, 2000.

Калач, Е. Б. Преемственность в культуре. Традиции и новации / Е. Б. Калач. – Гомель, 1994.

Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. – СПб. : Питер, 2005. – 125 с.

Культурология в вопросах и ответах : учеб. пособие / под ред. Т. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 1999.

Культурология. История мировой культуры / под ред. А. Н. Марковой. – М., 2002.

Культурология / под ред. А. Н. Неверова. – Мн., 2004.

Культурология : учеб. пособие для вузов / А. И. Шаповалов [и др.] ; под общ. ред. А. И. Шаповалова. – М. : ВЛАДОС, 2004.

Культурология : учеб. пособие для вузов / С. В. Лапина [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лапиной. – 3-е изд. – Мн. : ТетраСистемс, 2006.

Культурология. Теория и история культуры / под общ. ред. И. Е. Ширшова. – Мн., 2004.

Культурология. История мировой культуры / под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

Культура и культурология : словарь / под ред. А. И. Кравченко. – М., 2003.

Левяш, И. Я. Культурология / И. Я. Левяш. – Мн., 2004.

Лыч, Л.Гiсторыя культуры Беларусi / Л. Лыч, У. Навiцкi. – Мн. : НКФ «Экаперспектыва», 1996.

Малюга, Ю. А. Культурология / Ю. А. Малюга. – М. : Инфра-М, 2006.

Мировая художественная культура / Л. Ю. Василевская [и др.]. – М. : Издательский центр АЗ, 1996.

Мировая художественная культура. От зарождения до ХVIII века (очерки истории) / Е. П. Львова [и др.]. – СПб. : Питер, 2008.

Рябцева, Н. А. История белорусской культуры / Н. А. Рябцева. – Гомель : БелГУТ, 2002. – 100 с.

Языкович, В. Р. Культурология / В. Р. Языкович. – Мн., 2005.

Контрольные вопросы по курсу «культурология»

1 Понятие «культура». Предмет культурологии.

2 Культура как система. Функции культуры.

3 Концепции развития культуры.

4 Понятие «цивилизация».

5 Религия в системе культуры.

6 Искусство как социокультурный феномен.

7 Культура первобытного общества. Рождение религиозного культа. Миф.

8 Культурное наследие Древнего Египта и Древней Месопотамии.

9 Культура Древней Индии. Буддизм.

10 Культура Древнего Китая. Конфуцианство.

11 Культура Арабского Востока. Ислам.

12 Культура Древней Греции.

13 Культура Древнего Рима.

14 Культура Западной Европы в средние века. Христианские ценности европейской культуры (V–XIV вв.).

15 Культура Западной Европы в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.).

16 Культура Западной Европы XVII века. Искусство барокко.

17 Культура Западной Европы эпохи Просвещения (XVIII в.). Искусство классицизма.

18 Расцвет западноевропейской культуры (XIX в.).

19 Культура Древней Руси (IX–XII вв.)

20 Культура Великого Княжества Литовского (XIV–XVIII вв.).

21 Культура Московской Руси (XIV–XVII вв.).

22 Культура Российской империи (XVIII в.). Реформы Петра I.

23 «Золотой век» русской культуры (XIX в.). Романтизм и критический реализм в искусстве.

24 Становление белорусской национальной культуры (XIX – нач. ХХ вв.)

25 «Серебряный век» русской культуры (кон. XIX – нач. ХХ вв.)

26 Революция 1917 г. и культура. Особенности культурных процессов в СССР в 30–40-е годы.

27 Основные достижения советской культуры послевоенного периода (1945–1991 гг.)

28 Культура Беларуси постсоветской эпохи.

29 Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму.

30 Современные тенденции в культурной жизни человечества.

Приложение А

(обязательное)

Наши рекомендации